Ковалевский Максим Максимович в словарях и энциклопедиях
— один из наиболее выдающихся современных русских юристов, род. в 1851 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, воспитывался в харьковском университете, где под влиянием Д. И. Каченовского начал изучение истории английских учреждений, продолжал его в Берлине, Париже и Лондоне, сблизившись в последнем с выдающимися представителями науки: Мэном, Брайсом, Марксом и др. и перейдя к истории учреждений и других стран Европы. С 1877 по 1887 гг. был профессором государственного права и сравнительной истории права (история иностранного законодательства) в московском университете. После удаления с кафедры читал ряд лекций в Стокгольме и Оксфорде. Выяснение взаимодействия социально-экономического и политического строя в поступательном ходе развития человеческих обществ, привело К. к изучению древнейшей истории учреждений, сперва в направлении, указанном Мэном, а затем в духе новой школы этнографов-социологов: Тейлора, Леббока, Моргана, Спенсера и др. Так определились две группы работ, изданных К. в России и за границей. К первой принадлежат: "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV в. до смерти Людовика XIV" (М., 1877); "История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I" (Прага, 1877, магистерская диссертация); "Полиция рабочих в Англии в XIV в. и мировые судьи, как судебные разбиратели споров между предпринимателями и рабочими "(Лондон, 1876); "Общественный строй Англии в конце средних веков" (М., 1880, докторская диссертация) и "Происхождение современной демократии" (М., 1895 г., т. I) — начало обширного труда, продолжение которого печатается и в котором автор намерен проследить развитие демократических теорий в связи с общественным и политическим строем западной Европы со времен французской революции до современных социалистических тенденций демократии. Связанные единством воззрений, основанные часто на самостоятельных архивных изысканиях и обширной эрудиции, богатые оригинальными мыслями, названные сочинения дают цельное представление о затрагиваемых автором эпохах и сторонах жизни. К. придает огромное значение социально-экономическим условиям ("общественному строю") развития общества, как базису и связующему его элементу, определяющему в значительной степени и его политический строй; но он показывает и возможность видоизменения и пересоздания его путем сознательной и последовательной правительственной политики. Признавая безусловную зависимость политических идей от существующих социально-экономических и политических отношений, он, тем не менее, постоянно показывает, что история делается меньшинством и что мысли принадлежит направляющее влияние в развитии. Вторую группу трудов Ковалевского составляют: "Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Лондон, и немецкое издание Цюрих, 1876); "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" (М., 1880); "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения " (М., 1879); "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (М., 1886, перевод по-французски, 1893); "Первобытное право" (М., 1876), "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1887); "Tableau des origines et de l' évolution de la famille et de la propriété " (Стокгольм, 1890, в "Scrifter utgifna af Lorenska Stiftelsen", русский перевод Иолшина, СПб., 1895); "Современный обычай и древний закон в России" (лекции, читанные в Оксфорде и напечатанные по-английски) и "Этюды по русскому обычному праву", в "Nouv. Revue historique de droit", на французском языке. Здесь К. дает не только удачно и оригинально сформулированные и вполне соответствующие духу историко-сравнительного (термин К.) метода (см. Сравнительный метод в юриспруденции) правила и образцы их применения, но и является убежденным защитником всех важнейших выводов, сделанных при его помощи новейшими этнологами-социологами: стадного сожития и матернитета, как исходного пункта развития общества и семьи, и общинного землевладения, как первоначальной формы обладания в особенности. Пересматривая и группируя в одно целое аргументы, добытые своими предшественниками, К. добавляет к ним и новые соображения, и новые факты, добытые, главным образом, из самостоятельного изучения быта кавказских горцев. Оригинальность К. и здесь, между прочим, состоит в том, что, признавая, вместе с другими, последовательность эволюции общественных отношений, он постоянно отмечает могучее действие причин искусственных: правительственной политики и чуждого стране строя идей, вносимого завоевателями. Обратившие на себя внимание многих выдающихся европейских ученых (Дареста и Виоле во Франции, Поста в Германии, Поллока в Англии) историко-сравнительные работы К. в России имеют особенно важное значение, указывая лучший путь изучения ее собственного права, до крайности разнообразного, соответственно разнообразию народностей, ее населяющих, и бытовым особенностям отдельных областей и классов ее населения. Иногда К. слишком поспешен в своих обобщениях, не всегда достаточно соразмеряет силу аргумента с мыслью, проведением которой занят, часто неточен в ссылках на источники и труды других авторов, неровен в изложении. Каковы бы ни были, однако, недостатки его работ, его научно-литературная деятельность представляет явление, подобного которому не много найдется образцов и в современной литературе Запада. К. принадлежит еще ряд журнальных статей по вопросам права и политики в русских и иностранных изданиях, ряд докладов в русских и иностранных ученых обществах, между прочим "Об иранской культуре на Кавказе", прочитанный на съезде ориенталистов в Лондоне и отпечатанный в трудах съезда, "О древнейшей постановке рабочего вопроса в Италии" — на съезде британской ассоциации в Оксфорде, "О работах русских этнографов, статистиков, юристов и историков" — на первом конгрессе (1894) социологов в Париже (для ближайшего съезда того же конгресса К. поручен доклад о причинах распадения коллективных форм землевладения), ряд очень ценных рецензий и критических обзоров, напечатанных, между прочим, в издававшемся К., вместе с профессором Всев. Миллером, научном журнале: "Критическое Обозрение". Он издал "Собрание актов и документов, служащих к характеристике английской полицейской администрации XII, XIII и XIV вв." (Л., 1877) и редактировал итальянское издание депеш венецианских послов о событиях французской революции. Для полной характеристики К. следует указать на разнообразие читанных им в Москве курсов по истории политических учений, и общему государственному праву, государственному праву европейских держав и его истории, сравнительной истории права, истории русского государственного права и др. — курсов, никогда не повторявшихся дважды и постоянно перерабатывавшихся. Более подробные биографические и научно-литературные сведения о К. см. в его статье: "Мое научное и литературное скитальчество", в "Русской Мысли" (1895 г., № 1).
В. Нечаев.
Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9).1851, Харьков, ‒ 23.3(5.4).1916, Петроград], русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). Окончил в 1872 юридический факультет Харьковского университета; завершил образование в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. В 1878‒87 профессор юридического факультета Московского университета. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократическим порядкам был в 1887 отстранён от преподавания, после чего уехал за границу. В 1905‒16 профессор Петербургского университета. В 1906 К. основал конституционно-монархическую Партию демократических реформ; в 1906 был избран в 1-ю Государственную думу, в 1907 ‒ в Государственный совет (от академической курии). В 1909 приобрёл журнал «Вестник Европы» и вошёл в его редакцию. По своим взглядам принадлежал к позитивизму, вместе с тем испытал влияние К. Маркса и Ф. Энгельса (которых знал лично). Из многочисленных научных работ К. особенно большое значение имели его труды об общине, получившие высокую оценку основоположников марксизма: «Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт» (Лондон, 1876) и «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (1879). Последняя работа построена на основе сравнительно-исторического изучения западноевропейских, славянских, кавказских, индийских и др. народов. По проблемам общины К. полемизировал как с русскими народниками, так и с теми западноевропейскими учёными (Н. Д. Фюстель де Куланж и др.), которые отстаивали тезис об извечном существовании частной собственности на землю. Совершил три экспедиции на Кавказ (1883, 1885, 1887). Собранные им материалы об осетинах и др. народах Кавказа (преимущественно Дагестана) легли в основу исследований о родовых отношениях и формах их распада: «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (т. 1‒2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (т. 1‒2, 1890), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдалённом прошлом» (в. 1‒2, 1905) и др. Установлению К. важной исторической роли большой семьи или патриархально-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Ф. Энгельс (см. К. Маркой Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 61‒62, 63, 130, 134, 139‒40). В труде «Происхождение современной демократии» (т. 1‒4, 1895‒97) ‒ самой крупной в дореволюционной русской историографии попытке обобщающего освещения социальных и политических предпосылок Великой французской революции и ее начального этапа и в произведении «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1‒3, 1906) связывал развитие политических учений с борьбой за тот или иной общественный и государственный строй. Большой вклад внес К. в разработку крестьянского вопроса во Франции накануне Великой французской революции. Вслед за Н. И. Кареевым К. отвергал (в противоположность И. В. Лучицкому) тезис А. Токвиля о широком распространении в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности. В труде «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1‒3, 1898‒1903), рассматривая проблемы западноевропейского феодализма, ошибочно считал главным фактором изменений экономического строя рост народонаселения.
В социологии К. видел общую теорию социального развития и стремился изучать историю в социологическом разрезе («Современные социологи», 1905; «Социология», т. 1‒2, 1910, и др.). Идею эволюции, постепенного усовершенствования общественных учреждений К. сознательно противопоставлял марксизму. Выступая против субъективного метода в социологии, неокантианского противопоставления общественных наук естественным, К. считал основным социологическим законом закон прогресса, заключающийся в росте социальной солидарности. Классовую борьбу К. рассматривал как признак незрелости или, наоборот, «вырождения» того или иного общественного строя. На примерах истории Англии, Франции и др. стран он стремился показать опасность обострения социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политическая доктрина конституционной, или «народной», монархии, которой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов народных масс. Если в своих более ранних конкретно-исторических трудах К. фактически придавал основное значение социально-экономическим процессам, то в более поздних социологических произведениях, написанных
в основном в годы русской Революции 1905‒07 и после неё, он подчёркивал положение о взаимодействии в историческом процессе ряда факторов, отводя немалую роль психологическим и биологическим факторам.
Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-2, М., 1955‒66; Токарев С. А., История русской этнографии, М., 1966; Список трудов К. см. в кн.: Материалы для биографического словаря действительных членов Академии наук, ч. 2, П., 1917.
Б. Г. Вебер.
КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемам западно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития.
(1851-1916) -социолог, историк. После окончания юридического факультета Харьковского ун-та в 1872 — научная работа в различных странах Европы. В 1880— 1890-х гг. преподавал в европейских и амер. ун-тах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском ун-те и др. высших учебных заведениях, в 1914 избран действительным членом Академии наук.
Методом, способным открыть законы развития общества, К. считает сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. По мнению К., основная ценность историко-сравнительного метода не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение К. связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических, т.е. однофакторных, концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, детерминирующих социально-исторический процесс.
Наряду с разработкой теории факторов К. стремится определить главные причины социальных изменений (напр., рост народонаселения и др.). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму.
Др. важнейшие темы социологической рефлексии К. — связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных ин-тов.
Ковале́вский Максим Максимович
(1851—1916), историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемам западноевропейского феодализма и общим вопросам социального развития.
* * *
КОВАЛЕВСКИЙ Максим МаксимовичКОВАЛЕ́ВСКИЙ Максим Максимович (1851—1916), русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы»(см. ВЕСТНИК ЕВРОПЫ) (1909—16). Редактор энциклопедического словаря «Гранат»(см. ГРАНАТ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ) и серии «Новые идеи в социологии». Один из инициаторов создания Русской Высшей школы общественных наук в Париже в (1901) и частного Психоневрологического института (1908).
Последовательный позитивист(см. ПОЗИТИВИЗМ), критиковал современную ему социологию за односторонние подходы — теории психологизма(см. ПСИХОЛОГИЗМ), органицизма(см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА), географического детерминизма(см. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ). По Ковалевскому, принципами социологии должны быть плюрализм(см. ПЛЮРАЛИЗМ (в политике)), эволюционизм и историко-сравнительный метод. Предметом социологии считал социальный порядок и прогресс; генетическая социология должна искать законы эволюции, которые могут быть открыты на основании сходства институтов и явлений различных культур и народов на определенных этапах их развития. На этой основе предлагал формулировать законы социальной жизни. Общественный прогресс по Ковалевскому — постепенное расширение сферы солидарности(см. СОЛИДАРНОСТЬ) и «замирения». В 1905 была издана его работа «Современные социологи», в которой он анализирует труды крупных социологов: Тарда(см. ТАРД Габриэль), Гиддингса, Дюркгейма(см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль) и др. Также автор трудов по истории общины, Великой французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), проблемам западно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития.
(1851-1916) - русский социолог, правовед. Метод социологии К. - историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп сходных по политич., юридич., историч. и т.п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития об-ва в целом. Критерий выделения сходных групп К видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявчение причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике - это биосоц. фактор - рост населения, в политике - экономич. сдвиги, в обществ. жизни - политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ. ин-тов - семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, - выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Конта (см.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность - норма обществ. жизни, а классовая борьба - отклонение от нормы. Хотя К. и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее "противоестественной формой", рез-том ошибок правительства. Соч.: Социология // Сочинения. Т. 1-2. СПб., 1997. Т. 1; Современные социологи // Там же. Т. 2. А.И. Черных.
(1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце Средних веков", 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-1916), один из редакторов "Энциклопедического словаря Гранат" (1910-1916). С 1899 - член-корреспондент, с 1914 - действительный член Российской Академии наук. Основатель партии "Демократических реформ", депутат I Государственной Думы, с 1907 - член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников "Родоначальники позитивизма" (1910-1913). Основные сочинения: "Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения" (ч. 1, 1879); "Современный обычай и древний закон" (тт. 1-2, 1886); "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Закон и обычай на Кавказе" (тт. 1-2, 1890); "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (тт. 1-3, 1898-1903); "Развитие народного хозяйства в Западной Европе" (1899); "Происхождение современной демократии" (тт. 1-4, 1895-1899); "Современные социологи" (1905); "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (тт. 1-3, 1906); "Социология" (тт. 1-2, 1910) и др.
Взгляды К. складывались под воздействием идей Конта и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии - организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому - у Маркса, мировоззренческому - у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму "теории факторов". Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни.
В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., - сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете - выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. - идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности ("замирения") в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., - закон "роста человеческой солидарности" (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.
В.Л. Абушенко
КОВАРИАЦИЯ - совместная вариация, показатель совместного рассеяния значений двух количественных переменных х и у, двумерный аналог дисперсии:
sxy = Summa (xi - x)(yi - y) / (n - 1),
где xi, yi - значения переменных x и y для объекта с номером i;
x, y - средние арифметические для переменных x и y;
n - объем выборки.
Знак К. указывает на направление линейной связи: sxy > 0 свидетельствует о прямой статистической связи линейной между переменными x и y, sxy < 0 - об обратной связи. При sxy = 0 линейная связь между переменными отсутствует. Чем выше абсолютное значение К., тем линейная связь сильнее. Тем не менее К. не входит в число основных мер парной связи, т.к. ее значение не ограничено сверху; оно зависит не только от тесноты связи, но также от объема выборки и "масштаба" переменных - чем больше объем выборки и стандартные отклонения переменных x и y, тем выше абсолютное значение К. Этот недостаток преодолевается делением К. на стандартные отклонения sx и sy, в результате чего получается коэффициент линейной корреляции Пирсона.
О.В. Терещенко