Большая Советская энциклопедия

    Билибин Иван Яковлевич [4(16).8.1876, Тарховка, близ Петербурга, ‒ 7.2.1942, Ленинград], русский график-иллюстратор и театральный художник. Учился в Мюнхене у А. Ажбе (1898), в Петербурге у И. Е. Репина ‒ в школе-мастерской М. К. Тенишевой (1898‒1900) и в АХ как вольнослушатель (1900‒04). Член объединения «Mup искусства». В 1905‒06 сотрудничал в сатирическом журнале «Адская почта» и «Жупел», где были опубликованы его карикатуры, направленные против самодержавия. Преподавал в рисовальной школе общества поощрения художеств (1907‒17). В 1920‒36 жил за границей (Египет, Франция). С 1936 профессор АХ в Ленинграде. Б. создал характерный «билибинский стиль» книжной иллюстрации, основанный на изощрённой стилизации мотивов народного и средневекового русского искусства (лубка, вышивок, резьбы по дереву, миниатюр рукописей и др.). Строгая графичность рисунка, плоскостность форм, орнаментальность и декоративность общего решения сближают произведения Б. с графикой стиля «модерн».

    Наиболее известны поэтичные и красочные иллюстрации Б. к русским сказкам и былинам, воссоздающие сказочный и фантастический мир русского фольклора. Графически-орнаментальный стиль своих книжных иллюстраций Б. использовал и в театральных работах. Произведения: иллюстрации к былине «Вольга» (изд. 1904), «Сказке о Золотом петушке» Пушкина (изд. 1910), «Песне про купца Калашникова» Лермонтова (изд. 1941); эскизы декораций и костюмов к операм Римского-Корсакова «Золотой петушок» (1909, Оперный театр С. И. Зимина, Москва) и «Сказке о царе Салтане» (1937, Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова).

    Соч.: Народное творчество русского Севера, «Мир искусства», 1904, № 11.

    Лит.: Липович И. Н., И. Я. Билибин, [Л.], 1966.

    В. М. Петюшенко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БИЛИБИН Иван Яковлевич (1876-1942) - российский график и театральный художник. Член "Мира искусства". Иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Били́бин Иван Яковлевич

    (1876—1942), российский график и театральный художник. Член «Мира искусства». Иллюстрации к русским сказкам и былинам, произведениям А. С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», изд. 1910) и М. Ю. Лермонтова выполнены в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства.

    * * *

    БИЛИБИН Иван Яковлевич

    БИЛИ́БИН Иван Яковлевич (4 (16) августа 1876, Тарховка близ Петербурга — 7 февраля 1942, Ленинград) — русский художник, график, театральный художник, член «Мира искусства»(см. МИР ИСКУССТВА), автор иллюстрации к русским сказкам и былинам в декоративно-графической орнаментальной манере, основанной на стилизации мотивов русского народного и средневекового искусства; один из крупнейших мастеров национально-романтического направления в русском варианте стиля модерн(см. МОДЕРН).

    Выходец из старинного купеческого рода. Учился в студии А. Ажбе(см. АЖБЕ Антон) в Мюнхене (1898), а также в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой(см. ТЕНИШЕВА Мария Клавдиевна) у И.Е. Репина(см. РЕПИН Илья Ефимович) (1898—1900). Жил в Петербурге, был активным членом объединения «Мир искусства»(см. МИР ИСКУССТВА). Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые по заданию этнографического отдела Русского музея путешествия по северным губерниям (1902—1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Свои впечатления обобщил не только в образах, но в ряде статей («Народное творчество русского Севера», 1904; и др.). Испытал также большое влияние японской ксилографии.

    Иллюстрируя с 1899 сказки и былины («Василиса прекрасная», «Сестра Аленушка и братец Иванушка», «Финист Ясный Сокол» и др., пушкинские сказки о царе Салтане и Золотом петушке), создал в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

    Эти графические циклы, впечатляющие своим орнаментальным богатством, до сих пор пользуются большой популярностью среди детей и взрослых благодаря многочисленным переизданиям. То же национально-романтическое настроение (сам мастер причислял себя именно к «художникам-националистам») доминирует и в его сценографии, которой он успешно занимался с 1904, работая в антерпризе С. П. Дягилева(см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), московского Оперного театра С. И. Зимина(см. ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗИМИНА).

    Билибинские «пряничные» царства, впрочем, действительно романтичны — в том смысле, что откровенно ирреальны, пронизаны лукавой иронией, лишены всякой апологетики. Придерживаясь антимонархически-либеральных убеждений, художник охотно принял участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», появившихся в период Первой русской революции 1905. Его политические гротески выделяются своим злым сарказмом, беспощадным к существующему строю. Такова, в частности, карикатура на Николая II («Осел в 1/20 натуральной величины»,1906), за которую он был подвергнут краткому административному аресту.

    Когда же революция свершилась, Билибин вначале ее не принял: участвовал в агитпропаганде деникинского правительства, в 1920 эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем, в 1925, переехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера — узорчатая, экзотически броская — стала своеобразным эталоном «стиля рюсс», то есть «русского стиля», за рубежом, питая ностальгические воспоминания. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

    «Национально-большевистский» поворот в политике, распространение идей «советского патриотизма», характерных для сталинской эпохи, способствовали возвращению Билибина на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935—1936), он вновь поселился в Ленинграде. В последнее десятилетие своей жизни преподавал во Всероссийской академии художеств, по-прежнему выступая в амплуа книжного и театрального художника: вновь оформил «Сказку о царе Салтане» (как оперу Н. А. Римского-Корсакова в Государственном театре оперы и балета им. С. М. Кирова, 1936—1937, и как книжку А. С. Пушкина, вышедшую в те же годы в Гослите). Сергей Эйзенштейн задумал привлечь его как художника к работе над фильмом «Иван Грозный», но смерть Билибина в блокадном Ленинграде не позволила осуществиться этой идее.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Лермонтовская энциклопедия

    БИЛ́́ИБИН Иван Яковлевич (1876—1942), сов. художник, театр. декоратор, график. Входил в объединение «Мир искусства». Графич. стиль Б. сформировался под влиянием нар. иск-ва (лубок, вышивка, резьба по дереву), а также иконописи и др.-рус. книжной миниатюры. Известны илл. Б. к нар. сказкам, былинам и соч. А. С. Пушкина. В 1904 Б. обратился к творчеству Л., выполнив две илл. к «Песне про... купца Калашникова»: «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» (см.: «Выставка картин «Союза рус. художников», М., 1905; местонахождение оригинала неизв.) и «Пир у Ивана Грозного» (акв., тушь, Пензен. обл. картинная галерея). В 1909 Б. создал одну илл. к стих. «Воздушный корабль» (черная акв., музей ИРЛИ). В 1938—39 иллюстрирует «Песню...» по заказу ГИХЛ: «Гусляры», «Пир у Ивана Грозного», «Кирибеевич и Алена Дмитриевна», «Калашников в лавке» (Домик Л.), «Кулачный бой», «Иван Грозный с евангелием», аллегорич. изображение смерти Кирибеевича — подрубленная сосна на опушке леса. «Государственное издательство, — писал Б., — могло бы поручить мне и «Демона», и «Мцыри», но заказало именно «Купца Калашникова», ибо знало, что мне, Билибину, он ближе по своему духу и строю». Полное и большего формата изд. «Песни...» с илл. Б. и его буквицами, заставками и орнамент. украшениями осуществлено в 1943 (повторено в 1945); в нем титульный лист выполняет и роль илл. (Домик Л.; остальные работы Б. к «Песне...» — акв., тушь — частные собр. в Москве и Ленинграде). Чернобелые илл. (тушь) гармонично сочетаются с орнамент. элементами (цветная акв.); образы героев выразительны и поэтичны, художнику удалось передать заносчивость Кирибеевича, спокойную уверенность купца, смятение его жены. С большим знанием эпохи воссозданы рус. архитектура, костюмы, предметы быта. Все элементы оформления создают единый ансамбль, подчинены общему худож. замыслу.Лит.: И. Я. Билибин. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике, [Л., 1970], с. 27, 62, 123, 167, 299, 313—14; Ковалевская Е. А. [вступ. ст.], в кн.: Лермонтов. Картины и рисунки поэта. Илл. к его произв., М. — Л., 1964, с. 5—16; И. Я. Билибин. Каталог выставки, М., 1952; Сидоров, с. 244—46.

  7. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: