Большая Советская энциклопедия

    I

    Станке́вич

    Антон Владимирович [13(25).6.1862, имение Губино, ныне колхоз «Октябрь» Поставского района Витебской области, — октябрь 1919, около станции Золотарёво, ныне Орловского района Орловской области], русский и советский военный деятель, генерал-майор (1917). Родился в дворянской семье. Окончил Виленское пехотное училище (1880). Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал полком, бригадой и дивизией. После Октябрьской революции 1917 Н. В. Станкевич перешёл на сторону Советской власти. В 1919 командовал 42-й и 55-й стрелковыми дивизиями 13-й армии Южного фронта. Вовремя Орловско-Кромской операции 1919 в результате измены начальника штаба 55-й дивизии бывшего генерала Лаурица С. с группой комсостава был взят в плен белогвардейцами. Оставаясь верным Советской власти, отказался перейти на сторону белогвардейцев и был ими повешен. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно).

    II

    Станке́вич

    Николай Владимирович [27.9(9.10). 1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губернии, — 25.6(7.7).1840, Нови-Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Московский университет (1834), в университете находился под влиянием профессора М. Т. Каченовского (См. Каченовский), разделяя взгляды т. н. скептической школы в историографии (статья «О причинах возвышения Москвы в 14—15 вв.»). С конца 1831 вокруг С. в Московском университете сложился литературно-философский кружок (см. Станкевича кружок). В 1837 больной туберкулёзом С. уехал на лечение заграницу. Изучал философию Ф. Шеллинга, И. Канта и И. Фихте; позднее Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В философии С. видел средство познания истины и совершенствования жизни — единственного дела, достойного нравственного человека. С 1833 С. находился под полицейским надзором за связь с антиправительственной группой студентов Московского университета во главе с Я. И. Костенецким. Главную силу исторического прогресса С. видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Литературные и эстетические взгляды С. формировались в значительной степени под воздействием Н. И. Надеждина. С. отстаивал принцип подлинной народности, выступал против фальши и пошлости в литературе и искусстве, их назначение видел в служении народу. Поэтическое наследие С. невелико. В стихах он выразил мысли и чувства, характерные для передовой русской интеллигенции, искавшей в обстановке политической реакции пути к познанию и преобразованию жизни. Письма С. — неоценимый источник изучения духовной жизни 30-х гг. С. был человек удивительной цельности, принципиальности и широты взглядов, разносторонне образованный и обладавший даром «открывать чужие таланты». Ему русская литература обязана открытием таланта поэта А. В. Кольцова; он оказал огромное влияние на В. Г. Белинского (См. Белинский), Т. Н. Грановского (См. Грановский) и И. С. Тургенева. О душевных качествах С. высоко отзывались Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.

    Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза,. М., 1890; Переписка Н. В. Станкевича.(1830—1840), М., 1914.

    Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16—18, 39—45; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197—98, 210—23; Добролюбов Н. А., Н. В. Станкевич, Собр. соч., т. 2, М. — Л., 1962; Манн Ю. В., Русская философская эстетика (1820—1830 гг.), М., 1969.

    Л. И. Насонкина.

    Н. В. Станкевич.

    III

    Станке́вич (Станоjeвић)

    Станое (12.8.1874, Нови-Сад, — 20.7.1937, Вена), сербский историк, член Сербской АН с 1933. Обучался в университетах Австрии, Германии, России. С 1900 доцент, с 1903 профессор сербской истории в Великой школе Белграда (с 1905 — университет). Участвовал в Балканских войнах 1912—13 (См. Балканские войны 1912-13), в 1-й мировой войне 1914—18; был членом серб. делегации на Парижской мирной конференции 1919—20 (См. Парижская мирная конференция 1919-20). С 1927 председатель Югославского исторического общества. Работы С. посвящены главным образом средневековой истории Сербии. Под редакцией С. издана «Народна енциклопедиja српско-хрватско-словеначка» (књ.1—4, Загреб, 1925—29).

    Соч.: Византиja и Срби, књ. 1—2, Нови Сад, 1903—06: Историja српског народа у средњем веку, т. 1, књ. 1, Београд, 1937.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813 - 40), общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей гуманизма. В 1831 создал в Москве литературно-философский кружок (К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин и др.), в котором изучались труды немецких философов И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В 1840-х гг. члены кружка играли ведущую роль как среди западников, так и среди славянофилов. С 1837 жил за границей.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Большая биографическая энциклопедия

    — историк первой половины ХVII в. О жизни его нет никаких сведений. По свидетельству Татищева, он является автором "Истории Сибири", причем это известие подтверждается и другими исследователями с той разницей, что труд его назван "Летописью о Сибири". Самый труд его не сохранился.

    "Материалы для истории русской литературы", изд. Ефремовым, СПб., 1867 г., стр. 99—Н. Новиков, "Опыт исторического словаря о российских писателях", СПб., 1772 г., стр. 201. — Митропол. Евгений, "Словарь русских светских писателей', М., 1845 г., стр. 176.

    {Половцов}

  7. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    СТАНКЕ́ВИЧ

    Николай Владимирович (21 сент. 1813 – 24/25 июня 1840) – рус. мыслитель и поэт; основатель прогрессивного лит.-филос. кружка (см. Станкевича кружок).

    В философии С. прошел сложный путь, испытав воздействие идей Шеллинга, Фихте, Канта и Гегеля, а в последние годы жизни – Фейербаха. На формирование взглядов С. оказали влияние и рус. идеалисты 20–30-х гг. (М. Г. Павлов, Н. И. Надеждин).

    Для С. характерен преимуществ. интерес к этич. проблемам. В этой связи задачу философии С. видел в том, чтобы дать строгое обоснование "верованиям и убеждениям" человека, цели его жизни, а кроме того, – объединить человеческое знание. При помощи философии (в которой его привлекал прежде всего метод, а не система) С. стремился "...выработать убеждения для собственной жизни и жить не в разладе с этими убеждениями..." (Добролюбов Η. Α., Собр. соч., т. 2, 1962, с. 396). Однако философию С. не считал своим призванием (см. Переписка Н. В. Станкевича, М., 1914, с. 341), тяготея к практич., "гражданской деятельности" (см. тамже, с. 586).

    Идея любви как осн. чувства природы, альтруизм – гл. принципы этики С. Не в противоречиях между людьми, а в их единении через любовь он видел разгадку "тайны бытия". Нравст. поступок, по С., не может иметь в своей основе подчинение внешнему долгу: "внутренний голос души", свобода воли и любовь являются основанием нравственности (см. тамже, с. 609). Иск-во, по С., должно быть проникнуто "человеческими элементами". В понимании народности иск-ва С. близок к Белинскому.

    Понимая бесчеловечность крепостной системы, С. считал, что для ее упразднения необходим соответствующий уровень умств. развития народа. Гл. задачу передовой интеллигенции С. видел в просвещении народа, следствием чего явится отмена крепостного права "сверху". Деятельность С. получила высокую оценку Чернышевского и Добролюбова (см. Н. А. Добролюбов, Собр. соч., т. 2, 1962, с. 402).

    Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890.

    Лит.: Анненков П. В., Н. В. С. Переписка его и биография..., М., 1857; Тургенев И. С., [Записка о Н. В. С.], Собр. соч., т. 11, М., 1956, с. 229–35; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16–18, 39–45; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197–98, 210–23; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. имен. указат.); Аксаков К. С., Воспоминание студенчества 1832–35-х годов, СПБ.. 1911; Гершензон М. О., История молодой России, М.–П., 1923, с. 182–209; Резцова М. В., Н. В. С. и его эпоха, [М., 1948]; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 390–94; История философии, т. 2, М., 1957, с. 261–63; Григорьян М. М., Филос. взгляды Н. В. Станкевича, в сб.: Рус. прогрессивная филос. мысль 19 в. (30–60-е годы), М., 1959; Машинский С., С. и его кружок, "Вопросы лит-ры", 1964, No 5.

    З. Смирнова. Москва.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813-1840) - русский философ. В 1830-1834 учился на словесном отделении Московского университета, жил в доме известного русского шеллингианца профессора М.Г. Павлова. Находился в круге идей немецкой классической философии и немецкого романтизма. Через изучение систем (последовательно) Шеллинга, Канта, Фихте пришел к идеализму Гегеля (во многом под воздействием Бакунина), но в ряде моментов пытался синтезировать гегельянство с шеллингианством и фихтеанством. Один из основных идеологов западничества, благодаря кому оно обрело и свою первую организационную форму - «кружок Станкевича», основанный в 1832. Наряду со С, в кружок входили: Белинский, Грановский, В.П. Боткин, М.Н. Катков, Кавелин, К.С. Аксаков и др. В 1837 С. уехал из-за плохого здоровья на лечение за границу. Слушал лекции в Берлинском университете. Последние годы жизни провел в Италии. Писал мало, специальных работ по философии не создал. Круг идей С. реконструируется из его статей, а главным образом - из обширной переписки. В 1914 была издана его переписка, в 1982 вышел том избранного. Конкретным деятельностным началом бытия, согласно С, выступает Дух. Автономного человеческого разума оказывается недостаточно для его выражения. Поэтому необходимо религиозное начало, понимаемое как всеобщая любовь, составляющая сущность человеческой жизни, в которой разум – лишь одна из ее составляющих. Упрочить религиозное начало и определить место разума может только философия. Конкретным деятелем в мире является нравственно совершенная личность, укорененная через этическое долженствование и единение с другими людьми через любовь в трансцендентальной сфере. Нравственные ориентиры позволяют избежать или преодолеть разобщенность людей. Действительность как внешнее бытие - царство случайности. Действительность в ее истинности есть царство духа. Отсюда философия истории С, рассматривающая человеческий род как единое целое, и исторический процесс - как закономерное проявление этого целостного единства. Основные идеи философии истории С. были развиты в работах Грановского.

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    Антон Владимирович (25.VI.1862 - Х.1919) - рус. воен. деятель, во время гражд. войны командир Красной Армии. Род. в Виленской губ. в дворянской семье. В 1878 - на воен. службе. В 1908 - командир 329-го Бузулукского пех. полка. В конце 1-й мировой войны 1914-18 ген.-майор, командир бригады 62-й пех. дивизии. После Окт. социалистич. революции перешел на сторону Сов. власти и добровольно вступил в Красную Армию. В 1919 командовал 42-й стрелк. дивизией на Юж. фронте, затем был пом. командующего 13-й армией. В окт. 1919 временно командовал 55-й стрелк. дивизией, к-рая вела бои против войск Деникина под Орлом. С. был предан нач. штаба его дивизии, перебежавшим к белым. Оказавшись в плену, С. категорически отказался от службы в белой армии. Воен. белогвардейским судом С. был приговорен к смертной казни через повешение. После разгрома белых под Орлом тело С. было привезено в Москву и 10 нояб. 1919 с воинскими почестями похоронено на Красной площади у Кремлевской стены. С. был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

    Лит.: Смерть героя, "Правда", 1919, 24 окт.; Памяти красного генерала, "Правда", 1919, 11 нояб.; Тодорский А. И., Под сенью Кремлевской стены, "Красная звезда", 1957, 18 окт.

    2

    .

    Николай Владимирович (21.IX.1813 - 25.VI.1840) - рус. общественный деятель, мыслитель, поэт. Из дворян Воронежской губ. Окончил Моск. ун-т (1834). В ун-те находился под влиянием проф. М. Т. Каченовского и Н. И. Надеждина. С. и С. М. Строев принадлежали к т. н. "скептической школе" в историографии. В свете взглядов этой школы С. написал статью "О причинах возвышения Москвы" в 14-15 вв. Зимой 1831-32 С. основал лит.-филос. кружок в Моск. ун-те. К кружку принадлежали молодые люди, к-рые в дальнейшем сформировались в совершенно различных по идейному направлению и значению деятелей: В. Г. Белинский, В. П. Боткин, М. А. Бакунин, К. С. Аксаков, M. Н. Катков, историк Строев, будущий деятель народного просвещения Я. М. Неверов (1810-93), ученый-востоковед П. Я. Петров (1814-75), поэты В. И. Красов (1810-54) и И. П. Клюшников (1811-95). К кружку С. близко стояли Т. Н. Грановский, историк О. М. Бодянский; большое влияние кружка, особенно Белинского, испытал поэт А. В. Кольцов. Участников кружка объединял интерес к философии, истории и лит-ре, отвращение к крепостничеству, а также огромное личное обаяние С., человека высоких нравственных идеалов, широких взглядов и разносторонних знаний. С. и его друзья изучали гл. обр. нем. идеалистич. философию, в частности Ф. Шеллинга. Внутр. развитие кружка С., как и его самого, было весьма динамичным и идейно тесно связанным с кружком А. И. Герцена; в 30-х гг. они принадлежали к одному лагерю политич. свободомыслия. Изучив Шеллинга, И. Канта и И. Фихте, С. обратился к философии Г. Гегеля, а в последние годы жизни Л. Фейербаха. Изучение философии для С. было не самоцелью, но этапом на пути к гражд. деятельности. Гл. силу ист. прогресса С. видел в просвещении, осн. задачей рус. интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Лит. и эстетич. взгляды С. основывались на принципах подлинной народности, С. выступал против фальши и пошлости в искусстве. В 1837 больной туберкулезом С. вынужден был уехать на лечение за границу, в связи с чем кружок стал постепенно распадаться. Кружок С. - интересное и малоизученное явление в рус. историко-культурном процессе.

    Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза, М., 1890; Переписка Н. В. Станкевича. 1830-1840, М., 1914.

    Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16-18, 39-45; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197-98, 210-23; Добролюбов Н. A., Н. В. Станкевич, Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1962; Корнилов A. A., Молодые годы М. Бакунина, М., 1915; Гершензон М. О., История молодой России, М., 1923; Машинский С. И., Станкевич и его кружок, "Вопр. лит-ры", 1964, No 5.

    Л. И. Насонкина. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия