Мунк (Munk) Анджей (16.10.1921, Краков, — 20.9.1961, близ Освенцима), польский режиссёр. В 1951 окончил Государственную высшую школу кинематографии и театрального искусства (Лодзь). С 1949 оператор и режиссёр кинохроники: снимал фильмы: «Направление — Новая Гута» (1951), «Слово железнодорожников» (1953), «Звёзды должны гореть» (1954, совместно с В. Лесевичем) и др. В 1955 дебютировал в художественном кино. Известность М. принесли фильмы «Человек на рельсах» (1957), «Героика» (1958), «Косоглазое счастье» (1960, в советском прокате — «Шесть превращений Яна Пищика»). Последний фильм М. «Пассажирка» (по одноимённой повести З. Посмыш) завершён Лесевичем в 1963. В фильмах М. характеры героев раскрываются в острых и напряжённых ситуациях; ряд его кинолент награжден премиями на международных кинофестивалях в Венеции (1955, 1958), Карлови-Вари (1957) и др.
Лит.: Рубанова И., Польское кино 1945—1965, М., 1966; Маркулан Я., Кино Польши, Л., 1967; Andrzej Munk, Warsz., 1964 (лит.).
Мунк Анджей
(Munk) (1921—1961), польский кинорежиссёр. В фильмах «Человек на рельсах» (1957), «Eroica» (1958), «Косоглазое счастье» (1959; в отечественном прокате — «Шесть превращений Яна Пищика») в гротескной сатирической и трагикомической форме развенчиваются догмы кастовой морали, ложные идеалы. В фильме «Пассажирка» — анализ механизма фашистского насилия (Мунк погиб в автомобильной катастрофе во время работы над фильмом; закончен В. Лесевичем, 1964).
* * *
МУНК АнджейМУНК (Munk) Анджей (16 октября 1921 — 20 сентября 1961), польский кинорежиссер, сценарист.
Изучал архитектуру в Варшавском политехникуме и право в Варшавском университете. Окончил режиссерский и операторский факультеты Лодзинской киношколы. Работал на Варшавской студии документальных фильмов, снял более десяти лент, в том числе «Воскресное утро» (1955) и «Прогулка по старому городу» (1958, главная премия среди документальных картин на Международном кинофестивале в Венеции-59). Первая работа в игровом кино — среднеметражная картина «Голубой крест» (1955, премия на Международном кинофестивале в Венеции). В 1956 вышла на экраны антитоталитарная лента «Человек на рельсах», первый фильм польской «оттепели», выдвинувший Мунка в ряд ведущих мастеров польской школы кино.
Антиромантический до аскетизма, жесткий, саркастический кинематограф Мунка представлял собой реальную альтернативу взвинченному романтизму «польской школы» и при жизни режиссера противопоставлялся кинематографу А. Вайды(см. ВАЙДА Анджей) и Е. Кавалеровича(см. КАВАЛЕРОВИЧ Ежи). Особую роль Мунка в польском кино подтвердили его последующие картины: «Eroica» (1957, третья новелла фильма не вошла в окончательный вариант и была показана только в 1973 по польскому телевидению); «Косоглазое счастье» / «Шесть превращений Яна Пищика» (1959); два года спустя он начал съемки «Пассажирки», во время работы над которой погиб в автомобильной катастрофе. Фильм был закончен под руководством Витольда Лесевича и вышел на экраны в 1963 (диплом жюри на Международном кинофестивале в Канне, 1964). Спустя полтора десятилетия после гибели Мунка поэтика его фильмов отозвалась в «кинематографе моральногобеспокойства» второй половины 1970-х гг.
МУНК (Munk) Анджей (16. 10. 1921 — 20. 09. 1961), польский режиссер, сценарист.
Изучал архитектуру в Варшавском политехникуме и право в Варшавском университете. Окончил режиссерский и операторский факультеты Лодзинской киношколы. Работал на Варшавской студии документальных фильмов, снял более десяти лент, в том числе «Воскресное утро» (Sunday Morning, 1955, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Маннгейме-56) и «Прогулка по Старому городу» (A Walk In The OldCity Of Warsaw, 1958, главная премия среди документальных картин на МКФ в Венеции-59, приз на МКФ в Оберхаузене-60). Первая работа в игровом кино — среднеметражная картина «Голубой крест» (Men OfThe Blue Cross, 1955, премия на МКФ в Венеции). В 1956 вышла на экраны антитоталитарная лента «Человек на рельсах» (Man On The Track), первый фильм польской «оттепели», выдвинувший Мунка в ряд ведущих мастеров «польской школы кино» (премия за режиссуру на МКФ в Карлови-Вари-57).
Антиромантический до аскетизма, жесткий, саркастический кинематограф Мунка представлял собой реальную альтернативу взвинченному романтизму «польской школы», и при жизни режиссера противопоставлялся кинематографу Вайды и Кавалеровича. Особую роль Мунка в польском кино подтвердили его последующие картины: «Eroica» (1957, главная премия и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Мар-дель-Плата-59). Третья новелла фильма не вошла в окончательный вариант и была показана только в 1973 по польскому ТВ. В 1959 Мунк снял «Косоглазое счастье»/«Шесть превращений Яна Пищика» (Zezowate Szczescie), а два года спустя начал съемки «Пассажирки», во время работы над которой погиб в автомобильной катастрофе. Фильм был закончен под руководством Витольда Лесевича и вышел на экраны в 1963 (премия ФИПРЕССИ и диплом жюри на МКФ в Канне-64). Спустя полтора десятилетия после гибели Мунка поэтика его фильмов несомненно отозвалась в «кинематографе морального беспокойства» второй половины 70-х годов.
Мирон Черненко
Медаль Венецианского кинофестиваля за 1955 год
1949 ART OF YOUTH режиссер, сценарист
1950 IT BEGAN IN SPAIN режиссер
1951 DIRECTION: NOWA HUTA режиссер
1951 SCIENCE CLOSER TO LIFE режиссер, сооператор
1952 DIARIES OF THE PEASANTS режиссер, сценарист
1952 THE TALE OF URSUS режиссер
1953 A RAILWAYMAN"S WORD режиссер, сценарист
1954 THE STARS MUST SHINE сорежиссер, сценарист
1955 MEN OF THE BLUE CROSS режиссер, сценарист
1955 SUNDAY MORNING режиссер, сценарист
1956 ЧЕЛОВЕК НА РЕЛЬСАХ / MAN ON THE TRACK режиссер, соавтор сценария
1958 EROICA режиссер
1959 A WALK IN THE OLD CITY OF WARSAW режиссер, сценарист
1960 BAD LUCK/ZEZOWATE SZCZESCIE режиссер
1963 PASAZERKA режиссер, соавтор сценария