Словарь Брокгауза и Ефрона

    Людовик — знаменитый итальянский поэт XVI стол.; родился 8 сентября 1474 в Реджио, в бывшем герцогстве Феррарском, где его отец, потомок стародворянского рода Николо дель-Ариости, был комендантом крепости. А. воспитывался в феррарской школе и потом по желанию отца занялся юридическими науками. Он с ранних лет выказывал склонность к поэзии, и потому в 22 г., когда отец предоставил ему наконец свободный выбор занятий, он уехал в Рим и стал изучать древние языки и изящную словесность; скоро он обратил на себя внимание несколькими латинскими стихотворениями и, главное, драмами по образцу Плавта и Теренция: "Cassaria" и "I Suppositi". Лат. стихотворение "Carmen Epithalamium", написанное по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту, и в 1503 г. он поступил к кардиналу Ипполиту д'Эсте, брату герц. Альфонса. В это время он написал свое великое произведение "L'Orlando Furioso"; десять лет, с 1505 до 1515, посвятил он этому эпосу, разделенному на 46 песен. В 1517 г. А. поссорился с кардиналом и перешел на службу к его брату, герц. феррарскому Альфонсу I. В 1521 г. ему было поручено отправиться комиссаром в Гарфаньяну для изгнания бандитов; с успехом окончив экспедицию, он спустя три года (1525 г.) вернулся в Феррару, где получил новое назначение, для него более приятное; ему поручили надзор за постройкой нового театра. Материальные средства его на столько улучшились, что он купил небольшой дом с садом, который еще и теперь показывается в Ферраре, в улице Миразоле. Свободные часы он проводил за сочинением комедий в стихах и за исправлением своего великого эпоса, достигшего при нем 17 изданий (1532 г.). Он умер после тяжкой болезни 6 июня 1533 г., похоронен в Ферраре, в монастыре св. Венедикта. Сорок лет спустя феррарский дворянин, Августино Мости, воздвиг ему прекрасный памятник. Монумент, стоящий в настоящее время в церкви, относится к 1612. Произведения А: 1) "L'Orlando Furioso" — "Неистовый Орланд" и его продолжение, написанное Боярдо, "Orlando innamorato", составляют целую эпопею, и без последней половины многие части первой — непонятны. В "Orlando" изображены средневековые геройские подвиги, но А. передает их в ироническом духе, возбуждая в читателе недоверие к действительности изображаемых событий. Подобное направление и явное скептическое отношение автора к своему сюжету было ново в литературе и резко обрисовывает эпоху Возрождения. Одаренный богатой фантазией и мастерски владея языком, А. представил ряд блестящих картин с хитросплетенными эпизодами и создал в "Orlando Furioso" произведение тонкого художественного вкуса, хотя и без патриотических или религиозных идей. 2) "Commedie" — две в прозе "La Cassaria" (Венеция, 1525 г. и позже) и "I Suppositi" (Вен., 1525 г. и позже); пять в стихах: "Il Negromante" (Вен., 1580), "La Lena" (Вен., 1535 г.), "I Suppositi" (Вен., 1542), "La Cassaria" (Вен., 1546), "La Scolastica" (Вен., 1547 г.; полное изд. "Commedie" — Вен., 1562 и Флор. 1724 г.). 3) "Satire", важные для жизнеописания поэта, сперва появились в 1534 году. Открытая Джиампиери в 1845 г. героическая поэма, изданная в 1846 во Флоренции, "Rinaldo ardito di L'Ariosto", повествующая о борьбе Карла В. с сарацинами, считаются подложными. Полное издание "Opere" вышло в 2 т. (Венеция, 1730; Венец. 1739, 1741, 1753, 1766), "Orlando" пережило 500 изд.; новейшие: Молини (3 т., Флор., 1821), Паницци (4 т., Лонд., 1824), Джиоберти (2 т., Флор., 1846, и Мил., 1870) и Камерини (Мил, 1869); переводов его существует: латинских — 3, франц. — 19, англ. — 6, немецк. — 8 (лучшие: Грисс, 4 изд., Лейпц., 1851; Стрекфус, 2 изд., 6 т., Галле, 1849; Курц, Штутг., 1855; 2-е изд. с иллюстрациями Доре, Бресл. и Лейпц., 1880; Гильдемейстер, 4 т., Берл., 1882), испан. и рус. — 2, с предисловием С. Уварова. Выпуск 1, песни 1—10 (СПб., 1879) и Раича (3 ч., Москва, 1832—37), много переводов на разные итальянские диалекты. Сатиры А. переведены на немецк. яз. Альвартом (Берлин, 1704 г.). Главные биографы А.: Джиамбаттиста Пинья ("Vita di Lodovico А." в изд. "Orlando", Венеция, 1556 г.), Джиакомо Гарофало (в изд. "Orlando", Венеция, 1584 г.), Симон Форнари (в вальвассорском изд. "Orlando", Венеция, 1566 г.); выдержки из всех этих биографий сделаны Гаетаном Барбиери (Феррара, 1773 г.). На немецком яз. существует биография Фернова: "Leben des Lodovico A." (изд. Гайна, Лейпц., 1817). Новейшая биография — Кампори: "Notizie per la vita di Lodovico A. tratte da documenti inediti" (Модена, 1871). Неоконченная комедия A. "La Scolastica" была дополнена его сыном, Габриелем, издавшим том лат. стихотворений (Феррара, 1582 г.). Библиография произведений А. и всех сочинений о нем издана Феррацци, "Bibliografia Ariostesca" (1 т., Милан, 1881 г.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Ariosto)

    Лудовико (8.9.1474, Реджо-нель-Эмилия, — 6.7.1533, Феррара), итальянский поэт. Сочинял пьесы, писал стихи на случай. К «мелким произведениям» (opere minori) А. относятся латинские стихи — гекзаметры, оды, элегии, эпиграммы; итальянские тихи — сонеты, мадригалы, канцоны на любовные темы. В своих сатирах А. подражал Горацию. К «мелким произведениям» А. причисляют также 5 итальянских комедий: «Чернокнижник» (1520), «Сводня» (1528) и др. Выдающееся значение имеет поэма в октавах «Неистовый Роланд», появившаяся в 40 песнях в 1516 (2 изд. в 1521) и в 46 песнях в 1532. А. как бы продолжил «Влюблённого Роланда» М. Боярдо,объединив тематику французского героического эпоса с куртуазным циклом «романов Круглого стола» (см. Артуровские легенды). Но на самом деле он написал новую гуманистическую поэму, независимую от предшественников. Поэма А. переведена на все европейские языки. В России «Неистовый Роланд» был переложен с французского языка (2чч., 1791—93). С. Е. Раич дал неполный перевод 4-стопным ямбом (2 тт., 1832—33).

    Соч.: Orlando Furioso, a cura di Е. Vittorini, Torino, 1951; Lettere, 3 ed., ed. A. Cappelli. Mil., 1887; Le satire, ed. G. Tambara, Livorno, 1903; Lirica, ed. G. Fatini, Bari, 1924; в рус. пер. — Неистовый Роланд. Избр. места, пер. А. И. Курошевой, под ред. А. А. Смирнова, Л., 1938 (вступ. ст. А. А. Вишневского).

    Лит.: Гаспари А., История итальянской литературы, т. 2, М., 1897; Розанов М. Н., Пушкин и Ариосто, М., 1937, с. 375—412; Де Санктис Ф. История итальянской литературы, т. 1—2, М.,1963— 1964; Rava Pergola B., Il poeta delle fiabe (L. Ariosto e il suo poema). Mil., 1957; Natali G., L. Ariosto, Firenze, [1967] (библ. с. 153—58); Fatini G., Bibliografia della critica ariostea (1510—1956), Firenze, 1958.

    И. Н. Голенищев-Кутузов.

    Л. Ариосто.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Современная энциклопедия

    АРИОСТО (Ariosto) Лудовико (1474 - 1533), итальянский поэт. Идеалы Высокого Ренессанса в лирике на латинском и итальянском языках. Комедии нравов ("Шкатулка", 1508 - 25; "Чернокнижник", 1520). В "эпопее Возрождения" - "Неистовый Роланд" (1516), в героико-комической поэме, - рыцарский куртуазный мир с его культом наслаждения, чувственной любви, красоты.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Литературная энциклопедия

    Ариосто

    АРИОСТО Лодовико (Lodovico Ariosto, 1474–1533) — итальянский поэт. Жизнь его целиком связана с Феррарой. Отец предназначал ему карьеру правоведа, но юноша, отказавшись почерпнуть какое-либо вдохновение в Дигестах, погрузился в изучение классиков; он настолько усвоил формы и размеры римской поэтики, что без труда писал какие угодно латинские стихотворения. Больше всего он любил свои книги и те настроения, к-рые в книгах черпались. Невзгоды Италии оставляли его спокойным и не мешали его латинским версификаторским опытам. Единственной его заботой был заработок. Он служит у кардинала Ипполито д’Эсте, затем у феррарского герцога Альфонсо. А. должен был заботиться об организации всякого рода празднеств при его дворе. В 1522 А. стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись оттуда, он построил небольшой домик, окруженный садиком и огородом, где и жил до конца жизни со своей подругою флорентинкой Алессандрой Бенуччи; у нее он учился чистой тосканской речи (в яз. А. было немало эмилианских провинциализмов). Последние годы он делил время между своими овощами и поэмой «Неистовый Роланд» (Orlando furioso), которой он занимался 25 лет (1507–1532). Сюжет «Неистового Роланда» — сюжет каролингского эпоса, который в Италии уже давно стал обрабатываться в романтическом стиле поэм Круглого стола. В XII и XIII веках отдельные эпизоды этого цикла пелись сказителями северной Италии; в XIV в. они исполнялись жонглерами в тосканских городах; при Лоренцо Медичи Пульчи написал на этот сюжет своего «Морганте», а в 1486 Боярдо в Ферраре написал «Влюбленного Роланда». Поэма А. — вторая рыцарская поэма Феррары. Между ее окончательной редакцией и поэмой Боярдо прошло почти 50 лет. Еще через 50 лет Феррара получила свою третью рыцарскую поэму — «Освобожденный Иерусалим» (1581) Тассо (см.). И не случайно, что Феррара была родиною этих поэм, из которых две последние принадлежат к величайшим произведениям мировой литературы. Рыцарство, к-рое давно умерло за Альпами, о к-ром забыли во всех остальных государствах Италии, в Ферраре было живым бытом. Разумеется рыцарский быт Феррары XVI в. в очень многом отличался от рыцарского быта феодальной эпохи и чем дальше, тем больше пропитывался институтами и чертами торгово-капиталистической эпохи (казенные торговые монополии и пр.), но внешне держался очень стойко. Литература, стремившаяся удовлетворить вкусам наиболее влиятельной общественной группы, придворно-аристократической, естественно шла навстречу этим вкусам. Так делал Боярдо, так сделал А., к-рый продолжал поэму своего предшественника и перенес к себе его главных героев. В поэме нет ни одного внесенного самим Ариосто эпизода: все заимствовано в романтическом цикле, у классиков (Вергилий, Овидий), в новеллистике. Это конечно не значит, что «Неистовый Роланд» лишен оригинальности, наоборот в мировой поэзии мало столь своеобразных произведений. «Неистовый Роланд» содержит три больших эпизода: нашествие мавров на Францию, безумие Роланда и роман Руджиеро и Брадаманты с сопровождающим его прославлением дома д’Эсте. Несмотря на то, что три главные эпизода сопровождаются бесконечным количеством второстепенных, отдельные части поэмы, большие и малые, спаяны в единую картину, носящую яркую печать гения А. Для своего читателя, для феррарского аристократа, А. говорит о том, чем должен быть рыцарь, и вместе с тем создает поэму, полную всеми очарованиями большого искусства. Уже Пульчи и особенно Боярдо внесли в повествовательную канву средневековых эпопей разработанный тосканскими поэтами психологический элемент. А. развил его с величайшим мастерством, и напр. рассказ о безумии Роланда дает такую потрясающую картину, подобную которой трудно найти в мировом эпосе. На поэму наложила печать эпоха. Когда А. придавал окончательную отделку «Роланду», Италия переживала время феодальной и католической реакции, и это становится заметным тотчас же, как только мы начнем сравнивать поэму А. с «Влюбленным Роландом» и особенно с «Морганте». Пульчи, дитя буржуазной и демократической Флоренции, Боярдо, умерший до наступления реакции в Италии, обращались со своим материалом по-другому, чем А. У А. император Карл уже не комическая фигура, как у его предшественников. У А. между христианскими и сарацинскими рыцарями есть разница, которой не было во «Влюбленном Роланде»: сарацины у него не столь совершенные рыцари, как христиане. У А. была бы невозможна такая фигура, как созданный фантазией Пульчи чорт Остаротте, проповедующий свободную и терпимую философию религии. «Неистовый Роланд» не есть поэма феодальной и католической реакции в полном смысле этого слова, какою будет «Освобожденный Иерусалим»: у А. слишком много широты и иронии.

    Из-за поэмы А. иногда склонны забывать о других его произведениях. А. написал, кроме небольшого количества лирических стихотворений, семь сатир, терцинами, в духе Горация, пять комедий в манере Плавта и Теренция, подчас с прямыми заимствованиями: «La Cassaria», «I Suppositi», «La Lena», «Negromante», «La Scolastica», из которых две первые первоначально были написаны прозой и лишь позднее переложены на стихи.Библиография:

    Bolza G., Manuale ariostesco, Venezia, 1866; Rajna Pio, Le fonti dell Orlando furioso, Firenze, 1876; Ferrazzi G., Bibliographia ariostesca, Bassano, 1881; Coppelli A., Lettere di L. A. (с большим введением), Milano, 1887; Campori G., Notizie per la vita di L. A., Firenze, 1896; Carducci G., L’Orlando furioso (Vita ital. nel Cinquecento, 1906); Azzolina L., Il mondo cavalleresco in Bojardo, A., Berni, Palermo, 1912.

  7. Источник: Литературная энциклопедия