Большая Советская энциклопедия

    устройство для передачи механической энергии, обычно с преобразованием сил, моментов и скоростей, а в некоторых случаях — характера движения. С. п. в Приводах машин позволяет согласовать режимы работы двигателя и исполнительных органов машины, приводить в движение несколько механизмов от одного двигателя, осуществлять Реверсирование движения, изменять вращающие моменты и частоты вращения при сохранении постоянного момента и частоты вращения двигателя, преобразовывать вращательное движение в поступательное, винтовое и др. Наибольшее распространение в машиностроении получили механические С. п. с твёрдыми звеньями, нередко используются также гидравлические (см. Гидропривод машин), пневматические и другие С. п. Иногда в одной машине для привода различных механизмов могут одновременно применяться С. п. разных типов или их комбинации (например, гидромеханические С. п.). Экономическая целесообразность использования в машинах быстроходных двигателей (в связи с их меньшими габаритом, массой и стоимостью) определяет преимущественное распространение силовых передач, понижающих частоту вращения ведомого вала по сравнению с ведущим. Наибольшую мощность можно передать с помощью зубчатых С. п. (известны, например, редукторы к судовым турбинам мощностью свыше 50 Мвт). Мощность червячных С. п. Ограничена (обычно 200 квт) недостаточно высоким кпд и нагревом. Цепные С. п. могут передавать мощность до 4 Мвт, фрикционные С. п. — до 300, ремённые С. п. — до 1,5 Мвт. Механические С. п. компактны, удобны для компоновки машин, обладают высокой надёжностью, позволяют относительно просто осуществлять необходимые преобразования движения и практически любые передаточные отношения; при надлежащем качестве изготовления большинство С. п. имеет высокий кпд.

    Лит.: Решетов Д. Н., Передачи в машинах, М., 1953; Кудрявцев В. Н., Выбор типов передач, М. — Л., 1955; Проектирование механических передач, 3 изд., М., 1967; Детали машин. Расчет и конструирование. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, 3 изд., т. 3, М., 1969.

    А. А. Пархоменко.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм, предназначенный для передачи энергии от двигателя к ее потребителю с увеличением сил (вращающих моментов) за счет уменьшения скорости (частоты вращения). Иногда используется для изменения характера движения. Силовые передачи применяются в тракторах, автомобилях, технологических установках и т.п. Устаревшее название силовой передачи - трансмиссия.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    тех. power train

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Большой энциклопедический политехнический словарь

    механизм, предназнач. для передачи энергии от двигателя к её потребителям с увеличением сил (вращающих моментов) за счёт уменьшения скорости (частоты вращения), а иногда - для изменения характера движения. См. также Трансмиссия.

  7. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  8. Большая политехническая энциклопедия

    СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА — механизм (см.), предназначенный для передачи мощности от двигателя к потребителям энергии с увеличением сил (вращающих моментов) за счёт уменьшения частоты вращения, а иногда — для изменения характера движения.

  9. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  10. Dictionnaire technique russo-italien

    trasmissione di potenza

  11. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  12. Русско-украинский политехнический словарь

    силова́ переда́ча

  13. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  14. Русско-украинский политехнический словарь

    силова́ переда́ча

  15. Источник: Русско-украинский политехнический словарь