Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Джемс-Аббот-Мак-Нейль Whistler) — английский живописец и гравер, родом североамериканец ирландского происхождения, род. в Балтиморе, в 1834 г., но провел свое детство в России, где его отец, инженер, служил при постройке Николаевской жел. дороги; по смерти отца он возвратился в Америку, готовился в военную службу, но влечение к искусству побудило его отказаться от военной карьеры. С целью довершить полученное еще на родине художественное образование, он приехал в 1855 г. в Англию, вскоре после того перебрался в Париж и стал изучать живопись в мастерской Глейра. Здесь явилась в свет первая серия его офортов, под заглавием: "The title french set" (1858). Как живописец, он сперва не имел успеха у парижской публики, и его картины не удостаивались принятия в тамошние ежегодные салоны. Это заставило его, в 1874 г., переселиться в Лондон и сделать там выставку своих произведений, которые сразу обратили на него общее внимание, как на художника весьма талантливого и крайне оригинального. У. живет и трудится в Лондоне. Он пишет портреты, отчасти жанры, пейзажи и морские виды — картины преимущественно небольшого размера, которые называет "нотами", "аранжементами тех или других тонов", "симфониями", "ноктюрнами". Такие названия вполне идут к его произведениям, потому что они, главным образом, задаются в них, так сказать, музыкою красок, а именно: он сопоставляет какие-либо 2 — много 3 — господствующих колера, напр. белый и черный, голубой и серебристо-серый, зеленый и телесный и т. д., играет их нюансами и создает эффектное, гармоничное целое, не столько передающее действительность, сколько вызывающее в зрителе поэтическое настроение. Сюжет, обыкновенно несложный, и рисунок, вообще исправный, но неразработанный в подробности, играют в этих произведениях роль, подчиненную их колористическому впечатлению. Своеобразность и талантливость У. приобрели ему множество поклонников как в Англии, так и на континенте. Из картин его пользуются известностью в особенности: портреты леди Арчибальд Кемпбелль (1863), матери его самого (1874), историка Карлейля (1873), "Белой дамы" (1863) и скрипача Саразате (1885), виды "Вестминстерского моста ночью" (1863) и "Старого Баттерзейского моста в Лондоне, "Фейерверк", "Морской ноктюрн" и некоторые другие. Не менее чем картинами, У. известен своими рисунками для книжных заставок, виньеток для пригласительных билетов и проч., а также мастерскими гравюрами; последних насчитывается до 214, сверх вошедших в четыре сборника: в вышеупомянутый "The little french cet", в "The Tames set" (1871) и в два выпуска "Venice" (1880 и 1887).

    А. С — в.

    II (дополнение к статье)(Whistler) — англ. живописец и гравер; ум. в 1903 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Whistler)

    Джеймс Эббот Мак-Нейл (10.7.1834, Лоуэлл, штат Массачусетс, — 17.7.1903, Лондон), американский живописец и график. Сын военного инженера. Жил в Петербурге (1843—49; посещал АХ), в Париже (1855—1859; учился в мастерской Ш. Глейра) и Лондоне (1859—84, 1896—1903). Испытал влияние Г. Курбе, а также японского искусства; шёл путём, во многом близким французскому Импрессионизму. В портретах добивался лаконичной обобщенности композиции, изысканной музыкальности линейных ритмов и тональных созвучий («Симфония в белом № 1. Девушка в белом», 1862, Национальная галерея, Вашингтон; Портрет матери, 1871, Музей импрессионизма, Париж, см. илл.; портрет мисс С. Александер, 1872—1874, Национальная галерея, Лондон). Стремление У. к живописным эффектам приводило в его пейзажах — «ноктюрнах» к впечатлению зыбкой, порой почти ирреальной подвижности среды («Ноктюрн в синем и золотом. Старый мост в Баттерси», 1872—75, галерея Тейт, Лондон). Крупный мастер офорта («Венецианская серия», 1879—80).

    Соч. в рус. пер.: Изящное искусство создавать себе врагов. [Вступ. статья, сост., пер. и примеч. Е. А. Некрасовой], М., 1970.

    Лит.: Me Mullen R., Victorian outsider. A biography ofJ. A. М. Whistler, [L.— Basingstoke, 1974]; Weintraub S., Whistler: a biography, N. Y., 1974.

    Дж. Уистлер. Портрет матери. 1871. Музей импрессионизма. Париж.

    Дж. Э. М.-Н. Уистлер. Автопортрет («Аранжировка в сером»). 1871—73. Институт искусств. Детройт.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    УИСТЛЕР (Whistler) Джеймс (1834 - 1903), американский живописец. Был близок к французским импрессионистам. Портреты и пейзажи отличаются острой наблюдательностью, тонким колористическим мастерством, оригинальностью композиционных решений (портрет матери, 1871).

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона