Большая Советская энциклопедия

    I

    Клема́н (Clément)

    Жан Батист (31.5.1836, Булонь-сюр-Сен, — 23.2.1903, Париж), французский поэт, общественный деятель и публицист. За выступления против режима Второй империи (См. Вторая империя) в стихах и памфлетах К. подвергался преследованиям. В 1871 член Парижской Коммуны, которую воспел в стихах, осудив её палачей («Кровавая неделя», 1871) и выразив веру в победу народа («Коммунарда», 1871). После падения Коммуны эмигрировал в Бельгию, затем в Англию. По возвращении на родину (1880) К. обличал лицемерие буржуазной демократии и церкви, призывал к борьбе с Третьей республикой («Песни», 1885, «Сто новых песен», 1899). Песни К. по жанровому разнообразию, образности и простоте стиля восходят к французскому народному творчеству. К. — автор незаконченных воспоминаний о Коммуне «Реванш коммунаров» (1886—87) и бесед «Социальные вопросы в общедоступном изложении...» (т. 1—2, 1887—88).

    Соч.: La chanson populaire. P., 1900; в рус. пер.— Избранные песни, М., 1951.

    Лит.: Данилин Ю., Поэты Парижской Коммуны, т. 1, М., 1947: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Rémy Т., Le temps des cerises (J.-B. Clément), P., [1968].

    В. С. Лозовецкий.

    II

    Клема́н (Clément)

    Рене (р. 18.3.1913, Бордо), французский кинорежиссёр. Учился на архитектурном отделении парижской Школы изящных искусств. В кино начинал деятельность в качестве кинооператора, снимал рекламные и видовые фильмы, в конце 30-х гг. работал в Армейской кинослужбе. Во время 2-й мировой войны 1939—45 был участником Движения Сопротивления. Первая большая режиссёрская работа, принёсшая ему известность, — «Битва на рельсах» (1946). Картина в суровой документальной манере рассказывала о борьбе французских железнодорожников против немецких оккупантов. Значительное место в творчестве режиссёра занимает тема 2-й мировой войны: «Проклятые» (1947), «Запрещенные игры» (1952), «День и час» (1963), «Горит ли Париж?» (1966). Мотивы поэтического реализма, характерного для предвоенного французского кино, прозвучали в фильме «По ту сторону решётки» (1949, в советском прокате «У стен Малапаги»). К. принадлежит одна из лучших экранизаций Э. Золя — «Жервеза» (1956, по роману «Западня»). К. — один из организаторов группы начинающих кинематографистов «Центр молодых», которая в 1943 была преобразована в Институт высшего кинообразования. Фильмы К. неоднократно получали премии международных кинофестивалей.

    Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, пер. с франц., М., 1960; Farwagi A., Rene Clément, P., 1967.

    Я. Б. Иоскевич.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    КЛЕМАН (Clement) Рене (1913 - 1996), французский кинорежиссер. Интерес Клемана к характерам людей, проявляющимся в экстремальных ситуациях, нашел воплощение в антивоенных фильмах: "Битва на рельсах" (1945), "Запрещенные игры" (1952); в драмах: "По ту сторону решетки" (1948, в прокате - "У стен Малапаги"), "Жервеза" (1956). В 60 - 70-е гг. снимал в основном детективы: "Хищники" (1964), "Пассажир, приехавший в дождь" (1970), "Приходящая няня" (1975).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Клеман

    КЛЕМАН Жан Батист (Jean Baptiste Clement, 1836—1903) — французский социалист, поэт и публицист, коммунар. Подростком покинул дом отца, зажиточного мельника под Парижем, в молодости был рабочим, затем стал профессиональным шансонье. Начав с сентиментально-лирической песни, он в середине 60-х гг. под влиянием усилившегося во Франции политического движения переходит к социальной шансоне, к «пееням-повстанкам», не покидая однако сентиментально-идиллического жанра, к которому у него навсегда осталось особое влечение. Они были направлены против режима Второй империи, и это послужило поводом для преследования поэта полицией. В 1867 он вынужден был уехать на год в Бельгию. По возвращении в Париж Клеман продолжает свои выступления в печати против господствующего режима (сатирический листок «Carmagnole», серия бесед «Lanterne du peuple», сатирический еженедельник «Casse-tete»), сотрудничает в прудонистских периодических изданиях. За «оскорбление величества» К. заключают в тюрьму, из которой его освобождает Сентябрьская революция 1870. При Коммуне К. — мэр Монмартра и член Коммуны, сражавшийся за нее на последних баррикадах. После падения Коммуны скрывается в Париже, затем бежит в Англию. Здесь К. близко знакомится с бытом рабочих верфей и шахт и посвящает им ряд популярных песен. Вернувшись по амнистии 1880, принимает участие в социалистических изданиях. При расколе среди французских социалистов в 1882 стал одним из вождей поссибилистов. В 1885 выпустил первый сборник песен «Chansons». В 1886—1887 К. выпустил свои воспоминания о Коммуне «La revanche des communeux», представляющие значительный мемуарный интерес, и серию бесед «Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple». Несколько лет организационной пропагандистской работы в Арденнах, переживавших индустриализацию до того полуфеодальной области, побудили К. сыграть активную роль в расколе среди поссибилистов и выступить на стороне их левого крыла. В 1899 вышел второй его сборник «Cent chansons nouvelles». В 1901 К. основал изд-во социально-пропагандистской лит-ры. Умер в Париже в крайней бедности. — Наиболее ярко дарование К. проявилось не в социальных его песнях, а в интимно-лирических. Ряд песен соединяют интимную лирику с социальными мотивами, но как в тех, так и в других, поэт часто впадает в сентиментальность. Песни на общественные темы численно преобладают в сборниках К. Среди них особо надо отметить «La machine», «Liberte, Egalite, Fraternite», «Les train-misare», «La Greve» и большую песню-поэму, посвященную Коммуне, — «La Semaine sanglante». Она была написана под свежим впечатлением кровавой недели, одновременно с «Интернационалом» Потье. Обличительным песням К. недостает суровости Потье; он скорее иронизирует и жалуется, чем бичует. Автору «Интернационала» он близок по темам, Дюпону — по мироощущению и темпераменту. Творчество К., характерного представителя рабочей интеллигенции, и его политическая деятельность выражали преимущественно настроения мелкоремесленного и мелкопромышленного парижского пролетариата.Библиография:

    I. Chansons, P., 1885; Cent chansons nouvelles, P., 1899; La chanson populaire, P., 1900; «1871» — La revanche des communeux, P., 1886—1887: Lanterne du peuple P., 1868; Carmagnole, P., 1868; Questions sociales a la portee de tous par un homme du peuple, P., 1887; «Casse-tete», P., 1869 (журнал Клемана).

    II. Стеклов Ю., Поэзия революционного социализма во Франции, изд. 3-е, П., 1923; Parassols L., J. B. Clement, sa vie, son Ouvre, P., 1904; Bellot E., Les chansonniers socialistes: 1° La chanson sociale, 2° etude sur J. B. Clement, P., 1901; Sainte-Croix C., de, J. B. Clement (предисл. к «Cent chansons nouvelles»); Mehring, Pottier und Clement, Franzosische Revolutionslieder aus der Zeit der Pariser Commune ubertragen und eingeleitet, Berlin, 1924.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    КЛЕМА́Н

    (Clemens), Рене (р. 14 апр. 1911) – бельг. социолог, представитель эмпирич. социологии. Проф. Льежскрго ун-та; директор социологич. ин-та в Льеже, руководитель издания "Travaux de I'Institut de sociologie de la faculté de droit de Liège". Осн. интерес исследований К. составляет индустриальная социология. К. и его сотрудники исходят из принципов, разработанных в духе бурж. теорий социальной мобильности и социальной стратификации. К. пытается объяснить классовые конфликты совр. капиталистич. общества взаимным непониманием (напр., между рабочими и администрацией предприятия), возникающим в результате несовершенства средств человеч. общения. Устранение классовых конфликтов, по К., возможно будто бы с помощью ряда "организационных форм" в рамках капиталистич. общества. Главным К. считает создание эффективной "человеческих отношений теории". Занимается также вопросами социологии права и экономики.

    Соч.: Personnalité morale et personnalité juridique, P., 1935; L'assimilation culturelle des immigrants en Belgique, Italiens et Polonais dans la région liègeoise, Liège, 1953 (совм. с G. Vosse-Smal et P. Minon); Les relations humaines au cour du travail, P., 1955 (совм. с A. Massart); Les relations humaines dans l'industrie, Liège, [1958 ].

    Лит.: Contemporary sociology. Ed by Ι. S. Roucek, L., 1959, p. 752, 756, 759, 762.

    И. Добронравов. Москва.

  7. Источник: Философская энциклопедия