связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. П. есть одно из проявлений диалектики Отрицания отрицания законаи перехода количественных изменений в качественные (См. Переход количественных изменений в качественные). П. носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны П.: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. П. — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. П. может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода. П. обозначает также всю совокупность действия традиций (См. Традиция), воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности. При этом следует различать наследование подлинных ценностей культуры и сохранение пережитков (См. Пережитки) прошлого. Марксизм-ленинизм выступает как против левацко-анархического отрицания культуры прошлого, так и некритического отношения к ней. На принципе П. основаны все социальные институты обучения и воспитания. О П. в биологии см. ст. Наследственность.
В. А. Кругликов.
ПРЕЕ́МСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна (книжн.). Осуществляющийся в порядке преемства, последовательности от одного к другому. Преемственная связь.
-и, ж.
Свойство по знач. прил. преемственный.
Преемственность власти. Преемственность традиций. Преемственность поколений.
□
[Культура] создается традицией. Это есть бесконечная преемственность. Никакая культура не может возникнуть вдруг, из ничего. Конашевич, О себе и своем деле.
ПРЕЕ́МСТВЕННОСТЬ, преемственности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к преемственный. Преемственность власти. Преемственность культурной традиции. В порядке преемственности.
ж.
отвлеч. сущ. по прил. преемственный
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций. См. также Наследственность.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. Обозначает также всю совокупность действия традиций.
жен. succession, continuityreceivership
portability
ж
1)Nachfolge f; Erblichkeit f(наследственность)
2)(последовательность) Aufeinanderfolge f; Kontinuität f(непрерывность)
преемственность ж 1. Nachfolge f; Erblichkeit f (наследственность) 2. (последовательность) Aufeinanderfolge f; Kontinuität f (непрерывность)
ж.
succession f
ж.
sucesión f; herencia f, continuidad f
потеря́ть (нару́шить) прее́мственность — perder (romper) la continuidad
ж.
continuità; successione
преемственность власти — continuità del potere
историческая преемственность — continuità storica
связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отд. его характеристик при переходе к новому состоянию. П. выступает как одна из важнейших сторон закона отрицания отрицания.
В истории философии для тех метафизич. концепций, которые сводят развитие к плоскому эволюционизму или круговороту и рассматривают его как воспроизведение относительно неизменных форм, характерно гипертро-фирование П. Концепции типа теории катаклизмов, напротив, недооценивают или даже отрицают П., гипертрофируя изменения, различия в объекте при переходе его к новым состояниям.
Развёрнутый теоретич. анализ П. в связи с диалектич. концепцией развития впервые был проведён Гегелем, который рассматривал П. как существ. сторону диалектически понятого отрицания.
Диалектич. материализм различает П. при количеств. изменениях, когда её осн. содержание составляет сама структура, организация объекта (напр., биологич. воспроизводство в рамках одного вида), и П. при качеств. изменениях, когда структура объекта трансформируется, а содержанием П. являются отд. элементы и характеристики объекта.
Принципиальное значение имеет выявление специфики П. в обществ. развитии. Одна из осн. проблем возникающих здесь — проблема взаимозависимости П. различных форм обществ. жизни. С одной стороны, «история есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 44—45); следовательно, главной в развитии общества является П. материального производства, определяющая П. и различных форм духовной Жизни. С др. стороны, эти последние, будучи обусловлены уровнем экономич. развития, в то же время непосредственно зависят от мыслительного материала, накопленного предшествующими поколениями.
В силу сложности и внутр. противоречивости социального развития П. здесь может носить либо прогрессивный, либо реакц. характер в зависимости от того, каково отношение её содержания к социальному прогрессу. Борьба с П. консервативных взглядов, традиций, привычек составляет важное условие эффективного идеологич. руководства обществом.
Особой проблемой является соотношение П. и классовости в развитии духовной жизни общества. С точки зрения вульгарного социологизма (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнёв и др.) эти понятия взаимоисключают друг друга. Но на деле П.— необходимый атрибут развития духовной культуры классового общества, т. к. не все ее компоненты являются классовыми и тем более реакционными.
В науч. познании П. основывается на том, что в каждой относит. истине содержатся зёрна абс. истины. В философии П. выражается в относит. устойчивости осн. принципов разрешения фундаментальных проблем онтологии, гносеологич. социологии, этики и эстетики.
Маркс К., Морализирующая критика и критизирующая мораль, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; Ленин В. И., Успехи и Трудности Сов. власти, ПСС, т. 38; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; Балле? Э. А., П. в развитии культуры, М.,1969; его ж е, Коммунизм. Культура. Человек М.,1979; Неновски Н., П. в праве, пер с болг., М.,1977; Бушмин А. С., П. в развитии литературы, Л., 19782; Чалоян В. К., Восток— Запад. П. в философии антич. и ср.век. общества, М., 19792; Г?инин В. В., Ладыгина А. В.; Искусство: диалектика П., Минск, 1979.
прее́мственность
см. Наследственность, Традиция.
* * *
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬПРЕЕ́МСТВЕННОСТЬ, связь между явлениями в процессе развития(см. РАЗВИТИЕ (биологический процесс)) в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей(см. ЦЕННОСТЬ) от поколения к поколению, от формации(см. ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций(см. ТРАДИЦИЯ). См. также Наследственность(см. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ).
portability
- англ. succession/"continuity; нем. Kontinuitat. Связь между различными этапами или ступенями развития, сущность к-рой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию.