Большая Советская энциклопедия

    (старинное — роспев)

    самостоятельная система монодии (См. Монодия), характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В русском церковном пении существует несколько Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, — Знаменный распев; он восходит к 12 в. Им распеты песнопения всего годичного круга богослуженья, составляющие певческие книги: октоих, ирмологий, обиход, праздники и триодь. Последующими в порядке появления были демественный распев (см. Демественное пение) и путевой распев, культивировавшиеся в 16—17 вв. Более поздние — болгарский, греческий и киевский распевы — применялись в рус. церковном пении с середины 17 в. По фонду попевок последние 5 Р. значительно уступают знаменному, и закономерности их организации мало изучены.

    От Р. следует отличать напев; в широком значении термина напевом может быть названа любая мелодия; чаще напевами называют местные варианты того или иного Р.

    Лит.: Скребков С., Русская хоровая музыка XVII — нач. XVIII веков, М., 1969, с. 11—47.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. распе́в;
    2. распе́вы;
    3. распе́ва;
    4. распе́вов;
    5. распе́ву;
    6. распе́вам;
    7. распе́в;
    8. распе́вы;
    9. распе́вом;
    10. распе́вами;
    11. распе́ве;
    12. распе́вах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    РАСПЕ́ТЬ, -пою́, -поёшь; -пе́тый; сов., что (спец.).

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1. муз.

    Определенный принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения, а также мелодия, построенная по этому принципу.

    Киевский распев. Греческий распев.

    Знакомый распев молитвы охватил всю церковь. Серебров, Время и люди.

    2.

    Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся к пению.

    Слова он произносил строго и немножко с распевом, на церковный лад. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    РАСПЕ́В, распева, муж.

    1. только ед. Действие по гл. распеть-распевать и распеться во 2 знач. - распеваться (муз.). Спеть что-нибудь для распева (чтоб распеться во 2 знач.).

    2. Пение, характер и стиль пения, мотивы (о старинном церковном пении; муз.). Древний распев.

    На распев - см. нараспев.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    1.

    процесс действия по гл. распевать, распеваться

    2.

    Результат такого действия; протяжный напев.

    3.

    разг.

    Напевное произношение.

    II

    м.

    Система и приёмы хорового - обычно церковного - песнопения.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    РАСПЕВ (роспев) - система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. муз.

    canto m

  15. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)муз. il salmeggiare, salmeggiamento

    2)(протяжное произношение) nenia f, cantilena f

    говорить с распевом — parlare con cantilena

  17. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  18. Энциклопедия Кольера

    форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин прилагается обычно к григорианскому (cantus planus), византийскому, англиканскому церковному пению, а также к другим подобным типам христианской литургической музыки - например, к древнерусскому пению, где существует несколько различных типов распевов (основной знаменный, а также демественный, путевой и более поздние киевский, греческий, болгарский и другие). Все распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении и других восточных прототипах, и сама форма роспева до сих пор составляет характерную черту ряда восточных музыкальных культур. Распев почти всегда монодичен, т.е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи.

  19. Источник: Энциклопедия Кольера



  20. Энциклопедический словарь

    РАСПЕ́В -а; м.

    1. Муз. Определённый принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения; мелодия, построенная по этому принципу. Киевский р. Греческий р. Знакомый р.

    2. Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся к пению. Р. молитвы.

    * * *

    распе́в

    (роспев), система древнерусского пения. Выделяют 7 основных распевов: знаменный (с XI в.), кондакарный (XI—XIV вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с конца XV в.), киевский, болгарский и греческий (с середины XVII в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.

    * * *

    РАСПЕВ

    РАСПЕ́В (роспев), система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный(см. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ) (с 11 в.), кондакарный (11—14 вв.; см. Кондакарное пение(см. КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ)), демественный(см. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ) и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию(см. ОСМОГЛАСИЕ), некоторые имеют многоголосные варианты.

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    (старинное - роспев) - самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В рус. церк. пении существует неск. Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, - знаменный распев; истоки его восходят к 12 в. Им распеты песнопения всего годичного круга богослужения, составляющие певческие книги: Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники и Триодь. Позже появились демественный распев и путевой распев, культивировавшиеся в 16-17 вв. Более поздние - болгарский распев, греческий распев и киевский распев применялись в рус. церк. пении с сер. 17 в. По фонду попевок все они значительно уступают знаменному Р. Закономерности их организации мало изучены.

    От Р. следует отличать напев; в рус. дореволюц. музыковедч. лит-ре это различие проводилось не всегда. В широком значении термина напевом может быть названа любая мелодия, в т.ч. и принадлежащая одному из указанных Р. Чаще напевами называют местные варианты того или иного Р., образовавшиеся в многовековой практике клиросного пения под влиянием местных певч. традиций.

    Н. Д. Успенский.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Большой Энциклопедический словарь

    РАСПЕВ
    РАСПЕВ (роспев) - система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  25. Источник: