Большая Советская энциклопедия

    Антониони (Antonioni) Микеланджело (р. 29.9.1912, Феррара), итальянский режиссёр. Был кинокритиком, сценаристом, режиссёром документального кино. В 1950 поставил первый художественный фильм — «Хроника одной любви». Творчество А. объединено темой одиночества человека в современном буржуазном обществе. Поставил фильмы: «Подруги» (1955), «Крик» (1957, в советском прокате «Отчаяние»), «Приключение» (1959), «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), «Блоуап» (1967). А., неприемлющий современную буржуазную действительность, с мастерством исследователя, тонкого психолога показывает крушение внутренних связей человека с окружающим миром. Трагическое отсутствие взаимопонимания между людьми, бесцельность существования, духовное оскудение героев, невозможность для них преодолеть изолированность режиссёр изображает как единственную и неизбежную форму жизни для всего человечества, фильмы А. пессимистичны, в них сильны иррациональные мотивы. Картины А. отличают высокое режиссёрское мастерство, точность отбора выразительных средств, подчинение всех компонентов фильма (музыка, операторское искусство, актёрское исполнение) задачам режиссёра.

    Лит.: Туровская М., М. Антониони..., «Искусство кино», 1962, № 6; Караганов А., Встречи в Италии, там же, 1965, № 3; Capri F., Michelangelo Antonioni, Parma, 1958; Lepronon P., Michelangelo Antonioni, [P., 1961].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    Портрет

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Антонио́ни Микеланджело

    (Antonioni) (р. 1912), итальянский кинорежиссёр. Расширил проблематику неореализма, включив в неё мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошённости, некоммуникабельности. Фильмы : «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортёр» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995) и др.

    * * *

    АНТОНИОНИ Микеланджело

    АНТОНИО́НИ (Antonioni) Микеланджело (29 сентября 1912, Феррара, Италия — 31 июля 2007, Рим), итальянский кинорежиссер; расширил проблематику неореализма(см. НЕОРЕАЛИЗМ), включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности.

    Образование получил в высшей школе экономики и торговли в Болонье. Свой путь в кино начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале «Чинема»; учился в Римском экспериментальном киноцентре. В 1942 был ассистентом режиссера М. Карне(см. КАРНЕ Марсель) на съемках фильма «Вечерние посетители», написал о нем аналитическую статью «Марсель Карне — парижанин». Был соавтором сценариев фильмов «Пилот возвращается» Р. Росселлини(см. РОССЕЛЛИНИ Роберто), «Трагическая охота» Де Сантиса(см. ДЕ САНТИС Джузеппе), «Белый шейх» Ф. Феллини(см. ФЕЛЛИНИ Федерико). Как режиссер дебютировал короткометражным документальным фильмом «Люди с реки По» (1943—47). В конце 1940–х годах снял ряд короткометражных документальных фильмов.

    Его дебютом в игровом кино стал полнометражный фильм «Хроника одной любви» (1950). Мелодрамы и психологические драмы «Побежденные» (1952, фильм в трех новеллах), «Дама без камелий» (1953), «Попытка самоубийства» (1953, новелла в альманахе «Любовь в городе») выявили в нем художника психологической школы. В фильме «Подруги» (1955), экранизации рассказа Ч. Павезе(см. ПАВЕЗЕ Чезаре), впервые проступили черты киномира автора. Он во многом противостоит фиксации фабульного повествования, проявляя себя во внесюжетных элементах — паузах, визуальных характеристиках героев, преимущественно героинь, их внутреннем состоянии. После фильма «Крик» (1957) (другое прокатное название «Отчаяние») Антониони снимает «Приключение» (1959), в котором авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение. Скрывающий природу вещей окружающий мир оказывается более непознаваемым в основе своей, нежели внутренние взаимоотношения героев фильма. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора — «Ночь» (1960), «Затмение» (1962), «Красная пустыня» (1964), за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств, вернее, их проявлений у его героев была следствием как процессов, характерных для Италии периода процветания, так и глобального отчуждения современного человека от мироздания. Кинематограф Антониони в 1960–е гг. стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, правомерно заслужив репутацию общекультурного явления 20 в.

    Снискав славу художника мирового гражданства, Антониони после 1965 снимает за пределами Италии. В его английском фильме «Блоу-ап» («Фотоувеличение») (1967) по рассказу Х. Кортасара(см. КОРТАСАР Хулио) «Слюни дьявола» с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно–следственная связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности. В игровом фильме «Забриски-Пойнт» (1969) и документальном фильме «Чунг Куо» («Китай») (1972) глазами Антониони показаны современные США и Китай в явно сочувственном к молодежному движению хиппи(см. ХИППИ) в первом случае и столь же дистанцированном от азиатских реалий — во втором. Снятый в Италии фильм «Профессия: репортер» (1974), отчасти повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был посвящен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности не установима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. «Антологизм», проявившийся в этом фильме так или иначе свойствен исторической телемелодраме «Тайна Обервальда» (1979) и «Идентификации женщины» (1982). После долгого перерыва, вызванного тяжелой болезнью с необратимой потерей речи, совместно с Вимом Вендерсом(см. ВЕНДЕРС Вим) снял фильм «Над облаками» (1995) по мотивам глав собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». Соавтор сценариев всех своих фильмов. В 1995 был удостоен премии «Оскар»(см. ОСКАР (в кино)) за выдающийся вклад в киноискусство.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    АНТОНИОНИ (Antonioni) Микеланджело (р. 29 сентября 1912), итальянский режиссер, писатель, художник.

    Окончил высшую школу экономики и торговли в Болонье. Начинал как журналист и кинокритик, сотрудничая в журнале «Чинема». Учился в Римском Экспериментальном киноцентре. В 1942–м был ассистентом режиссера М. Карне на съемках «Вечерних посетителей» (Caccia Tragica/Un Pilota Ritorna/The Les Visiteurs Du Soir/The Devil"s Envoys), написав о нем аналитическую статью «Марсель Карне — парижанин». Был соавтором сценариев фильмов «Пилот возвращается» Р. Росселлини, «Трагическая охота» Де Сантиса, «Белый шейх» Ф. Феллини. Дебютировал как режиссер короткометражного документального фильма «Люди с реки По» (Gente Del Po, 1943—47). В конце 1940–х снял ряд короткометражных документальных фильмов, ставших художественными кинодокументами послевоенной жизни Италии.

    Его дебютом в игровом кино стал полнометражный фильм «Хроника одной любви» (Cronaca Di Un Amore, 1950). Снятые им вслед за тем мелодрамы и психологические драмы «Побежденные» (I Vinti, 1952, фильм в трех новеллах), «Дама без камелий» (La Signora Senza Camelie, 1953), «Попытка самоубийства» (Tentato Suicidio, 1953, новелла в альманахе «Любовь в городе», Amore In Cittа) выявили в нем художника психологической школы. В «Подругах» (Le Amiche, 1955), экранизации рассказа Ч. Павезе, впервые проступили черты реальности киномира автора. Эта реальность во многом противостоит фиксации фабульного повествования, проявляя себя во внесюжетных элементах — паузах, визуальных характеристиках героев, преимущественно героинь, их внутреннем состоянии.

    После фильма «Крик» (Il Grido, 1957) — в сов. прокате — «Отчаяние» — снимает «Приключение» (L"avventura, 1959), в котором авторская эстетика получает исчерпывающее смысловое выражение: скрывающий природу вещей, в том числе и драматических происшествий, окружающий мир непознаваем в основе своей куда в большей степени, нежели внутренние взаимоотношения между героями. Фильм открыл собою знаменитую тетралогию автора — «Ночь» (La Notte, 1960), «Затмение» (L"eclisse, 1962), «Красная пустыня» (Il Deserto Rosso, 1964), — за которую режиссер был несправедливо наречен своего рода певцом некоммуникабельности, тогда как атрофия чувств, вернее их проявлений, у его героев была следствием, как процессов, характерных для Италии периода просперити, так и глобального отчуждения современного человека от мироздания.

    Кинематограф Антониони в 1960–е стал характерным проявлением духовного состояния человека в современном мире, заслужив по справедливости репутацию общекультурного явления 20 века. Заслужив реноме художника мирового гражданства, после 1965–го снимает за пределами Италии. В его английском фильме «Фотоувеличение» (Blowup, 1966) по рассказу Х. Кортасара «Слюни дьявола» с гениальным мастерством воплощена основополагающая авторская идея: причинно–следственная связь явлений в мире решительно противится любой визуальной запечатленности, в сознании человека оставаясь некоей универсальной энигмой. В игровом фильме «Забриски Пойнт» (Zabriskie Point, 1969) и документальном фильме «Чунг Куо» («Китай») (1972) глазами Антониони даны современные США и Китай, в явно сочувственном к молодежному движению хиппи в первом случае ключе, и столь же дистанцированном от азиатских реалий — во втором. Снятый в Италии фильм «Профессия: репортер»/«Пассажир» (Profession: Reporter/The Passenger, 1974), отчасти повествовавший о криминализации освободительной борьбы в Африке, большей частью был отведен излюбленной авторской мысли: адекватная картина реальности не установима, вплоть до невозможности идентифицировать даже главного героя произведения. «Антологизм», проявившийся в этом фильме, так или иначе свойствен исторической телемелодраме «Тайна Обервальда» (Il Mistero Di Oberwald, 1979) и «Идентификации женщины» (Identificazione Di Una Donna, 1982).

    После долгого перерыва, вызванного тяжелой парализацией с необратимой потерей речи, совместно с Вимом Вендерсом снял фильм «За облаками» (Au dela des nuages, 1995) по мотивам глав собственной книги «Тот кегельбан над Тибром». Соавтор сценариев всех своих фильмов.

    Валерий Босенко.

    Серебряный приз Венецианского кинофестиваля за 1955 год

    Приз Каннского кинофестиваля за 1960 год

    Золотой приз Берлинского кинофестиваля за 1961 год

    Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Специальный приз жюри» за 1962 год

    Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1964 год

    Главный приз Каннского кинофестиваля за 1967 год

    Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Юбилейный приз 35-го фестиваля» за 1982 год

    Премия «Феликс» за творчество за 1993 год

    Почетная премия «Оскар» за 1994 год

    1942 — I Due Foscari ассистент режиссера, сценарист

    1942 — The Les Visiteurs Du Soir/The Devil"s Envoys ассистент режиссера

    1942 — Un Pilota Ritorna сценарист

    1947 — Gente Del Po режиссер, сценарист

    1947 — Caccia Tragica сценарист

    1948 — N.U. режиссер, сценарист

    1948 — Oltre L"Oblio режиссер, сценарист

    1948 — Roma-Montevideo режиссер, сценарист

    1949 — Bomarzo режиссер, сценарист

    1949 — L"Amorosa Menzogna режиссер, сценарист

    1949 — Ragazze In Bianco режиссер, сценарист

    1949 — Sniaviscosa режиссер

    1949 — Superstizione режиссер, сценарист

    1950 — La Funivia Del Faloria режиссер, сценарист

    1950 — La Villa Dei Mostri режиссер, сценарист

    1950 — Sette Canne E Un Vestito режиссер, сценарист

    1950 — Хроника одной любви / Cronaca Di Un Amore режиссер, сценарист, сюжет, не указанный в титрах монтажер

    1951 — Lo Sceicco Bianco сюжет

    1953 — Дама без камелий / La Signora Senza Camelie режиссер, сценарист, сюжет, не указанный в титрах монтажер

    1953 — I Vinti режиссер, сценарист, сюжет

    1955 — Le Amiche режиссер, сценарист

    1955 — Uomini In Piu продюсер

    1957 — Крик / Il Grido режиссер, сюжет

    1958 — Questo Nostro Mondo технический консультант

    1959 — La Tempesta постановщик 2-ой съемочной группы

    1960 — Приключение / L"Avventura режиссер, сюжет

    1961 — Ночь / La Notte режиссер, сюжет

    1962 — Затмение / L"Eclisse сюжет

    1964 — Красная пустыня / Il Deserto Rosso режиссер, соавтор сценария, сюжет

    1965 — I Tre Volti режиссер

    1966 — Фотоувеличение / Blowup режиссер, сценарист

    1970 — Забриски Пойнт / Zabriskie point (см. ЗАБРИСКИ ПОЙНТ) режиссер, сюжет, не указанный в титрах монтажер

    1974 — Профессия: репортер/Пассажир / Profession: Reporter/The Passenger режиссер, сценарист, монтажер

    1980 — Il Mistero Di Oberwald режиссер, сценарист

    1982 — Chambre 666 исполнитель

    1982 — Идентификация женщины / Identificazione Di Una Donna (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ) режиссер, сценарист, сюжет, монтажер

    1992 — Noto — Mandorli — Vulcano — Stromboli — Carnevale режиссер

    1995 — Al Di La Delle Nuvole англ. Beyond The Clouds режиссер, сценарий

    2000 — Destinazione Verna режиссер, сценарий

    2001 — Just To Be Together режиссер, сценарий

  7. Источник: Энциклопедия кино