Словарь Брокгауза и Ефрона

    (лат.) — основной принцип федерации (см.), признание политическим идеалом федеративной организации государства, стремление либо объединить несколько отдельных государств в одну федерацию, либо обратить государство унитарное в государство федеративное. Федералисты — сторонники федеративной организации либо их государства, либо всех государств вообще. В первой половине XIX в. среди демократов и радикалов было довольно широко распространено верование в наступление такого времени, "когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся"; таково, по словам Пушкина, было убеждение Мицкевича, так думали и многие другие; убежденным сторонником этой идеи был Мадзини. Однако в таком общем виде это верование не послужило к созданию на его почве какой бы то ни было организованной группы; только в применении к определенным государствам Ф. не раз являлся объединяющим началом сильных партий. Вообще говоря, Ф. есть крайняя и наиболее развитая форма самоуправления. Отсюда можно было бы заключить, что федералистами должны быть по преимуществу либералы или радикалы, в большинстве случаев являющиеся противниками централизации. В действительности, однако, не всегда бывает так. Вообще Ф. лучшую для себя почву находит там, где государство сравнительно недавно сплотилось из отдельных составных элементов, или там, где различие национальностей поддерживает и оживляет память и мечту о самостоятельном государственном бытии. В таких случаях Ф. есть нередко стремление к восстановлению привилегий, утраченных или утрачиваемых в более или менее централизованном государстве с господством парламентаризма. Такой феодально-консервативно-клерикальный характер имеет Ф. в Австрии, где почти все консервативно-национальные партии являются федералистическими. Чешская националистические партии (старочехи и младочехи), крайне консервативный и клерикальный Польский клуб, клуб Гогенварта и все клерикальные группы являются в Австрии федералистическими. Впрочем, и социал-демократы тоже говорят о федерации как о желательном государственном принципе для Австрии. Разница между теми и другими состоит в том, что первые отстаивают расширение компетенции или независимость от центральной государственной власти ныне существующих коронных земель с их органами самоуправления (ландтагами), организованными еще менее демократически, чем рейхсрат, тогда как последние стремятся прежде всего к демократической реорганизации управления в отдельных коронных землях. При возникновении австро-венгерского дуализма Ф. противополагался дуализму; его главным защитником в правительстве был Белькреди. Теперь Ф. нередко является не враждебным дуализму, стремясь к реорганизации на федералистическом начале одной лишь австрийской половины монархии. В Германии федералистами были сторонники объединения; ныне вопрос о Ф. не стоит на очереди. В Италии до ее объединения радикальные партии стремились к федеративной организации итальянских государств; многие мечтали о федерации государств с Папою во главе.

    В Испании существует группа федералистов-республиканцев, во главе которой стоял Пи-и-Маргалль (ум. 1901); она стремится к разделению ныне единого испанского государства на отдельные области (бывшие государства), соединенные друг с другом, а также с Португалией, федеративной связью — другими словами, к образованию Иберийской федерации. В Соед. Штатах слово "федералисты" употребляется несколько своеобразно. Так как там федерация возникла из отдельных колоний и должна была бороться не с централистическими стремлениями государства, а, напротив, с центробежными стремлениями отдельных штатов, то федералистами в конце XVIII и начале XIX в называли людей, стремящихся к закреплению федеративной связи между штатами; партия федералистов потом преобразовалась в партию вигов, а еще позднее — в ныне существующую партию республиканцев (см. соотв. ст.). Во время междоусобной войны федералистами назывались сторонники правительства, а южане — конфедератами. В том же смысле термин Ф. употребляется в Южной и Средней Америке, где стремление к объединению мелких государств в одно существует постоянно, борясь с стремлением к сохранению самостоятельности отдельных государств. В Аргентине и других государствах Южной Америки федералисты (видным вождем их в Аргентине был Розас; см.) боролись с унитариями (см.). Совершившееся в 1901 г. объединение Австралии в одну федеративную республику явилось результатом 20-летней упорной борьбы различных федералистических парий (см. соотв. ст.). В Великобритании федералистическое направление возникло в последние десятилетия XIX стол. в форме стремления к объединению Англии с Канадой и другими колониями в одно федеративное государство с общим парламентом ("Greater Britain" — Величайшая Британия). Там это стремление преследует по преимуществу торгово-промышленные цели (общая таможенная система) и имеет либо консервативный, либо по крайней мере империалистический в современном смысле слова, т. е. шовинистический, характер. Главный представитель Ф. в Англии — Чамберлен. См. Wallon, "La révolution du 31 Mai et le Fédéralisme en 1793" (П., 1886); Ch. Dilke, "Problems of Greater Britain" (Л., 1890); G. Parkin, "Impérial fédération. The problem of national unity" (Л., 1892).

    В. В—в.

    В эпоху франц. революции Ф. приписывался жирондистам, которых якобинцы обвиняли в стремлении американизировать Францию обращением ее в восемьдесят три федеральных республики. Борясь именно с этой теорией, конвент 10 мая 1793 г. провозгласил "единство и нераздельность" республики. На самом деле жирондисты никогда не переставали провозглашать себя сторонниками унитарной республики; они хотели только, чтобы Париж не имел никаких исключительных прав в качестве руководящей столицы и чтобы его "влияние сводилось к одной восемьдесят третьей части, как и всякого другого департамента". Не добившись этого "сокращения" Парижа, жирондисты захотели объединить, федерализировать департаменты против Парижа и после событий 31 мая 1793 г. и декретов 2 июня попытались вызвать восстание (названное федералистским). Против конвента поднялись многие большие города — Бордо, Лион, Марсель, и во многих местах руководителями были бежавшие из Парижа жирондисты — в Нормандии Гюаде, Петион, Бюзо, Барбару и др., в дпт. Аллье — Бриссо, в Провансе — Ребекки, в Ниме — Рабо С.-Этьен. Каен должен был стать их главной квартирой, 13 июня департамент Эры дал сигнал к восстанию, объявил, что конвент не свободен, декретировал набор в 4000 чел. для похода на Париж и послал комиссаров в друг. департаменты, чтобы и их вызвать к восстанию. Был момент, когда движение охватило до шестидесяти департаментов. Скоро, однако, жирондисты убедились, что везде, куда они являлись защищать свои принципы, они лишь пробуждали дремавшие силы роялизма, готовые даже на измену (Тулон, напр., 27 авг. предался англичанам). Они отказались от дальнейшей борьбы, когда избранный ими ген. Вимпфен предложил им, как единственное средство, признать Людовика XVII и призвать англичан.

    М. В—ий.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. federalisme, от лат. feodus – договор, союз)

    1) форма государственного устройства, существующая обычно в многонациональных государствах (см. Федерация).2) В ряде стран политическое движение за федеративное устройство.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. федерали́зм;
    2. федерали́змы;
    3. федерали́зма;
    4. федерали́змов;
    5. федерали́зму;
    6. федерали́змам;
    7. федерали́зм;
    8. федерали́змы;
    9. федерали́змом;
    10. федерали́змами;
    11. федерали́зме;
    12. федерали́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ФЕДЕРАЛИ́ЗМ, -а, муж.

    1. Принцип государственного устройства, основанного на федерации.

    2. Политическое течение, стремящееся к установлению такого строя.

    | прил. федералистский, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Принцип государственного устройства на началах федерации (в 1 знач.).

    2.

    Политическое течение в ряде стран, добивающееся установления федеративного устройства.

    [франц. fédéralisme]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ФЕДЕРАЛИ́ЗМ, федерализма, мн. нет, муж.

    1. Федеративная система государственного строя (полит.).

    || Организационная структура чего-нибудь, основанная на принципе федерации (полит.).

    2. Политическое течение, добивающееся такой системы или структуры (преимущественно в многонациональных государствах, напр. в бывшей Австро-Венгрии; полит.). «Федерализм в австрийской партии привел к самому безобразному сепаратизму, к разрушению единства рабочего движения.» Сталин.

    || В эпоху Французской буржуазной революции 1789 г. - политическое течение жирондистов, пропагандировавшее превращение Франции в федерацию Парижа и провинций (ист.).

    3. Утопическое анархистское учение об организации общества на началах союза, федерации самостоятельных производственно-потребительских коммун (социол.). Федерализм Прудона.

    4. В США, в эпоху борьбы между северными и южными штатами за отмену рабства негров - течение сторонников отмены рабства и установления федерации северных и южных штатов (ист.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Система государственного устройства, основанный на принципах федерации [федерация I 1.], на федератиыных началах.

    2.

    Политическое течение, борющееся за установление такого строя.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. federalismfederalism

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    fédéralisme m

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    federalismo m

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    federalismo

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь экономики и права

    (фр. federalisme) -1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. ФЕДЕРАЦИЯ); 2) одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация государственной власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а т.ж. равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.

  23. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  24. Энциклопедия юриста

    принцип, доктрина, положенные в основу политико-территориального и(или)национально-территориального устройства ряда современных государств. По своему назначению Ф. содержит возможности децентрализовать и распределять власть по вертикали; интегрировать территориальные сообщества в единое целое. Ф. выступает в виде совокупности способов, целей и задач, конституционно-правовых норм и принципов.направленных на установление пределов централизации и децентрализации властных и управленческих функций государства и его субъектов путем разграничения предметов ведения и полномочий между ними, а также между их органами государственной власти.

    Ф. является прежде всего способом обеспечения и сохранения единства, территориальной целостности государства, учета и сочетания многообразных интересов государства и его частей, их самоорганизации и саморегулирования,противостояния региональному и этническому обособлению. Мировой опыт показывает, что Ф. в определенных исторических условиях позволяет сочетать национальный фактор с территориальным и иными (например, лингвистическим, конфессиональным), обеспечивает единое демократическое, экономическое, правовое, оборонное и т.п. пространство, взаимный контроль федерации и ее субъектов через различные механизмы (политические, правовые, финансово-бюджетные и т.д.).

    Определяющим критерием идентификации Ф. как способа принятия решений в сложном государстве является наличие конституционно установленного разграничения предметов ведения, полномочий между федерацией и ее частями (субъектами).

    По своим целям и задачам Ф. не замыкается на принципах устройства государства, поскольку им охватывается значительно более широкий круг общественных связей и отношений, касающихся практики становления и функционирования гражданского общества, политической, экономической,социальной и иных систем. В сущности Ф. отражает стремление территориальных, этнических и иных сообществ к интеграции, взаимовыгодному сотрудничеству.

    Существующие в мире модели Ф. основываются на сочетании множества факторов(территориального, исторического,национального характера), на учете их взаимодействия и взаимовлияния в реальной конституционно-правовой и политической практике.

    Современный Ф. основывается на различных критериях. Концепция дуалистического Ф. исходит из идеи равноправия между федерацией и ее субъектами, достигаемого наделением целого и его частей самостоятельной компетенцией и определением пределов вмешательства в дела друг друга, а также из двойственности суверенитета, признаваемого как за федерацией, так и ее субъектами (формально такими федерациями были СССР, СФРЮ).

    В основу "координированного" Ф. положена идея такого разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами. когда они рассматриваются как независимые друг от друга и обладающие в основном одинаковым статусом в пределах конституционной компетенции.

    Кооперативный Ф. (ФРГ) исповедует концепцию взаимного дополнения, вертикального и горизонтального сотрудничества федерации и ее составных частей, их взаимодействия и взаимозависимости в процессе осуществления конституционных полномочий.

    Конкретные формы Ф. непосредственно связаны с характером федерации, организационным ее построением, способом возникновения и ее структурой (договорная либо конституционная, территориальная - национально-территориальная, асимметричная - симметричная, централизованная (интеграционная) - относительно децентрализованная (деволюционная).

    Лит.: Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997; А бдулатиповР.Г., Болте н ко ва Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994. Лучин В.О., Мойсеенко М.Г.

  25. Источник: Энциклопедия юриста



  26. Философская энциклопедия

    ФЕДЕРАЛИЗМ

    ФЕДЕРАЛИЗМ — теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей (квази-государств) на основе общих интересов, исторических судеб, договорных конституционных отношений. Управление единым государственным целым может осуществляться по принципу федерации, предполагающему тесную взаимозависимость входящих в него субъектов, или по принципу конфедерации, предполагающему автономию субъектов союза.

    В федеративном союзе разграничены функции, права и обязанности общегосударственных, федеральных и региональных, местных властей. Прерогативами центральной государственной власти являются внешние сношения, охрана государственной территории, создание вооруженных сил и органов правопорядка и руководство ими, эмиссия денежных знаков, управление центральными финансовыми учреждениями, государственным имуществом (к которому обычно относятся федеральные железные и шоссейные дороги, средства связи и пр ), формирование федерального бюджета и др общегосударственные функции.

    Институциональная структура членов (субъектов) федерации повторяет структуры центральной государственной власти с таким же разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, с прерогативами административного управления и законотворчества в пределах собственной территории в рамках федерального законодательства и общей конституции. Преимущества такого сочетания централизованного управления с децентрализованным местным самоуправлением в сравнении с унитарным подчеркивал еще в 18 в. Ш. Л. Монтескье.

    Необходимое условие федеративной организации — политическая однородность федеративного общества (при возможности и даже неизбежности его классовой дифференциации) Иначе говоря, федеративное государство не может одновременно состоять из республиканских, монархических и тем более имперских субъектов. В то же время ни их этнические, ни национальные, ни языковые, ни др. культурно-исторические различия не служат препятствием для образования федерации.

    Подобно гражданскому обществу, федерация — сообщество равных субъектов, добровольно уступивших часть своей свободы центральной и общей власти государства. Федерализм — исторический компромисс, разрешающий противоречие двух параллельных, но разнонаправленных процессов: создания независимых, т. н. национальных государств и процесс их принудительного имперского объединения или поглощения. Первый обычно связывается с формированием национального государства: все государства, включая и имперские (многонациональные), — “национальны”. Точнее принятое во франко-английской традиции наименование “государство-нация”. Оно подчеркивает единство этих двух начал, образующих самую древнюю, простую и устойчивую конструкцию: одна (по крайней мере преобладающая) нация (племя, “народ”), одна культура, один язык, одна общая история, один хозяйственный уклад и одна политическая система (вождь, правитель, правительство).

    Другой процесс — укрупнение самих государств-наций в ожесточенной борьбе за независимость, присоединение и поглощение др. государств-наций, складывание крупных наций Нового времени и их государственных форм. Процесс исторической концентрации власти и институциональной централизации принимал, как правило, характер господства политического центра и подчинения ему периферии, образования континентальных союзных (Германская империя, созданная Бисмарком в кон. 19 в.) либо колониальных (Россия, Австро-Венгрия) империй с заморскими территориями. Острейшим внутренним противоречием второго пути всегда было стремление подавленных или подчиненных государств-наций обрести самостоятельность: восстановить утраченную государсгвенность или создать ее. Стремление сформировать простые, адаптивные и легко управляемые структуры независимых государств-наций всегда было одной из основных причин распада империй и их окончательного крушения в 20 в. Однако постоянная борьба государств-наций за существование, достойное положение в мире, защиту или расширение своих территорий превращала историю в вечную гоббсовскую “войну всех против всех”. В конце концов уже в сер. 19 в. возникла мысль о кризисе “национального государства”. П.-Ж. Прудон, а затем К. Франтц указывали на опасность “взрывчатого соединения” борющихся между собой народов, усиленных их государственной организацией, которая позволяет им вести междоусобную борьбу. Последующие события и особенно мировые войны 20 в., переросшие в соперничество сверхдержав, перевели этот кризис в тупиковую ситуацию. Федерализм оказался не только компромиссом, позволяющим решить проблемы внутреннего мира в государствах со сложной территориально-национальной структурой, но и значительным, если не решающим средством сохранения целостности таких государств, разрешением дилеммы тяжелых конфликтов в борьбе за и против выделения государств-наций либо их союзного сосуществования в федерации. Если внутри федерации возникают или не устраняются вопросы самоопределения входящих в нее субъектов, то это означает, что в ней не сложилось федеративное общество и она может распасться по тем же причинам, по каким распадались империи (пример — СФРЮ). При этом стабильность федеративных государств не определяется ни их национальной разнородностью (пример — 800 лет бесконфликтного существования Швейцарской конфедерации, состоящей из четырех национальных общин), ни этническими различиями членов федерации (Россия), ни их экономическими (США) либо историческими различиями (Германия, состоящая из многих еще недавно независимых государств-наций). Устойчивость федерации определяется свободной волей ее субъектов не превращать какую-либо их специфику в повод для выхода из нее, как это произошло в США во время войны Севера и Юга в 1861—65. Не политическая организация федерации определяет ее существование, а наличие федеративного общества, коллективные члены которого, подобно гражданам-членам гражданского общества Т. Гоббса, соглашаются и обязуются проявлять взаимную лояльность (федеративный “лоялизм”), жить в мире и согласии в едином общем государстве. Такое общество должно сочетать плюрализм локальных культур, языков, экономических различий, социальных запросов с общими потребностями и процессами развития страны.

    Важным условием целостности любой федерации служит реальное участие ее членов в общегосударственном управлении, не допускающем неравенства федеративных единиц и образований федеративной политической провинции. Однако гетерогенность федеративного объединения и неравномерность исторического и общественного развития его членов могут позволить какому-либо субъекту отделиться и создать собственную государственность без каких-либо конфликтов. Закрепленное в международном сознании и праве, в документах ООН право наций на самоопределение делает подобную ситуацию особенно деликатной, чреватой обвинениями в сепаратизме и попытками насильственно удержать сепаратиста (Гражданская война в США в 19 в., напр.). Поэтому федеративное государство должно энергично развиваться и быстро эволюционировать, чтобы преимущества федерации явно превосходили преимущества независимости (США, ФРГ и др.). Но если федерация обеспечивает внутренний мир субъектов федерации, то внешний мир для нее не гарантирован, равно как не гарантирована и ее собственная миролюбивая внешняя политика. Иначе говоря, федерация может унаследовать поведение государств-наций, как это и случилось, напр., во время войн Соединенных штатов Америки с Соединенными штатами Мексики в сер. 19 в. Федерализация, т. о., лучший выход из кризисных отношений между взаимозависимыми государствами-нациями, их избавление от внешнеполитических кризисов. Мысль Монтескье о наилучшем социальном и политическом устройстве общества была реализована в федеративном устройстве освободившихся во 2-й пол. 18 в. североамериканских колоний Англии. Эта мысль в виде гипотезы о едином бесконфликтном мире была разработана Марсилием Падуанским в 13 в., в кон. 17 в. она представлялась как осуществление федеративных отношений между государствами: в формулировке разделения центральных государственных властей Дж. Локк называл наряду с законодательной и исполнительной властями власть федеративную, т. е. внешнеполитическую. И. Кант расширил это представление до идеи всемирной федерации — основе долгожданного вечного мира между государствами и народами. Внешний мир превращался во внутренний. Следующим шагом в развитии идеи федерализма стало развернувшееся в кон. 2-й мировой войны движение “Федералистов мира”, надеявшихся продолжить дело, начатое за сто пятьдесят лет до того американскими федералистами. Это движение было весьма активно в 40-х гг., не угасало и в последующие десятилетия, но оно отступало перед реально развернувшимся процессом реорганизации международных отношений и вытеснения интернациональной политической анархии организованным мировым порядком (появление Организации Объединенных Наций, в структуре и деятельности которой есть элементы федеративных отношений). Еще ближе к федеративному союзу подошла европейская интеграция. В ней явственно обозначилась основа такого союза: согласие сторон уступить часть своей суверенной свободы общим институтам управления и принять согласованно установленные правила взаимоотношений, исключающих конфликты.

    В теории федерализма наметились в 70—80-е гг. 20 в. новые гипотезы федерализации мира на основе его регионализации: деления на зоны общих интересов, культур, сходных условий и уровней жизни и т. п.: Север—Юг; Восток—Запад (самое общее деление), Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и т. д., в предположении возможного перехода регионализации в формирование союзных отношений, что и происходит в начальной форме (страны АСЕАН и пр.).

    Лит.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане.— Соч., т. 6. M., 1966; Кант И. К вечному миру.— Там же; Hamilton А., Jey J., Madison J. The Federalist, 1777—78; Proudhon P. J. Du principe fédératif. P., 1863; Frantî.C. Der Federalismus als das leitende Prinzip für die soziale, staatliche und internationale Organisation. Maintz, 1879; RobbinsL. Economie Planning and International Order. L., 1937; Studies on Federalism, ed. by R. R. Bowie, С. Friedrich. Boston—Toronto, 1954; Albertini M. Lo stato nationale. Milano, 1959; AlheniniM. II federazione e lo stato federale Milano, 1963.

    И. И. Кравченко

  27. Источник: Философская энциклопедия



  28. Энциклопедический словарь

    ФЕДЕРАЛИ́ЗМ -а; м. [франц. fédéralisme]

    1. Принцип государственного устройства на началах федерации (1 зн.).

    2. Политическое течение в ряде стран, добивающееся установления федеративного устройства. Идеи, взгляды федерализма.

    Федерали́стский (см.).

    * * *

    ФЕДЕРАЛИЗМ

    ФЕДЕРАЛИ́ЗМ (фр. federalisme) — форма территориальной организации государства(см. ГОСУДАРСТВО), определяющая его сложный, многосоставной, союзный характер. Различают две модели федерализма — дуалистический и кооперативный. Дуалистический федерализм базируется на идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют свои предметы ведения и не вмешиваются в дела друг друга. Такая модель федерализма характерна для США. Кооперативный федерализм основан на идее взаимного дополнения полномочий центра и субъектов федерации, их сотрудничестве. Эта модель федерализма используется в Германии.

    С 1992 года федерализм является основой конституционного строя Российской Федерации, принципом ее государственно-территориального устройства, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, равноправие и самоопределение народов в составе Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом, они не имеют права на сецессию — свободный односторонний выход из состава Российского государства, не обладают верховенством на своей территории, не имеют абсолютной независимости в международных отношениях. Действие федерального права распространяется на всю Российскую Федерацию и ни один из субъектов федерации не вправе препятствовать его законному применению. В федеративных государствах действует — конституционно-правовой принцип федерального приоритета: если федеральный закон и закон субъекта федерации по-разному регулируют один и тот же вопрос, то действует федеральный закон. Принцип федерального приоритета закреплен в Конституции Российской Федерации 1993 года

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Словарь бизнес-терминов

  31. Источник: