(La-Rochefoucauld) — древний, широко разросшийся франц. род, восходящий до XI в.; назван по небольшому городку Л., недалеко от Ангулема. Франсуа де Л. (1650) возведен в 1622 г. в герцоги и пэры. От него происходили герц. Луи-Александр Л., деятель времен революции (см.), и Франсуа — Александр — Фредерик Л.-Лианкур (Liancourt, 1747-1827), известный филантроп, основавший в своем имении Лианкур, близ Клермона, образцовую школу для солдатских детей (Ecole des enfants de la patrie). В учредительном собрании он выступал защитником мер общественного призрения. После 10 августа 1792 г. он бежал в Англию и впоследствии совершил путешествие в Сев. Америку, которое и описал ("Voyage dans les Etats-Unis de l'Amérique fait en 1795-98", П., 1799). В "Les prisons de Philadelphie" (4 изд., 1819) он излагает свои мысли о тюремной реформе и предлагает отмену смертной казни. Во время первой реставрации Л. получил достоинство пэра. Как президент общества христианской морали и член генерального совета, он много заботился о тюрьмах, о земледелии, о фабриках, о больницах и т. д.; основал первую сберегательную кассу во Франции. Его оппозиционный образ действий в палате пэров побудил министерство Виллеля лишить его, в 1823 г., всех почетных должностей. Во время его похорон воспитанники школы искусств и ремесел, пожелавшие нести его гроб, были разогнаны жандармами. Брошенный среди улицы, гроб Л. разбился. От старшего его сына происходит герцог Франсуа, нынешний глава рода Л. — Состэн, маркиз Л., герцог Дудовиль (Doudeauville, 1785-1864), из боковой линии фамилии Л., отделившейся около 1500 г., был во время реставрации одним из вождей ультра-роялистов. Он напечатал "Mémoires" (П., 1836-37) и "Pensées" (П., 1835; 3 изд., 1866). Его сын, Мари-Шарль-Габриэль-Состэн, граф Л., герцог Дудовиль (род. в 1825 г.), ранее известный под именем герцога Бизаччия (Bisaccia) — один из главарей франц. монархистов. В 1871 г. был выбран в национальное собрание, где выступил противником Тьера. В 1873-1874 гг. был послом в Лондоне. С 1876 г.член палаты депутатов.
(La Rochefoucauld)
Франсуа де (15.9.1613, Париж, — 17.3.1680, там же), герцог, французский писатель-моралист. Участвовал в дворцовых интригах против А. Ж. Ришельё, примкнул к Фронде (См. Фронда). В своих «Мемуарах» (1662, полностью изданных 1817), освещающих события 1624—52, написанных с позиции фрондёра-аристократа, выступил противником абсолютизма. Главное сочинение Л. — «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1665, русский перевод 1959) — философский итог его наблюдений над нравами современного ему французского общества. Главными движущими силами поведения человека Л. считает себялюбие и эгоистический расчёт («интерес»). Эта идея, высказанная Т. Гоббсом и весьма распространённая у многих мыслителей той эпохи, приобретает у Л. особую новизну благодаря его тонкому психологическому анализу нравов французской аристократии и прежде всего тех сознательных, а чаще бессознательных уловок, с помощью которых подлинные мотивы и интересы маскируются фиктивными этическими идеалами. Л. — мастер афористического стиля.
Соч.: Œuvres complètes, [P., 1957]; в рус. пер. — Мемуары. Максимы, Л., 1971.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 449 — 54; Линецкая Э., Ф. Ларошфуко, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Разумовская М. В., Ларошфуко, автор «Максим», Л., 1971; Moore W. G., La Rochefoucauld, [L.], 1969; Marchand J., Bibliographie gе́nе́rale raisonnе́e de la Rochefoucauld, P., 1948.
Ф Ларошфуко.
ЛАРОШФУКО (La Rochefoucauld) Франсуа де (1613 - 80), французский писатель-моралист; герцог. Участник Фронды, события и атмосферу которой, с позиции защитника аристократических-привилегий, изобразил в "Мемуарах" (1662); дал ряд нелицеприятных портретов представителей королевской власти и своих единомышленников-фрондеров. В знаменитых "Максимах" (1665) - образец французской классической прозы - в афористической форме обобщил наблюдения над природой человеческого характера, обнажив парадоксальное переплетение скрытых эгоистических мотивов (главный из которых себялюбие) и бескорыстных поступков и побуждений.
ЛАРОШФУКО Франсуа (Francois de La Rochefoucauld, 1613—1680) — французский писатель. Герцог и блестящий придворный. Л. принимал самое деятельное участие в политической жизни Франции той эпохи, был противником Ришелье и Мазарини, играл видную роль в движении «фронды», стоял в центре больших интриг. Удалившись от двора, Ларошфуко поддерживал тесную связь с салонами мадам Сабле и мадам Лафайет. В 1662 опубликовал «Мемуары», а в 1665 «Reflexions ou Sentences et Maximes morales», сначала анонимно. С 1665 по 1678 вышло 5 переработанных и дополненных изданий. Неизменный успех «Максим» объясняется афористической четкостью мышления автора. Классовая точка зрения аристократа не маскируется стремлением отметить «общечеловеческие» недостатки и особенности характеров, служившие неизменным предметом обсуждений в салонах, посетители которых проявляли свое остроумие в обсуждении выдвинутых картезианской философией вопросов морали, религии и природы эмоций. Личный опыт сложной политической игры в «маккиавелизм» эпохи фронды определил основные взгляды Л., для к-рого главным стимулом деятельности человека является эгоизм: человек любит, потому что приятно, если и его самого любят, человек милосерд, потому что ему неприятно видеть страдания, и т. д., словом, «все добродетели теряются в расчете, как реки в море», и «пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств».
Современники высоко ценили уменье Л. отмечать тончайшие оттенки явлений, находить выразительные и вместе с тем крайне сжатые идейные формулы, его меткость в характеристике предмета и т. п. Основной прием Л. правильно указан французской критикой — он сводит рассматриваемую добродетель к смежному с ней недостатку: великодушие или храбрость — к тщеславию, честность — к желанию внушить доверие в корыстных целях и т. п.
Как историко-культурная фигура Л. — типичный показатель общих упадочнических моментов в идеологии французской аристократии XVII века. Герцог Ларошфуко понял, что абсолютизм одержал победу над той частью феодальной знати, которая ему сопротивлялась. Мало того, он убедился в том, что она продаст свои притязания на политическую власть за те выгоды, которые предоставит ей абсолютизм. Общий упадок класса не мог не сказаться в утрате традиционных феодальных доблестей, в неустойчивости таких, казалось бы, незыблемых его устоев, как честь и гордость аристократии. Л. в течение своей бурной жизни пришлось быть свидетелем того, насколько мнимыми оказались эти добродетели в новых социально-политических условиях. Отсюда — крайний пессимизм, мизантропия Л., обобщившая его разочарование в своей классовой прослойке. Разложение последней, ослабление в ней социальных связей определили крайний индивидуализм Л., сосредоточенность его на личных переживаниях, которые подвергаются обостренному самоанализу. Убеждение Л. в испорченности человеческой природы лишь формально связано с янсенизмом, популярным в то время религиозным течением, по существу же является продуктом кризиса мировоззрения фрондировавших против абсолютизма феодально-аристократических группировок.Библиография:
Кирпичников А. И., Французская литература в эпоху псевдоклассицизма, во Всеобщей истории литературы, Под редакцией В. Корша, т. III; Vinet A., Les moralistes francais au XVII s. La Rochefoucauld, Paris, 1837; Prevost-Poradol, etudes sur moralistes francais, Paris, 1865; Bourdeau J., La Rochefoucauld, P., 1895.
(La Rochefoucauld)
Франсуа де, герцог (род. 15 сент. 1613, Париж – ум. 17 марта 1680, там же) – франц. моралист. Его перу принадлежат ставшие знаменитыми «Reflexions, ou sentences et maximes morales» (1655; переведены на все культурные языки; рус. пер. «Размышления, или Сентенции и максимы о морали», 1788 и позже), где он – правда, слишком односторонне, с точки зрения придворно-аристократической жизни, – усматривает основы всех поступков в человеческом эгоизме.
(La Rochefoucauld), Франсуа де (15.XII.1613 - 17.III.1680), герцог, - франц. писатель, активный участник Фронды. В 1629 участвовал в походах в Италию, затем принимал участие в дворцовых интригах против Ришелье, примкнул к "Фронде принцев". В 1662 вышли "Мемуары" Л. (полностью изданы в 1817), освещающие события 1624-52, написанные с позиций фрондера-аристократа, противника абсолютизма, но содержащие критич. характеристики крупнейших фрондеров. Широкую известность Л. приобрел сборником афоризмов "Максимы и моральные размышления" (1-е изд. в 1664 в Нидерландах (Гаага), 2-е - в 1665 в Париже, рус. пер., М.-Л., 1959), являющихся плодом проницательных наблюдений Л. над нравами и психологией франц. аристократов. Главным стимулом человеческих поступков, по мнению Л., являются честолюбие, эгоизм, зависть. "Максимы" - блестящий образец франц. публицистики 17 в.
Соч.: Oeuvres, v. 1-3, P., 1868-83.
Лит.: Разумовская М. В., Ларошфуко и Фронда, в сб.: Лит. и эстетика, Л., 1960.
Ф. А. Коган-Бернштейн. Москва.
Ларошфуко
(La Rochefoucauld)Ларошфуко Франсуа де (Франсуа VI, герцог La Rochefoucauld) (1613 - 1680)
Герцог. Французский писатель-моралист. Враждовал с герцогом Ришелье, под влиянием герцогини Лонгевиль принимал участие в движении Фронды (общественное движение 1648 - 1653 против абсолютизма), был ранен. Одной из привязанностей была мадам де Лафайет. Среди произведений - "Мемуары" (1662).Афоризмы, цитаты -
• Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба.
• Счастье никому не кажется таким слепым, как тем, кому оно ни разу не улыбнулось.
• Желание говорить о себе и выказывать свои недостатки лишь с той стороны, с которой это нам всего выгоднее, - вот главная причина нашей искренности.
• Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится.
• Благодарность большинства людей - не более как скрытое ожидание еще больших благодеяний.
• Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью.
• Недостатки иногда более простительны, чем средства, которыми пользуются для того, чтоб их скрыть.
• Зависть продолжается всегда долее, нежели счастье тех, которым завидуют.
• Как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже.
• Ненависть и лесть - это подводные камни, о которые разбивается истина.
• Порядочный человек может быть влюблен как безумный, но не как дурак.
• Труднее сохранить верность в любви счастливой, чем в любви несчастной.
• В дружбе и в любви мы зачастую более бываем счастливы тем, чего не ведаем, нежели тем, что знаем.
• Ничто так не мешает быть естественным, как желание им казаться.
• Исцеляет от ревности только полная уверенность в том, чего мы больше всего боялись, потому что вместе с нею приходит конец или нашей любви, или жизни.
• Есть довольно много людей, презирающих богатство, но лишь немногие из них смогут расстаться с ним.
• У всех нас достаточно силы, чтобы переносить несчастья других.
• Недоступность женщин - это один из их нарядов и уборов для увеличения своей красоты.
• Женщины скорее могут преодолеть свою страсть, чем свое кокетство.
• Люди предпочитают говорить о себе дурное, чем совсем не говорить о себе.
• Насмешка бывает часто признаком скудости ума: она является на помощь, когда недостает хороших доводов.
• Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей!
• Бывают случаи в жизни, выпутаться из которых может помочь только глупость.
• Как только дурак похвалит нас - он уже не кажется нам так глуп.
• Упрямство рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора.
• Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому.
• Вернейший способ быть обманутым - это считать себя хитрее других.
• Поистине ловок тот, кто умеет скрывать свою ловкость.
• Высшее здравомыслие наименее здравомыслящих людей состоит в умении покорно следовать разумной указке других.
• Старые безумцы безумнее молодых.
• Глупые люди могут иной раз проявить ум, но к здравому суждению они не способны.
• Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу.
• Все жалуются на недостаточность своей памяти, но никто еще не пожаловался на нехватку здравого смысла.
• Изящество для тела - это то же, что здравый смысл для ума.
• Прежде чем сильно чего-то пожелать, следует осведомиться, очень ли счастлив нынешний обладатель желаемого.
• Любовь, подобно огню, не знает покоя: она перестает жить, как только перестает надеяться или бороться.
• Женщины в большинстве своем оттого так безразличны к дружбе, что она кажется им пресной в сравнении с любовью.
• Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что их у нас несколько.
• Величайший подвиг дружбы не в том, чтобы показать другу наши недостатки, а в том, чтобы открыть ему глаза на его собственные.
• Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.
• В дружбе, как и в любви, чаще доставляет счастье то, чего мы не знаем, нежели то, что нам известно.
• Наш ум ленивее, чем тело.
• Величайшее чудо любви в том, что она излечивает от кокетства.
• Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
• Философия легко торжествует над страданиями прошедшими и будущими; но настоящие страдания торжествуют над ней.
• Есть люди, которым идут пороки, и другие, которых безобразят даже добродетели.
• Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум.
• Женщины не знают всей беспредельности своего кокетства.
• Не замечать охлаждения друзей - значит мало ценить их дружбу.
• Возобновленная дружба требует больше забот и внимания, чем дружба, никогда не прерывавшаяся.
• Истинный друг - величайшее из земных благ, хотя как раз за этим благом мы меньше всего гонимся.
• Настоящая дружба не знает зависти, а настоящая любовь - кокетства.
• Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они не совершенны, чем когда слишком законченны.
• В человеческом сердце происходит непрерывная смена страстей, и угасание одной из них почти всегда означает торжество другой.
• Бывает такая любовь, которая в высшем своем проявлении не оставляет места для ревности.
• Мы и не представляем себе, на что могут нас толкнуть наши страсти.
• Пока угасающая страсть все еще волнует наше сердце, оно более склонно к новой любви, чем впоследствии, когда наступает полное исцеление.
• Любая страсть толкает на ошибки, но на самые глупые толкает любовь.
• Нет вернее средства разжечь в другом страсть, чем самому хранить холод.
• Разлука ослабляет легкое увлечение, но усиливает большую страсть, подобно тому, как ветер гасит свечу, но раздувает пожар.
• Нам легче полюбить тех, кто нас ненавидит, нежели тех, кто любит сильнее, чем нам хочется.
• Пока люди любят, они прощают.
• Трудно любить тех, кого мы совсем не уважаем, но еще труднее любить тех, кого уважаем больше, чем самих себя.
• Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
• Легче полюбить, когда никого не любишь, чем разлюбить, уже полюбив.
• Перестав любить, мы радуемся, когда нам изменяют, тем самым освобождая нас от необходимости хранить верность.
• В любви обман почти всегда заходит дальше недоверия.
• Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад.
• Тот, кто излечивается от любви первым, всегда излечивается полнее.
• Когда люди уже не любят друг друга, им трудно найти повод для того, чтобы разойтись.
• Когда человек любит, он часто сомневается в том, во что больше всего верит.
• Иные преступления столь громогласны и грандиозны, что мы оправдываем их и даже прославляем: так, обкрадыванье казны мы зовем ловкостью, а несправедливый захват чужих земель именуем завоеванием.
• Пышность погребальных обрядов не столько увековечивает достоинства мертвых, сколько ублажает тщеславие живых.
• Порою легче стерпеть обман того, кого любишь, чем услышать от него всю правду.
• Люди не могли бы жить в обществе, если бы не водили друг друга за нос.
• Влюбленная женщина скорее простит большую нескромность, нежели маленькую неверность.
• Человек, понимающий, какие несчастья могли бы обрушиться на него, тем самым уже до некоторой степени счастлив.
• Пороки души похожи на раны тела: как бы старательно их ни лечили, они все равно оставляют рубцы и в любую минуту могут открыться снова.
• Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор.
• Большинство женщин сдается не потому, что сильна их страсть, а потому, что велика их слабость.
• Ум у большинства женщин служит не столько для укрепления их благоразумия, сколько для оправдания их безрассудств.
• Ясный разум дает душе то, что здоровье - телу.
• Насколько преступление легче находит себе покровителей, нежели невинность!
• Люди безутешны, когда их обманывают враги или предают друзья, но они нередко испытывают удовольствие, когда обманывают или предают себя сами.
• Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими пользоваться.
• Усилия, которые мы прилагаем, чтобы не влюбиться, порою причиняют нам больше мучений, чем жестокость тех, в кого мы уже влюбились.
• Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную измену в отношении других.
• Обмануть человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас.
• Иные люди отталкивают, невзирая на все их достоинства, а другие привлекают при всех их недостатках.
• Ревность питается сомнениями; она умирает или переходит в неистовство, как только сомнения превращаются в уверенность.
• В людях не так смешны качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.
• Судьба исправляет такие наши недостатки, каких не мог бы исправить даже разум.
• Благоразумие и любовь не созданы друг для друга: по мере того как растет любовь, уменьшается благоразумие.
• Какая это скучная болезнь - оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом!
• Можно перехитрить кого-то одного, но нельзя перехитрить всех на свете.
• Пороки входят в состав добродетелей, как яды в состав лекарств; благоразумие смешивает их, ослабляет их действие и потом умело пользуется ими как средством против жизненных невзгод.
• Иные недостатки, если ими умело пользоваться, сверкают ярче любых достоинств.
• Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
• Порядочные люди уважают нас за наши достоинства, а толпа - за благосклонность судьбы.
• Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, оглядываясь на них, исправляем свои.
• Короли чеканят людей, как монету: они назначают им цену, какую заблагорассудится, и все вынуждены принимать этих людей не по их истинной стоимости, а по назначенному курсу.
• Нас мучит не столько жажда счастья, сколько желание прослыть счастливцами.
• Существует такая степень счастья и горя, которая выходит за пределы нашей способности чувствовать.
• Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему, и мы счастливы, обладая тем, что любим, а не тем, что другие считают достойным любви.
• На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния.
• Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастливому.
• Человек никогда не бывает так несчастен, как ему кажется, или так счастлив, как ему хочется.
• Так же легко обмануть себя и не заметить этого, как трудно обмануть другого и не быть изобличенным.
• Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца.
• В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. (Франсуа де Ларошфуко, Максимы и моральные рассуждения; перевод Эльги Линецкой; "Размышления и афоризмы французских моралистов XVI - XVIII веков", Санкт-Петербург, "Terra Fantastica" Издательского дома Corvus, 1995)
• В речи, в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько в подборе его слов. ("Энциклопедия мысли", Харьков, "Прапор", 1995
• Существуют разные лекарства от любви, но нет ни одного надежного.
• Ум служит нам порою лишь для того, чтобы смело делать глупости.
• Скупость нередко приводит к самым противоречивым следствиям: многие люди приносят все свое состояние в жертву отдаленным и сомнительным надеждам, другие же пренебрегают крупными выгодами в будущем ради мелочной сегодняшней наживы.
• Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно.
• В ревности больше себялюбия, чем любви.
• Мы так привыкли притворяться перед другими, что под конец начинаем притворяться перед собой.
• Ревности достоин лишь тот, кто старается ее не вызывать.
• Заблуждение скупых состоит в том, что они считают золото и серебро благами, тогда как это только средства для приобретения благ.
• Ревность всегда рождается вместе с любовью, но не всегда вместе с нею умирает.
• Наделяет нас достоинствами природа, а помогает их проявить судьба.
• Будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.
• Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.
• Слава великих людей всегда должна измеряться способами, какими она была достигнута.
• Человеку легче казаться достойным той должности, которую он не занимает, нежели той, в которой состоит.
• Не всякий человек, познавший глубины своего ума, познал глубины своего сердца.
• Как все предметы лучше всего видны на свету, так и наши добродетели и пороки отчетливее всего выступают в лучах удачи.
• От нас самих зависит и приобретать богатство, и пускать его в ход, не служа при этом пороку.
• Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.
• Лишены прозорливости не те люди, которые не достигают цели, а те, которые проходят мимо нее.
• Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны.
• Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.
• Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим.
• Легче убить желание в зародыше, чем потом ублаготворять все вожделения, им рожденные.
• Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным.
• Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.
• Зло, как и добро, имеет своих героев.
• Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению.
• Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать - когда ее нет.
• Лесть - это фальшивая монета, которая имеет хождение только из-за нашего тщеславия.
• Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
• Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.
• Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.
• Мы сопротивляемся нашим страстям не потому, что мы сильны, а потому, что они слабы.
• Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.
• Люди, которых мы любим, почти всегда более властны над нашей душой, нежели мы сами.
• Люди не знали бы удовольствия в жизни, если бы никогда себе не льстили.
• Труднее хранить верность той женщине, которая дарит счастье, нежели той, которая причиняет мучения.
• Любовь одна, но подделок под нее - тысячи.
• У нас нашлось бы очень мало страстных желаний, если бы мы точно знали, чего мы хотим.
• Тот, кого разлюбили, обычно сам виноват, что вовремя этого не заметил.
• Воздержанность в еде рождена или заботой о здоровье, или неспособностью много съесть.
• Не может быть порядка в уме и сердце женщины, если ее темперамент с ними не в ладу.
• Кто очень сильно любит, тот долго не замечает, что он-то уже нелюбим.
• Умеренность в жизни похожа на воздержанность в еде: съел бы еще, да страшно заболеть.
• Страсть часто превращает умного человека в глупца, но не менее часто наделяет дураков умом.
• Наша зависть всегда долговечнее чужого счастья, которому мы завидуем.
• Леность - это такой сладостный мир души, который утешает ее во всех утратах и заменяет все блага.
• Можно по каким-либо причинам питать отвращение к жизни, но нельзя презирать смерть.
• Любовники начинают видеть недостатки своих любовниц, лишь когда их увлечению приходит конец.
• Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.
• Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно чинить зло.
• Нам легче управлять людьми, чем помешать им управлять нами.
• Мы всего боимся, как и положено смертным, и всего хотим, как будто награждены бессмертием.
• Леность - как рыба-прилипала, останавливающая огромные суда, как мертвый штиль, более опасный для важнейших наших дел, чем любые рифы и штормы.
• Зависть еще непримиримее, чем ненависть.
• Мы постоянны или потому, что все время находим в любимом человеке новые качества, достойные любви, или же потому, что считаем постоянство долгом чести.
• Старость - это тиран, который под страхом смерти запрещает нам все наслаждения юности.
• Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость.
• Только стечение обстоятельств открывает нашу сущность окружающим и, главное, нам самим.
• У всякого чувства есть свойственные лишь ему одному жесты, интонации и мимика.
• Все, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.
• Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.
• Как ни приятна любовь, все же ее внешние проявления доставляют нам больше радости, чем она сама.
• Свет полон горошин, которые издеваются над бобами.
• Копии хороши лишь тогда, когда они открывают нам смешные стороны дурных оригиналов.
• Не следует обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя.
• Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним.
• Как естественна и вместе с тем как обманчива вера человека в то, что он любим!
• Гордость свойственна всем людям; разница лишь в том, как и когда они ее проявляют.
• Люди часто изменяют любви ради честолюбия, но потом уже никогда не изменяют честолюбию ради любви.
• Проявить мудрость в чужих делах куда легче, нежели в своих собственных.
• Молодость меняет свои вкусы вследствие горячей крови, а старость сохраняет свои вследствие привычки.
• Старые безумцы еще безумнее молодых.
• Мы нередко относимся снисходительно к тем, кто тяготит нас, но никогда не бываем снисходительны к тем, кто тяготится нами.
• Как мало на свете стариков, владеющих искусством быть стариками!
• Никто так не торопит других, как лентяи: ублажив свою лень, они хотят казаться усердными.
• Мы никогда не стремимся страстно к тому, к чему стремимся только разумом.
• Люди часто изменяют любви ради честолюбия, но потом уж никогда не изменяют честолюбию ради любви.
• Самое большое зло, какое может сделать нам враг, - это приучить наше сердце к ненависти.
• Нет ничего невозможного, и есть пути, ведущие отовсюду; и если у вас имеется достаточно воли, то всегда найдутся и средства.
• Молодость - это беспрерывное опьянение; это - горячка рассудка.
• Быть молодой, но некрасивой так же неутешительно для женщины, как быть красивой, но не молодой.
• Здравомыслящему человеку легче подчиниться сумасбродам, чем управлять ими.
• Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность и той и другой нимало не зависят от нашей воли.