Словарь Брокгауза и Ефрона

    — живописец; род. в 1848 г.; воспитывался в Вятской духовной семинарии, откуда, в 1868 г. перешел в ученики Имп. Академии художеств, в которой пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали. По выходе из Академии ездил в чужие края. Начал являться пред публикою со своими произведениями в 1369 г. и с тех пор весьма часто участвовал сначала на академических, а потом передвижных художественных выставках. Воспроизводит преимущественно сцены русского быта и сказочные сюжеты; в последнее время трудится над украшением стен Владимирского собора в Киеве религиозными изображениями. Из картин его особенно достойны внимания: "С квартиры на квартиру" (1876), "Акробаты" (1878, собственн. Государя Императора), "Витязь" (1878), "Дурочка Аленушка" (1881) и нек. др.

    А. Сомов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Васнецов Виктор Михайлович [3(15).5.1848, с. Лопьял, ныне Кировской области, ‒ 23.7.1926, Москва], русский живописец. Учился в Петербурге в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867‒68) у И. Н. Крамского и в АХ (1868‒75), действительным членом которой стал в 1893. С 1878 член Товарищества передвижников. Посетил Францию (1876) и Италию (1885). Жил в Петербурге и Москве. В годы учёбы выполнял рисунки для журналов и дешёвых народных изделий («Народная азбука» Столпянского, издавалась в 1867; «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, издавалась в 1874). В 1870-е гг. выступил с небольшими жанровыми картинами, тщательно написанными преимущественно в серовато-коричневой цветовой гамме. В сценках уличной и домашней жизни мелких купцов и чиновников, городской бедноты и крестьян В. с большой наблюдательностью запечатлел различные типы современного ему общества («С квартиры на квартиру», 1876, «Военная телеграмма», 1878, ‒ обе в Третьяковской галерее). В 1880-е гг., оставив жанровую живопись, создавал произведения на темы национальной истории, русских былин и народных сказок, посвятив им почти полностью всё своё дальнейшее творчество. Одним из первых русских художников обратившись к русскому фольклору, В. стремился придать эпический характер своим произведениям, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства. В. создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), проникнутая искренней поэтичностью, «Иван-царевич на сером волке» (1889), «Богатыри» (1881‒98), исполненные веры в богатырские силы народа, «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897, все в Третьяковской галерее). С общей направленностью станковой живописи В. 1880‒1890-х гг. тесно связаны его работы для театра. Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке «Снегурочка» А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886), исполненные по эскизам В., ‒ пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, ‒ оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 ‒ начале 20 вв. Пейзажные фоны произведений В. на сказочные и исторические темы, проникнутые глубоко национальным ощущением родной природы, то замечательные лирической непосредственностью её восприятия («Аленушка»), то эпические по характеру («После побоища Игоря Святославича с половцами»), сыграли важную роль в развитии русской пейзажной живописи. В 1883‒85 В. выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве, в 1885‒96 ‒ большую часть росписей Владимирского собора в Киеве. В росписях Владимирского собора В. пытался внести духовное содержание и эмоциональность в традиционную систему церковной монументальной живописи, которая во 2-й половине 19 в. пришла в полный упадок. Живопись В. в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль «модерн». В. исполнил также ряд портретов (А. М. Васнецова, 1878; Ивана Петрова, 1883; оба ‒ в Третьяковской галерее), иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» А. С. Пушкина (акварель, 1899, Литературный музей, Москва). По его рисункам сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве (под Москвой; 1883), выстроен фасад Третьяковской галереи (1902). В советское время В. продолжал работать над народными сказочными темами («Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918; «Кащей Бессмертный», 1917‒26; обе картины ‒ в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

    Лит.: Стасов В. В., Виктор Михайлович Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954; Лебедев А. К., В. М. Васнецов. 1848‒1926, М., 1955; Моргунов Н., Моргунова-Рудницкая Н., В. М. Васнецов, М., 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926) - российский живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины ("С квартиры на квартиру", 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок ("После побоища", 1880, "Аленушка", 1881, "Богатыри", 1881-98). Выступал как театральный художник ("Снегурочка" А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885-96).ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ Юрий Алексеевич (1900-73) - российский график, народный художник России (1966). Автор красочных, проникнутых духом русского фольклора иллюстраций к детским книгам ("Ладушки", "Радуга-дуга") и эстампов. Государственная премия СССР (1971).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    В. М. Васнецов.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Васнецо́в Виктор Михайлович

    (1848—1926), живописец. Брат А. М. Васнецова. Передвижник. Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Алёнушка», 1881, «Богатыри», 1881—1898). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—1896).

    * * *

    ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович

    ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович (1848—1926), русский живописец. Брат А. М. Васнецова(см. ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович). Передвижник(см. ПЕРЕДВИЖНИКИ). Жанровые картины («С квартиры на квартиру», 1876), лирические или монументально-эпические полотна на темы русской истории, народных былин и сказок («После побоища», 1880, «Аленушка», 1881, «Богатыри», 1881—98). Выступал как театральный художник («Снегурочка» А. Н. Островского, 1882, 1886) и живописец-монументалист (росписи Владимирского собора в Киеве, 1885—96).

    * * *

    ВАСНЕЦО́В Виктор Михайлович [3 (15) мая 1848, село Лопьял, ныне в Кировской области — 23 июля 1926, Москва), русский художник. Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма(см. РЕАЛИЗМ (в искусстве)) 19 века к стилю модерн(см. МОДЕРН).

    Годы учебы

    Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862—67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867—68 учился под руководством И. Н. Крамского(см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич). В 1868—75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 — член Товарищества передвижных художественных выставок(см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК).

    Ранний период

    Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В первом он следует принципам передвижнического социально-критического жанра. Среди героев картин — петербургская беднота, например, чета обнищавших стариков, меняющая жилище («С квартиры на квартиру», 1876, Третьяковская галерея). Добродушного юмора полна картина «Преферанс» (1879, там же), иронизирующая над унынием мещанской жизни. Ирония и сострадание сливаются здесь воедино, что близко поэтике Ф. М. Достоевского.

    Фольклорно-исторические картины

    Подъем общественного интереса к национальным древностям в последние десятилетия 19 века приводит к решительным сдвигам в творчестве художника. Обращаясь к темам фольклорной мифологии, он радикально реформирует русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Среди его популярных полотен этого периода — картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (по мотивам «Слова о полку Игореве», 1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897). Наибольшую известность получила картина «Три богатыря» (1881—98; все четыре — в Третьяковской галерее) с фигурами конных витязей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича(см. АЛЕША ПОПОВИЧ), охраняющих границы отечества.

    На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос. Ряд произведений (напр., «Три царевны подземного царства», 1881, Третьяковская галерея) уже несет в себе все характерные черты декоративной картины-панно стиля модерн, основанной на поэтике символизма(см. СИМВОЛИЗМ), которая размывает границы между сказочной фантастикой и реальностью. У русских и зарубежных ценителей (напр., у А. А. Блока(см. БЛОК Александр Александрович) и Р. М. Рильке(см. РИЛЬКЕ Райнер Мария) ) творчество нового, «эпического» Васнецова находит горячий отклик как выражение «нового русского стиля».

    Новаторский этап в сценографии составили васнецовские эскизы к постановке пьесы-сказки А. Н. Островского(см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) «Снегурочка» (акварель, 1881—82, музей-усадьба в Абрамцеве) на домашней сцене С. И. Мамонтова(см. МАМОНТОВ Савва Иванович) в Москве и одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова(см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич) (акварель, гуашь, 1885, Третьяковская галерея) в Московской частной русской опере того же мецената.

    Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883—85), написанном для московского Исторического музея, изобразив на нем древних предков славян. Но самым крупным его свершением в области монументального искусства явились росписи киевского Владимирского собора (1885—96); стремясь по возможности обновить византийские каноны, художник вносит в религиозные образы лирическое, личностное начало, обрамляет их фольклорным орнаментом.

    Архитектура и дизайн

    Самобытен вклад Васнецова также в историю архитектуры и дизайна. В русском стиле(см. РУССКИЙ СТИЛЬ) он видел не просто предлог для подражания старине, но и почву для воспроизведения таких свойств древнерусского зодчества, как органическая, «растительная» целостность и декоративное богатство форм. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции (1881—82) и шутливо-сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883). Им была также разработана декоративная композиция фасада Третьяковской галереи (1906) с гербом Москвы (св. Георгий, побеждающий дракона) в центре.

    Поздний период

    Поздний период творчества художника исполнен мрачных переживаний. Ужасы революционного террора начала века толкают его в лагерь правых экстремистов национал-шовинистического толка. Он вступает в «Союз русского народа»(см. СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА), оформляя своими славянскими орнаментами издания «союзников». Полны сложного аллегорического подтекста картины «Царевна-Лягушка» (1901—18) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913—18); общественность воспринимала их как выражение тревожных раздумий мастера по поводу назревавшей и свершившейся социальной катастрофы. После Революции он не принимает активного участия в художественной жизни, но продолжает работать, создав, в частности, ряд значительных портретов, в том числе неоконченный портрет художника М. В. Нестерова(см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич) (1926; все три — Дом-музей В. М. Васнецова, Москва), испытавшего его глубокое влияние. В 1953 московский дом Васнецова (построенный по его эскизу в 1894 году) был превращен в Дом-музей. Музей имени братьев Васнецовых был открыт в 1988-м в Кирове (б. Вятка).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Лермонтовская энциклопедия

    ВАСНЕЦ́́ОВ Виктор Михайлович (1848—1926), рус. художник. Брат А.М.Васнецова. Чл. Т-ва передвижников. В историю рус. иск-ва вошел как создатель картин на сюжеты из нар. эпоса. В 1880 С. И. Мамонтов, владелец Абрамцева, предложил В. Д. Поленову и В. написать картину на сюжет стих. Л. «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной»). Эскизы были выполнены обоими художниками. В. написал картину, к-рая в 1882 экспонировалась Т-вом передвижных худож. выставок и тогда же была приобретена Поленовым (холст, масло; Гос. музей-усадьба В. Д. Поленова, Поленово Тульской обл.). Героико-романтич. стиль картины соответствует духу стих. Л.Для изд. соч. Л. (Кушнерев, 1891) В. выполнил 4 илл. к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.), «Пир у Ивана Грозного» (итал. карандаш; местонахождение оригинала неизв.; два первонач. эскиза — ЦГАЛИ), «Кулачный бой» и «Прощание Калашникова с братьями перед казнью» (обе — итал. карандаш; ГРМ). В. мастерски передает рус. быт эпохи Ивана Грозного и облик древней Москвы — «тесовы кровельки», «стена кремлевская белокаменная», старинная колокольня с «большим колоколом» близ Лобного места. Художнику удалось создать яркие, эмоциональные, хотя и неск. театрализованные образы гл. героев «Песни...». Как и у Л., народ у В. принимает непосредств. участие в происходящем: взволнованная толпа присутствует при сцене боя. Рисунки В. прочно вошли в осн. фонд илл. к «Песне...» и постоянно включаются в изд. соч. Л.Лит.: Лебедев Г. Е., Рус. книжная илл. XIX в., М., 1952, с. 61, 164—65; Стасов В. В., В. М. Васнецов и его работы, в его кн.: Статьи и заметки, т. 2, М., 1954, с. 220; Сидоров, с. 279.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: