Словарь Брокгауза и Ефрона

    Лазарь — см. Лазарь Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лазарь [около 1620 — 3(13).9.1693], украинский религиозно-политический деятель и писатель, сторонник воссоединения Украины с Россией. Вместе с тем отстаивал независимость украинского духовенства от Московского патриарха. С 1650 ректор Киевской коллегии; с 1657 черниговский архиепископ. В 1674 основал в Новгороде-Северском типографию, перенесённую в 1679 в Чернигов, где было напечатано около 50 богослужебных книг и литературных произведений на церковнославянский, польский и латинский языки. Б. являлся автором «слов», панегириков, полемических сочинений, в которых защищал православие от наступления католической церкви, опубликовал сборник своих проповедей: «Меч духовный» (1666) и «Трубы словес проповедных» (1674). В 1671 опубликовал на польском языке сборник «Лютня Аполлона», содержавший более 1 тыс. стихов, в которых писал о любви к родине, о необходимости соединения сил русского, украинского и польского народов для борьбы против общих тогда врагов — татар и турок.

    Лит.: Сумцов Н. Ф. , К истории южнорусской литературы XVII столетия, т. 1 — Лазарь Баранович, Хар., 1884; Украiнськи письменники. Бioбiблioграфiчний словник, т. 1, К., 1960.

    В. С. Бакулин.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    БАРАНО́ВИЧ

    Лазарь (1620 – сент. 1693) – укр. писатель, политич. и церк. деятель. Проф. философии и богословия и ректор (с 1650) Киево-Могилянской коллегии. Выступал за союз Украины с Россией, за единство слав. народов в борьбе с тат.-тур. агрессией. Выступал против унии и католицизма. Являясь сторонником централизов. монархии во главе с разумным правителем, Б. отстаивал примат светской власти. Большое внимание уделял развитию школьного дела и книгопечатания. Филос. взгляды Б. представляют собой синтез философии Аристотеля с христ. религией. Из двух признаваемых субстанций – духовной и телесной – Б. считал определяющей первую. Цель человеч. познания Б. видел в познании бога, считая, однако, что полностью бог открывается только вере.

    Соч.: Меч духовный, 2 изд., Киев, 1686; Трубы словес проповедных, 2 изд., Киев, 1679; Lutnia Apollinowa kojdey sprawie gotowa, [Kijów], 1671; Nowa miara starey wiary, Nowogródek siewierski, 1676; О przygodach zycia ludzkiego, Czernihów, 1678; W Wieniec Bozey Mátki, Czernihów, 1680.

    Лит.: Сумцов Η. Φ., К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия, вып. 1, Харьков, 1885; Русский биографический словарь, [т. 10], СПБ, 1914.

    В. Евдокименко. Киев.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    Лазарь (ок. 1620 - 3.XI.1693) - укр. церк.-политич. деятель и писатель, сторонник присоединения Украины к Рус. гос-ву. Вместе с тем Б. отстаивал независимость укр. духовенства от моск. патриарха. С 1650 - ректор Киевской коллегии; с 1657 - черниговский архиепископ. В 1674 организовал в Новгороде-Северском типографию (в 1679 перенесена в Чернигов), в к-рой было напечатано ок. 50 богослужебных книг и лит. произведений на церк.-слав., польском и лат. яз. Б.- автор сборников проповедей: "Меч духовный" (1666, 2-е изд., 1686), "Трубы словес проповедных" (М., 1674, 2-е изд., Киев, 1679), в к-рых защищал православие от наступления католич. церкви. В 1671 опубл. на польском яз. сб., содержащий более 1000 стихотворений ("Лютни Аполлона"). В них он писал о любви к родине, мечтах об объединении рус, укр. и польск. народов для борьбы против общих врагов - татар и турок.

    Лит.: Сумцов Н. Ф., К истории южнорус. лит-ры семнадцатого столетия, в. 1, X., 1885.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия