Словарь Брокгауза и Ефрона

    — один из наиболее выдающихся современных русских юристов, род. в 1851 г. в богатой дворянской семье Харьковской губернии, воспитывался в харьковском университете, где под влиянием Д. И. Каченовского начал изучение истории английских учреждений, продолжал его в Берлине, Париже и Лондоне, сблизившись в последнем с выдающимися представителями науки: Мэном, Брайсом, Марксом и др. и перейдя к истории учреждений и других стран Европы. С 1877 по 1887 гг. был профессором государственного права и сравнительной истории права (история иностранного законодательства) в московском университете. После удаления с кафедры читал ряд лекций в Стокгольме и Оксфорде. Выяснение взаимодействия социально-экономического и политического строя в поступательном ходе развития человеческих обществ, привело К. к изучению древнейшей истории учреждений, сперва в направлении, указанном Мэном, а затем в духе новой школы этнографов-социологов: Тейлора, Леббока, Моргана, Спенсера и др. Так определились две группы работ, изданных К. в России и за границей. К первой принадлежат: "Опыты по истории юрисдикции налогов во Франции с XIV в. до смерти Людовика XIV" (М., 1877); "История полицейской администрации в английских графствах с древнейших времен до смерти Эдуарда I" (Прага, 1877, магистерская диссертация); "Полиция рабочих в Англии в XIV в. и мировые судьи, как судебные разбиратели споров между предпринимателями и рабочими "(Лондон, 1876); "Общественный строй Англии в конце средних веков" (М., 1880, докторская диссертация) и "Происхождение современной демократии" (М., 1895 г., т. I) — начало обширного труда, продолжение которого печатается и в котором автор намерен проследить развитие демократических теорий в связи с общественным и политическим строем западной Европы со времен французской революции до современных социалистических тенденций демократии. Связанные единством воззрений, основанные часто на самостоятельных архивных изысканиях и обширной эрудиции, богатые оригинальными мыслями, названные сочинения дают цельное представление о затрагиваемых автором эпохах и сторонах жизни. К. придает огромное значение социально-экономическим условиям ("общественному строю") развития общества, как базису и связующему его элементу, определяющему в значительной степени и его политический строй; но он показывает и возможность видоизменения и пересоздания его путем сознательной и последовательной правительственной политики. Признавая безусловную зависимость политических идей от существующих социально-экономических и политических отношений, он, тем не менее, постоянно показывает, что история делается меньшинством и что мысли принадлежит направляющее влияние в развитии. Вторую группу трудов Ковалевского составляют: "Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт" (Лондон, и немецкое издание Цюрих, 1876); "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" (М., 1880); "Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения " (М., 1879); "Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении" (М., 1886, перевод по-французски, 1893); "Первобытное право" (М., 1876), "Закон и обычай на Кавказе" (М., 1887); "Tableau des origines et de l' évolution de la famille et de la propriété " (Стокгольм, 1890, в "Scrifter utgifna af Lorenska Stiftelsen", русский перевод Иолшина, СПб., 1895); "Современный обычай и древний закон в России" (лекции, читанные в Оксфорде и напечатанные по-английски) и "Этюды по русскому обычному праву", в "Nouv. Revue historique de droit", на французском языке. Здесь К. дает не только удачно и оригинально сформулированные и вполне соответствующие духу историко-сравнительного (термин К.) метода (см. Сравнительный метод в юриспруденции) правила и образцы их применения, но и является убежденным защитником всех важнейших выводов, сделанных при его помощи новейшими этнологами-социологами: стадного сожития и матернитета, как исходного пункта развития общества и семьи, и общинного землевладения, как первоначальной формы обладания в особенности. Пересматривая и группируя в одно целое аргументы, добытые своими предшественниками, К. добавляет к ним и новые соображения, и новые факты, добытые, главным образом, из самостоятельного изучения быта кавказских горцев. Оригинальность К. и здесь, между прочим, состоит в том, что, признавая, вместе с другими, последовательность эволюции общественных отношений, он постоянно отмечает могучее действие причин искусственных: правительственной политики и чуждого стране строя идей, вносимого завоевателями. Обратившие на себя внимание многих выдающихся европейских ученых (Дареста и Виоле во Франции, Поста в Германии, Поллока в Англии) историко-сравнительные работы К. в России имеют особенно важное значение, указывая лучший путь изучения ее собственного права, до крайности разнообразного, соответственно разнообразию народностей, ее населяющих, и бытовым особенностям отдельных областей и классов ее населения. Иногда К. слишком поспешен в своих обобщениях, не всегда достаточно соразмеряет силу аргумента с мыслью, проведением которой занят, часто неточен в ссылках на источники и труды других авторов, неровен в изложении. Каковы бы ни были, однако, недостатки его работ, его научно-литературная деятельность представляет явление, подобного которому не много найдется образцов и в современной литературе Запада. К. принадлежит еще ряд журнальных статей по вопросам права и политики в русских и иностранных изданиях, ряд докладов в русских и иностранных ученых обществах, между прочим "Об иранской культуре на Кавказе", прочитанный на съезде ориенталистов в Лондоне и отпечатанный в трудах съезда, "О древнейшей постановке рабочего вопроса в Италии" — на съезде британской ассоциации в Оксфорде, "О работах русских этнографов, статистиков, юристов и историков" — на первом конгрессе (1894) социологов в Париже (для ближайшего съезда того же конгресса К. поручен доклад о причинах распадения коллективных форм землевладения), ряд очень ценных рецензий и критических обзоров, напечатанных, между прочим, в издававшемся К., вместе с профессором Всев. Миллером, научном журнале: "Критическое Обозрение". Он издал "Собрание актов и документов, служащих к характеристике английской полицейской администрации XII, XIII и XIV вв." (Л., 1877) и редактировал итальянское издание депеш венецианских послов о событиях французской революции. Для полной характеристики К. следует указать на разнообразие читанных им в Москве курсов по истории политических учений, и общему государственному праву, государственному праву европейских держав и его истории, сравнительной истории права, истории русского государственного права и др. — курсов, никогда не повторявшихся дважды и постоянно перерабатывавшихся. Более подробные биографические и научно-литературные сведения о К. см. в его статье: "Мое научное и литературное скитальчество", в "Русской Мысли" (1895 г., № 1).

    В. Нечаев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Ковалевский Максим Максимович [27.8(8.9).1851, Харьков, ‒ 23.3(5.4).1916, Петроград], русский историк, юрист, социолог, этнограф, академик Петербургской АН (1914). Окончил в 1872 юридический факультет Харьковского университета; завершил образование в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. В 1878‒87 профессор юридического факультета Московского университета. При всей умеренности своей оппозиции самодержавно-бюрократическим порядкам был в 1887 отстранён от преподавания, после чего уехал за границу. В 1905‒16 профессор Петербургского университета. В 1906 К. основал конституционно-монархическую Партию демократических реформ; в 1906 был избран в 1-ю Государственную думу, в 1907 ‒ в Государственный совет (от академической курии). В 1909 приобрёл журнал «Вестник Европы» и вошёл в его редакцию. По своим взглядам принадлежал к позитивизму, вместе с тем испытал влияние К. Маркса и Ф. Энгельса (которых знал лично). Из многочисленных научных работ К. особенно большое значение имели его труды об общине, получившие высокую оценку основоположников марксизма: «Очерк истории распадения общинного землевладения в кантоне Ваадт» (Лондон, 1876) и «Общинное землевладение, причины, ход и последствия его разложения» (1879). Последняя работа построена на основе сравнительно-исторического изучения западноевропейских, славянских, кавказских, индийских и др. народов. По проблемам общины К. полемизировал как с русскими народниками, так и с теми западноевропейскими учёными (Н. Д. Фюстель де Куланж и др.), которые отстаивали тезис об извечном существовании частной собственности на землю. Совершил три экспедиции на Кавказ (1883, 1885, 1887). Собранные им материалы об осетинах и др. народах Кавказа (преимущественно Дагестана) легли в основу исследований о родовых отношениях и формах их распада: «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении» (т. 1‒2, 1886), «Закон и обычай на Кавказе» (т. 1‒2, 1890), «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдалённом прошлом» (в. 1‒2, 1905) и др. Установлению К. важной исторической роли большой семьи или патриархально-семейной общины как формы разложения рода придавал большое значение Ф. Энгельс (см. К. Маркой Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21, с. 61‒62, 63, 130, 134, 139‒40). В труде «Происхождение современной демократии» (т. 1‒4, 1895‒97) ‒ самой крупной в дореволюционной русской историографии попытке обобщающего освещения социальных и политических предпосылок Великой французской революции и ее начального этапа и в произведении «От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму» (т. 1‒3, 1906) связывал развитие политических учений с борьбой за тот или иной общественный и государственный строй. Большой вклад внес К. в разработку крестьянского вопроса во Франции накануне Великой французской революции. Вслед за Н. И. Кареевым К. отвергал (в противоположность И. В. Лучицкому) тезис А. Токвиля о широком распространении в дореволюционной Франции мелкой крестьянской собственности. В труде «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства» (т. 1‒3, 1898‒1903), рассматривая проблемы западноевропейского феодализма, ошибочно считал главным фактором изменений экономического строя рост народонаселения.

    В социологии К. видел общую теорию социального развития и стремился изучать историю в социологическом разрезе («Современные социологи», 1905; «Социология», т. 1‒2, 1910, и др.). Идею эволюции, постепенного усовершенствования общественных учреждений К. сознательно противопоставлял марксизму. Выступая против субъективного метода в социологии, неокантианского противопоставления общественных наук естественным, К. считал основным социологическим законом закон прогресса, заключающийся в росте социальной солидарности. Классовую борьбу К. рассматривал как признак незрелости или, наоборот, «вырождения» того или иного общественного строя. На примерах истории Англии, Франции и др. стран он стремился показать опасность обострения социальных противоречий, неизбежно приводящего к революции. Отсюда вытекала и его политическая доктрина конституционной, или «народной», монархии, которой он приписывал миссию верховного посредничества между классами и защиты интересов народных масс. Если в своих более ранних конкретно-исторических трудах К. фактически придавал основное значение социально-экономическим процессам, то в более поздних социологических произведениях, написанных

    в основном в годы русской Революции 1905‒07 и после неё, он подчёркивал положение о взаимодействии в историческом процессе ряда факторов, отводя немалую роль психологическим и биологическим факторам.

    Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1-2, М., 1955‒66; Токарев С. А., История русской этнографии, М., 1966; Список трудов К. см. в кн.: Материалы для биографического словаря действительных членов Академии наук, ч. 2, П., 1917.

    Б. Г. Вебер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович (1851-1916) - русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемам западно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

    (1851-1916) -социолог, историк. После окончания юридического факультета Харьковского ун-та в 1872 — научная работа в различных странах Европы. В 1880— 1890-х гг. преподавал в европейских и амер. ун-тах. С 1905 работал в Санкт-Петербургском ун-те и др. высших учебных заведениях, в 1914 избран действительным членом Академии наук.

    Методом, способным открыть законы развития общества, К. считает сравнительно-исторический метод, с помощью которого возможно эволюционно-стадиальное членение исторического процесса. По мнению К., основная ценность историко-сравнительного метода не столько в открытии новых фактов, сколько в научном объяснении уже имеющихся. Важнейшее теоретико-методологическое достижение К. связано с последовательной критикой различных редукционистских и монистических, т.е. однофакторных, концепций социально-исторического процесса (экономический материализм, психологический редукционизм, географический, биологический и др. детерминизм) и разработкой принципа плюрализма факторов, детерминирующих социально-исторический процесс.

    Наряду с разработкой теории факторов К. стремится определить главные причины социальных изменений (напр., рост народонаселения и др.). В его поздних социологических работах просматривается тенденция к переходу от теории факторов к идеалистическому монизму.

    Др. важнейшие темы социологической рефлексии К. — связь социологии и истории, закономерности социальной эволюции, происхождение социальных ин-тов.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Ковале́вский Максим Максимович

    (1851—1916), историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы» (1909—16). Труды по истории общины, Французской революции, проблемам западноевропейского феодализма и общим вопросам социального развития.

    * * *

    КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович

    КОВАЛЕ́ВСКИЙ Максим Максимович (1851—1916), русский историк, юрист, социолог эволюционистского направления, академик Петербургской АН (1914). Издатель журнала «Вестник Европы»(см. ВЕСТНИК ЕВРОПЫ) (1909—16). Редактор энциклопедического словаря «Гранат»(см. ГРАНАТ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ) и серии «Новые идеи в социологии». Один из инициаторов создания Русской Высшей школы общественных наук в Париже в (1901) и частного Психоневрологического института (1908).

    Последовательный позитивист(см. ПОЗИТИВИЗМ), критиковал современную ему социологию за односторонние подходы — теории психологизма(см. ПСИХОЛОГИЗМ), органицизма(см. ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА), географического детерминизма(см. ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ). По Ковалевскому, принципами социологии должны быть плюрализм(см. ПЛЮРАЛИЗМ (в политике)), эволюционизм и историко-сравнительный метод. Предметом социологии считал социальный порядок и прогресс; генетическая социология должна искать законы эволюции, которые могут быть открыты на основании сходства институтов и явлений различных культур и народов на определенных этапах их развития. На этой основе предлагал формулировать законы социальной жизни. Общественный прогресс по Ковалевскому — постепенное расширение сферы солидарности(см. СОЛИДАРНОСТЬ) и «замирения». В 1905 была издана его работа «Современные социологи», в которой он анализирует труды крупных социологов: Тарда(см. ТАРД Габриэль), Гиддингса, Дюркгейма(см. ДЮРКГЕЙМ Эмиль) и др. Также автор трудов по истории общины, Великой французской революции(см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), проблемам западно-европейского феодализма и общим вопросам социального развития.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Российская социологическая энциклопедия

    (1851-1916) - русский социолог, правовед. Метод социологии К. - историко-сравнительный, основанный на выделении у разных народов групп сходных по политич., юридич., историч. и т.п. характеристикам, рассмотрение к-рых позволяет выявить основные этапы развития об-ва в целом. Критерий выделения сходных групп К видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявчение причин, их породивших. Стремясь преодолеть эту трудность, К. установил главную причину изменений для каждой сферы обществ. жизни: в экономике - это биосоц. фактор - рост населения, в политике - экономич. сдвиги, в обществ. жизни - политич. практика. Т.обр., сравнительно-историч. метод позволял сделать вывод о генетич. родстве явлений, наметить общую тенденцию развития. Анализ соц. явлений на основе их происхождения К. называл "генетич. социологией", с помощью к-рой он исследовал образование основных обществ. ин-тов - семьи, собственности, гос-ва. Факторы, определяющие эволюцию этих ин-тов, в основном биосоц. (рост населения) и психологич. порядка. К. отстаивал положение о преходящем характере частной собственности. После поражения революции 1905 г. он обращается к анализу гос-ва, к-рое понимал как расширение "замиренной сферы", возникающее в рез-те психологич. склонности людей признавать над собой власть тех, кто якобы наделен магич. силой управлять природой, - выдающихся личностей. Происхождение классов К. никак не связывает с возникновением гос-ва, считая основой соц. дифференциации рост плотности населения и возникающее на этой основе разделение труда. Наиболее ярко существо социологич. концепции К. отразилось в понятии прогресса, вне к-рого нет и не может быть социологии. Взгляды К. на прогресс складывались под влиянием идей о росте "замирения" как главном признаке прогресса в учении его университетского учителя Д.И. Каченовского, теории взаимности П. Прудона и соц. динамики О. Конта (см.). Содержание прогресса К. отождествлял с расширением сферы солидарности, считая ее рост важнейшим и универсальным соц. законом. Солидарность - норма обществ. жизни, а классовая борьба - отклонение от нормы. Хотя К. и признавал революцию как способ движения вперед, но считал ее "противоестественной формой", рез-том ошибок правительства. Соч.: Социология // Сочинения. Т. 1-2. СПб., 1997. Т. 1; Современные социологи // Там же. Т. 2. А.И. Черных.

  11. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  12. Социология: Энциклопедия

    (1851-1916) - русский социолог, правовед, историк. Закончил юридический факультет Харьковского университета. Продолжил образование в Берлине, Париже и Лондоне. По возвращении в Россию получил степени магистра (1877) и доктора (за диссертацию "Общественный строй Англии в конце Средних веков", 1880), преподавал в Московском университете. Один из основателей Московского психологического общества (1884). В 1887 уволен из университета. Уехал за границу, где участвовал во многих международных конгрессах социологов и историков. В 1905 вернулся в Россию, преподавал в Петербургском университете, Психоневрологическом (где возглавил первую в России социологическую кафедру) и Политехническом институтах. Издатель журнала "Вестник Европы" (1909-1916), один из редакторов "Энциклопедического словаря Гранат" (1910-1916). С 1899 - член-корреспондент, с 1914 - действительный член Российской Академии наук. Основатель партии "Демократических реформ", депутат I Государственной Думы, с 1907 - член Государственного совета. По инициативе К. вышли в свет пять томов источников "Родоначальники позитивизма" (1910-1913). Основные сочинения: "Общинное землевладение. Причины, ход и последствия его разложения" (ч. 1, 1879); "Современный обычай и древний закон" (тт. 1-2, 1886); "Первобытное право" (вып. 1-2, 1886); "Закон и обычай на Кавказе" (тт. 1-2, 1890); "Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства" (тт. 1-3, 1898-1903); "Развитие народного хозяйства в Западной Европе" (1899); "Происхождение современной демократии" (тт. 1-4, 1895-1899); "Современные социологи" (1905); "От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму" (тт. 1-3, 1906); "Социология" (тт. 1-2, 1910) и др.

    Взгляды К. складывались под воздействием идей Конта и Спенсера. Определенное влияние на него оказало знакомство с Марксом и его работами: идеи марксизма К. пытался проинтерпретировать через методологические установки классического позитивизма. Свою теоретическую задачу он видел прежде всего в преодолении односторонности как отдельных теорий и концепций, так и односторонности узкодисциплинарных подходов к изучению общественных явлений, в нахождении их плюралистического синтеза. Такой позитивный синтез, считал К., можно осуществить внутри социологического знания, для которого частные дисциплины дают лишь необходимый конкретный материал. Предмет социологии - организация (порядок) и эволюция (прогресс) общества. Общество не может быть редуцировано к какому-либо конечному основанию (экономическому - у Маркса, мировоззренческому - у Конта и т.д.), а должно быть рассмотрено сквозь призму "теории факторов". Факторы (как объективные причины происходящего) равноправны, хотя в ходе социальной эволюции отдельные из них могут занимать на какое-то время доминирующее положение. Кроме того, главную причину изменений можно установить для каждой сферы общественной жизни.

    В последние годы творчества К. пытался объяснять явления через анализ их происхождения (генетический метод). В частности, такой анализ был им проделан для институтов семьи, собственности, государства. Основной же метод социологии, по К., - сравнительно-исторический, позволяющий устанавливать для различных народов и государств факт происхождения одинаковых стадий развития (в конечном счете - выявить эволюцию форм общественной жизни всего человечества). Центральная идея социологии К. - идея социального прогресса, который понимался им как расширение сфер солидарности ("замирения") в обществе. Наиболее универсальный социальный закон, по К., - закон "роста человеческой солидарности" (по мере продвижения конкретного социума по эволюционной лестнице). Особая заслуга принадлежит К. в исследовании общины как особой формы социальности и структур и институтов докапиталистических (традиционных) обществ.

    В.Л. Абушенко

    КОВАРИАЦИЯ - совместная вариация, показатель совместного рассеяния значений двух количественных переменных х и у, двумерный аналог дисперсии:

    sxy = Summa (xi - x)(yi - y) / (n - 1),

    где xi, yi - значения переменных x и y для объекта с номером i;

    x, y - средние арифметические для переменных x и y;

    n - объем выборки.

    Знак К. указывает на направление линейной связи: sxy > 0 свидетельствует о прямой статистической связи линейной между переменными x и y, sxy < 0 - об обратной связи. При sxy = 0 линейная связь между переменными отсутствует. Чем выше абсолютное значение К., тем линейная связь сильнее. Тем не менее К. не входит в число основных мер парной связи, т.к. ее значение не ограничено сверху; оно зависит не только от тесноты связи, но также от объема выборки и "масштаба" переменных - чем больше объем выборки и стандартные отклонения переменных x и y, тем выше абсолютное значение К. Этот недостаток преодолевается делением К. на стандартные отклонения sx и sy, в результате чего получается коэффициент линейной корреляции Пирсона.

    О.В. Терещенко

  13. Источник: Социология: Энциклопедия



  14. Москва (энциклопедия)

  15. Источник:



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: