Большая Советская энциклопедия

    дворец в Московском Кремле. Построен в 1839—49 архитектором К. А. Тоном при участии архитекторов Ф. Ф. Рихтера, Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарёва и др. Парадные залы дворца имеют названия русских дореволюционных орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), что отразилось в их архитектурном декоре. Георгиевский зал (назван в честь военного ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, барельефами с изображением Георгия Победоносца, поражающего дракона (скульптор П. К. Клодт), мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917 Б. К. д. был московской резиденцией русских императоров и служил для парадных приёмов.

    После Великой Октябрьской революции и перенесения столицы Советского государства в Москву (март 1918) в бывшем Андреевском зале Б. К. д. проводились заседания высших советских и партийных органов, конгрессы Коминтерна. Здесь многократно выступали В. И. Ленин, выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения. В 1933—34 из Андреевского и соседнего Александровского залов по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица был создан самый большой во дворце Зал заседаний, рассчитанный на 2500 мест. Центром архитектурной композиции зала является монументальная статуя В. И. Ленина (работы скульптора С. Д. Меркурова). 5 декабря 1936 на Чрезвычайном 8-м съезде Советов СССР здесь была принята Конституция СССР. В Зале заседаний происходят сессии Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР, всесоюзные совещания работников промышленности и сельского хозяйства, съезды творческих союзов; проводятся дипломатические и правительственные приёмы. В Б. К. д. состоялись 14-й, 15-й, 17—21-й съезды Коммунистической партии.

    Лит.: Художественные памятники Московского Кремля, М., 1956.

    Большой Кремлёвский дворец. Внешний вид.

    Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ дворец - дворец в Московском Кремле (1839-49, архитектор К. А. Тон). До 1917 московская резиденция российских императоров и место парадных приемов. После 1917 Большой Кремлевский дворец - место проведения различного рода съездов, сессий, совещаний, приемов, детских новогородних праздников.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Большо́й Кремлёвский дворе́ц

    дворец в Московском Кремле (1839—49, архитектор К. А. Тон). До 1917 московская резиденция российских императоров и место парадных приёмов. После 1917 Большой Кремлёвский дворец — место проведения различного рода съездов, сессий, совещаний, приёмов, детских новогодних праздников.

    * * *

    БОЛЬШОЙ КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕЦ

    БОЛЬШО́Й КРЕМЛЕВСКИЙ ДВОРЕ́Ц, памятник архитектуры. Построен в 1838—1849 гг. группой русских архитекторов — Д. Н. Чичаловым, П. А. Герасимовым, А. Н. Бакаревым, Ф. Рихтером и другими — под руководством К. А. Тона(см. ТОН Константин Андреевич). Расположен в юго-западной части Кремля на древнем Боровицком холме. Его фасад обращен в сторону Москвы-реки и протянулся с запада на восток на 125 м. Здание дворца было построено на месте, где когда-то стояли великокняжеские и царские хоромы. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. Ранее на этом месте стоял дворец 18 в., построенный архитектором В. Растрелли(см. РАСТРЕЛЛИ Варфоломей Варфоломеевич).

    Архитектура

    Основной задачей архитекторов при строительстве Большого Кремлевского дворца было разрешить проблему единства художественного ансамбля древнего Кремля и нового дворца. При строительстве зодчие ориентировались на древнерусские традиции, это было продиктовано включением в ансамбль дворца древних палат и теремов. Архитектура дворца обнаруживает характерное для Тона и его времени тяготение к гигантизму. Вносится элемент фронтальности.

    С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры 17 в. Помещения второго этажа двусветные. В центре здания над крышей возвышается трибун, который завершается золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, на скатах которой с двух сторон помещены часы, а с двух других — часовые колокола. Сейчас действуют только часы. У парадного входа в Большой Кремлевский дворец расположен большой мраморный вестибюль. Дворец славится своими великолепными парадными залами. Во внутреннем убранстве дворца присутствуют элементы разных стилей — классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ), рококо(см. РОКОКО), барокко(см. БАРОККО).

    Залы дворца

    Георгиевский зал дворца — один из самых красивых и впечатляющих. Он назван так в честь Ордена св. Георгия Победоносца(см. ОРДЕН ГЕОРГИЯ), высшего и наиболее почитаемого ордена в русской армии. На стенах — многократное изображение золотой звезды и орденского знака с девизом «За службу и храбрость». На мраморных плитах стен высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тыс. фамилий офицеров и генералов, удостоенных Ордена св. Георгия Победоносца. Среди них имена фельдмаршалов А. В. Суворова(см. СУВОРОВ Александр Васильевич), М. И. Кутузова(см. КУТУЗОВ Михаил Илларионович), генерала П. И. Багратиона(см. БАГРАТИОН Петр Иванович), адмиралов Ф. Ф. Ушакова(см. УШАКОВ Федор Федорович), П. С. Нахимова(см. НАХИМОВ Павел Степанович). По обеим сторонам зала возвышаются 18 витых колонн, увенчанных аллегорическими статуями побед. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Исключителен по красоте и виртуозности исполнения паркетный пол зала. Он выложен узором из 20 различных пород дерева — березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. В этом зале проводятся многие международные конференции, дипломатические и правительственные приемы, церемонии награждения орденами и медалями.

    Владимирский зал назван в честь Ордена св. Владимира(см. ОРДЕН ВЛАДИМИРА). Восьмигранный по планировке двусветный зал св. Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры облицованы розовым по цвету мрамором. Владимирский зал ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Большого Кремлевского дворца. Владимирский зал является своеобразным центром дворцового ансамбля.

    Зал Заседаний — самый большой зал дворца, расположен рядом с Георгиевским залом. Зал создан в 1933—1934 гг. по проекту архитектора И. А. Иванова из двух залов дворца 19 в. Андреевского и Александровского. Двусветные окна его выходят на Москву-реку. Торжественность залу придают белые стены, расчлененные пилястрами, потолок с подсветом. Площадь зала заседаний 1615 м2, высота 18 м. Одновременно в нем может разместиться до 3 тыс. чел.

    Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлом был тронным залом русских императриц. Получил свое название в честь единственного женского ордена(см. ЕКАТЕРИНЫ ОРДЕН) в России — святой Екатерины, учрежденного в 1714. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорами из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения. Орнамент паркета был разработан академиком Ф. Г. Солнцевым.

    За Екатерининским залом следуют бывшие царские Парадная гостиная и Парадная опочивальня, ныне своеобразные музеи декоративно-прикладного искусства 19 в. Завершает Парадную половину Ореховая гардеробная, стены и потолок которой облицованы панелями орехового дерева. Это работа московского мастера К. Герца.

    Собственная половина

    Собственная половина — анфилада комнат, предназначавшаяся лично для императора и его семьи. Занимает первый этаж Большого Кремлевского дворца. Интерьеры Собственной половины отвечают монументальной архитектуре дворца, в то же время им свойственен и домашний уют. В отделке Собственной половины архитекторы и художники использовали приемы и декоративные элементы стиля барокко, рококо, классицизма. Собственная половина включает в себя семь комнат: Столовую, Гостиную, Кабинет императрицы, Будуар, Спальню, Кабинет императора, Приемную. Каждая из них выдержаны в своем стиле, а вместе они представляют художественное целое. Пространство на Собственной половине разделено столбами на две части: на своеобразный коридор, создающий анфиладу, и на основную часть комнат с мебелью и другими элементами убранства. Расположение комнат анфиладой создает смену впечатлений, выделяет своеобразие каждого помещения.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    дворец в Моск. Кремле. Построен в 1838-49 арх. К. А. Тоном при участии арх. Н. И. Чичагова, П. А. Герасимова, В. А. Бакарева и др. Б. К. д. образует с примыкающими к нему древними Теремным дворцом (17 в.), Грановитой палатой (15 в.) и Золотой царицыной палатой (16 в.) единый архитектурный комплекс. В оформлении фасадов дворца использованы декоративные формы рус. архитектуры 17 в. Парадные залы имеют названия рус. дореволюц. орденов (Георгиевский, Владимирский, Екатерининский), чем определяется их архитектурный образ и орнаментика. Георгиевский зал (назван в честь воен. ордена Георгия Победоносца) украшен статуями (работы И. П. Витали), олицетворяющими области, вошедшие в состав России, мраморными досками с именами Георгиевских кавалеров и названиями отличившихся в сражениях воинских частей. До 1917 Б. К. д. был моск. резиденцией рус. императоров и служил для парадных приемов. После Вел. Окт. революции и перенесения столицы Сов. гос-ва в Москву (март 1918) в б. Андреевском зале Б. К. д. проводились заседания высших сов. и парт. органов, а также конгрессы Коминтерна. В 1933-34 из Андреевского и соседнего Александровского залов по проекту арх. И. А. Иванова-Шиц был создан самый большой во дворце зал заседаний, рассчитанный на 3 000 мест. Центром архит. композиции зала является монументальная статуя В. И. Ленина (работы скульптора С. Д. Меркурова). В этом зале 5 дек. 1936 на Чрезвычайном 8-м съезде Советов была принята Конституция Союза ССР; происходили сессии Верх. Совета СССР и Верх. Совета РСФСР 1-5-го созывов. В Б. К. д. состоялись XIV, XV, XVII, XVIII, XIX, XX и XXI съезды КПСС. В Б. К. д. происходят также всесоюзные совещания представителей различных отраслей пром-сти и с. х-ва, а также съезды творческих и общественных союзов и обществ; проходят дипломатич. и правительств. приемы.

    Лит.: Бартенев С., Большой Кремлевский дворец. Указатель к его обозрению, 3 изд., М., 1916; По Кремлю. Краткий путеводитель, 2 изд., М., 1960; Художеств. памятники Моск. Кремля, М., 1956, Моск. Кремль, М., 1958.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: