Большая Советская энциклопедия

    1) (славянская передача греческой транскрипции древнееврейского имени Батшеба), одна из жён древнеизраильского царя Давида, мать царя Соломона. По Библии, чтобы жениться на В., Давид отправил на верную смерть её первого мужа Урию. Карой за это деяние, сурово осуждённое пророком Натаном, явилась смерть первого ребёнка В. и Давида. Легенда о В. получила отражение в литературе и искусстве. 2) Славянская передача (в Библии) греческой транскрипции названия города Беэр-Шева.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВИРСАВИЯ - в Библии одна из жен царя Давида, мать Соломона.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ВИРСАВИЯ, в Библии одна из жен царя Давида, мать Соломона.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    в Ветхом Завете, супруга царя Давида и мать царя Соломона. Давид воспылал к ней любовью при жизни ее мужа, Урии Хеттеянина, и женился на ней после того, как Урия был убит во время сражения, коварно посланный Давидом в самое опасное место (2 Цар 11). Вирсавия заручилась дружбой пророка Нафана и с его помощью добилась возведения на царский престол Соломона, который был помазан на царство после смерти Давида.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Вирса́вия

    в Библии одна из жён царя Давида, мать Соломона.

    * * *

    ВИРСАВИЯ

    ВИРСА́ВИЯ, в Библии одна из жен царя Давида(см. ДАВИД (Иудея)), мать Соломона(см. СОЛОМОН (Иудея)). Согласно 2—1 Книге Царств (11:3) была женой одного из полководцев Давида, Урии Хеттеянина, которого царь, влюбившись в Вирсавию, послал на верную смерть при осаде аммонитского города Раввы. В наказание за этот грех их первый сын умер.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Библейская энциклопедия Брокгауза

    1) (евр. Бат-Шева,"дочь изобилия"), дочь Елиама, внучка Ахитофела и жена хеттеянина Урии (2Цар 11:3; 23:34; Мф 1:6). Когда Урия в составе израил. войска осаждал Равву, Давид увидел купающуюся В. и велел привести ее к себе. В. не посмела противиться воле царя и подчинилась ему. Когда же она сообщила царю, что носит его ребенка, и все попытки Давида скрыть совершенный грех остались безрезультатными, он послал Урию на верную смерть и по окончании траура же-нился на В. (2Цар 11). Ее первый сын по воле Господа умер на седьмой день после рождения, но затем она родила Давиду Соломона (2Цар 12:14,18,24) и еще трех сыновей: Шиму, Шовава и Нафана (1Пар 3:5). Когда Адония незадолго до смерти Давида попытался захватить власть, Вирсавия и пр. Нафан предупредили об этом Давида, и он опередил Адонию, помазав Соломона на царство (3Цар 1:11-53). Во время второй попытки заявить свои права на престол Адония убеждает В. просить у Соломона для него в жены Ависагу сунамитянку, на к-рой в старости был женат Давид. Но Соломон усматривает в этом тайные намерения завладеть престолом и по-велевает казнить Адонию (3Цар 2:13-25);

    2) ((Беэршива) в совр. лит-ре - Беэр-Шева, "колодец семи" или "колодец клятвы"), место в пустыне на самом юге Иудеи, где Авимелех и Авраам заключили между собой договор. У колодца, выкопанного по приказу Авраама, они поклялись больше не причинять вреда друг другу и наказали своим пастухам жить в мире (Быт 21:22 и след.). Для закрепления договора Авраам дал Авимелеху семь овец, отсюда и название - "колодец семи". Авраам жил здесь и призывал имя Господа. Когда Авраам отправился в Хеврон, филистимляне засыпали колодец, так что возвратившемуся Исааку пришлось его выкопать заново. Затем Авимелех или его преемник возобновили с Исааком договор, заключ. с Авраамом (Быт 26:26 и след.). Из В. бежал Иаков от Исава, и затем здесь же он приносил жертвы Богу, перед тем как отправиться к Иосифу в Египет (Быт 28:10 и след.; 46:1 и след.). Возле колодца был построен самый юж. город в земле обетованной, вошедший в удел колена Симеона (Нав 19:1 и след.). Поэтому выражение "от Дана до Вирсавии" обозначало весь Израиль (Суд 20:1). В В. вершили суд сыновья Самуила (1Цар 8:2); через В. проходил Илия по пути к горе Хорив (3Цар 19:3). Вероятно, во времена Амоса В. была свящ. городом, в к-рый совершали паломни-чество даже жители Северного царства (Ам 5:5; 8:14). В В. поселились многие иудеи, вернувшиеся из плена (Неем 11:27,30). В наст. время на месте древнего города находится холм Телль-эс-Саба (новоевр. Телль-Беэр-Шева), располож. в 40 км юго-зап. Хеврона, около г. Бир-эс-Саба (новоевр. Беэр-Шева).

  11. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  12. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    искаженное др.-евр. имя Батшеба - одна из жен др.-израильского царя Давида, мать царя Соломона. Легенда о В. получила отражение в живописи (напр., у Рубенса).

    2

    .

    (славянизированная форма др.-евр. Беершеба) - древний город в Юж. Палестине, в степной зоне (Негев), совр. г. Беершеба (гос-во Израиль). Известна по археол. данным с 4-го тыс. до н. э. Была важным хананейским, а позднее (с конца 2-го тыс. до н. э.) иудейским центром, лежащим на караванном пути из Палестины в Аравию. Считалась в 10 в. до н. э. самым юж. пунктом Израильско-иудейского царства (без подвластных владений). В В. находилось святилище с оракулом евр. бога Яхве. Оно было закрыто царем-реформатором Иосией в 622 до н. э. В 3-4 вв. н. э. была рим. крепостью. Сохранились старинные колодцы и подземные цистерны.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (дочь клятвы) (2Цар.11:3 ) - дочь Элиама и жена Урия Хеттеянина. Она именуется также дочерью Аммиила (1Пар.3:5 ). Давид совершил с нею грех прелюбодеяния, и, в наказание за грех, дитя родившееся от нее на седьмой день умерло (2Цар.12:18 ). За тем Давид женился на ней и она родила ему Соломона (2Цар.12:24, Мат.1:6 ) и еще трех сыновей (1Пар.3:5 ). Ее влияние на Давида, по-видимому, было очень велико, так что она побудила его провозгласить старшего сына своего Соломона царем (3Цар.1:34 ). За тем она главным образом содействовала к уничтожению покушения Адонии на занятие престола Давидова (3Цар.1:11,23).

    II. Вирсавия(кладезь клятвы), ибо тут оба они, т.е. Авраам и Авимелех, царь Филистимский, клялись (Быт.21:31 ). Впервые так назывался кладезь, близь которого долгое время жительствовал Авраам (Быт.21:33 ), а после него Исаак (Быт.26:32, 33). Впоследствии же здесь образовался значительный город, удержавший за собою означенное название; был он в 20 англ. милях от Хеврона к ю., на южной границе земли Ханаанской, тогда как Дан находился на северной границе. Отсюда выражение от Дана до Вирсавии (Суд.20:1 ) обозначало все пространство страны в длину, равно как выражение от Вирсавии до горы Ефремовой указывало на всю длину пространства царства Иудейского. Город находился в колене Иудином, а с течением времени отошел в состав колена Симеонова (Нав.15:28, Нав.19:2 ). В Вирсавии жили и были судьями сыновья Самуила (1Цар.8:2 ), а в позднейшие времена этот город предался идолопоклонству (Ам.5:5, Ам.8:14 ). Новейшие путешественники, как например Робинсон, нашли несколько колодцев близь предполагаемого местоположения древней Вирсавии, по свидетельству Робинсона, с превосходной водой более чем в 50 фут. Глубины. Название Вирсавии сохранилось в Арабском наименовании одного селения: "Бир-Эс-Себа" - колодезь льва, или колодезь семи. Некоторые из колодцев Бир-Эс-Себа окружены каменными водопоями для верблюдов и стад, которые несомненно некогда паслись на близь лежащих холмах. Эта местность вызывает много трогательных воспоминаний о временах глубокой древности, и воображению путешественников невольно рисуются шатры, стада и простой образ жизни ветхозаветных патриархов.

  15. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  16. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Вирс’авия —

    а) (колодец клятвы) (Быт.21:14,33; Быт.22:19; Быт.26:23; Быт.28:10; Быт.46:1,5; Нав.15:28; Нав.19:2; Суд.20:1; 1Цар.3:20; 1Цар.8:2; 2Цар.3:10; 2Цар.24:7; 3Цар.4:25; 3Цар.19:3; 4Цар.12:1; 4Цар.23:8; 1Пар.4:28; 1Пар.21:2; 2Пар.19:4; 2Пар.30:5; Неем.11:27,30; Ам.5:5; Ам.8:14 ) — место, а затем город на южной границе Ханаана, где долгое время жили Авраам и Исаак (в Быт.26:33 это место названо Беэршива). Находится в уделе Иудином, но отдано колену Симеонову; (см. колодец)

    б) (дочь клятвы) (2Цар.11:3; 2Цар.12:24; 3Цар.1:11,15,16,28,31; 3Цар.2:13,19; 1Пар.3:5 ) — дочь Аммиила, бывшая за Урией, но ставшая после его смерти женой Давида, мать Соломона.

  17. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  18. Словарь церковнославянского языка

  19. Источник:



  20. Большой Энциклопедический словарь

  21. Источник: