(старинное — роспев)
самостоятельная система монодии (См. Монодия), характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В русском церковном пении существует несколько Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, — Знаменный распев; он восходит к 12 в. Им распеты песнопения всего годичного круга богослуженья, составляющие певческие книги: октоих, ирмологий, обиход, праздники и триодь. Последующими в порядке появления были демественный распев (см. Демественное пение) и путевой распев, культивировавшиеся в 16—17 вв. Более поздние — болгарский, греческий и киевский распевы — применялись в рус. церковном пении с середины 17 в. По фонду попевок последние 5 Р. значительно уступают знаменному, и закономерности их организации мало изучены.
От Р. следует отличать напев; в широком значении термина напевом может быть названа любая мелодия; чаще напевами называют местные варианты того или иного Р.
Лит.: Скребков С., Русская хоровая музыка XVII — нач. XVIII веков, М., 1969, с. 11—47.
РАСПЕ́ТЬ, -пою́, -поёшь; -пе́тый; сов., что (спец.).
-а, м.
1. муз.
Определенный принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения, а также мелодия, построенная по этому принципу.
Киевский распев. Греческий распев.
□
Знакомый распев молитвы охватил всю церковь. Серебров, Время и люди.
2.
Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся к пению.
Слова он произносил строго и немножко с распевом, на церковный лад. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
РАСПЕ́В, распева, муж.
1. только ед. Действие по гл. распеть-распевать и распеться во 2 знач. - распеваться (муз.). Спеть что-нибудь для распева (чтоб распеться во 2 знач.).
2. Пение, характер и стиль пения, мотивы (о старинном церковном пении; муз.). Древний распев.
❖
На распев - см. нараспев.I
м.1.
процесс действия по гл. распевать, распеваться
2.
Результат такого действия; протяжный напев.
3.
разг.Напевное произношение.
II
м.Система и приёмы хорового - обычно церковного - песнопения.
РАСПЕВ (роспев) - система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный (с 11 в.), кондакарный (11-14 вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.
м. муз.
canto m
м.
1)муз. il salmeggiare, salmeggiamento
2)(протяжное произношение) nenia f, cantilena f
говорить с распевом — parlare con cantilena
форма вокальной музыки, нечто среднее между обычной речью и настоящей мелодией (в современном европейском понимании). Термин прилагается обычно к григорианскому (cantus planus), византийскому, англиканскому церковному пению, а также к другим подобным типам христианской литургической музыки - например, к древнерусскому пению, где существует несколько различных типов распевов (основной знаменный, а также демественный, путевой и более поздние киевский, греческий, болгарский и другие). Все распевы берут начало в древнееврейском храмовом пении и других восточных прототипах, и сама форма роспева до сих пор составляет характерную черту ряда восточных музыкальных культур. Распев почти всегда монодичен, т.е. исключает использование инструментов, и не имеет строгого метра. Ритм в нем определяется ритмом речи.
РАСПЕ́В -а; м.
1. Муз. Определённый принцип строения мелодии, характерный для старинного церковного пения; мелодия, построенная по этому принципу. Киевский р. Греческий р. Знакомый р.
2. Протяжное произношение (слов при чтении, разговоре), приближающееся к пению. Р. молитвы.
* * *
распе́в(роспев), система древнерусского пения. Выделяют 7 основных распевов: знаменный (с XI в.), кондакарный (XI—XIV вв.; см. Кондакарное пение), демественный и путевой (с конца XV в.), киевский, болгарский и греческий (с середины XVII в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию, некоторые имеют многоголосные варианты.
* * *
РАСПЕВРАСПЕ́В (роспев), система древнерусского пения. Выделяется 7 основных распевов: знаменный(см. ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ) (с 11 в.), кондакарный (11—14 вв.; см. Кондакарное пение(см. КОНДАКАРНОЕ ПЕНИЕ)), демественный(см. ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ) и путевой (с кон. 15 в.), киевский, болгарский и греческий (с сер. 17 в.). Ряд распевов подчиняется осмогласию(см. ОСМОГЛАСИЕ), некоторые имеют многоголосные варианты.
(старинное - роспев) - самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В рус. церк. пении существует неск. Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, - знаменный распев; истоки его восходят к 12 в. Им распеты песнопения всего годичного круга богослужения, составляющие певческие книги: Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники и Триодь. Позже появились демественный распев и путевой распев, культивировавшиеся в 16-17 вв. Более поздние - болгарский распев, греческий распев и киевский распев применялись в рус. церк. пении с сер. 17 в. По фонду попевок все они значительно уступают знаменному Р. Закономерности их организации мало изучены.
От Р. следует отличать напев; в рус. дореволюц. музыковедч. лит-ре это различие проводилось не всегда. В широком значении термина напевом может быть названа любая мелодия, в т.ч. и принадлежащая одному из указанных Р. Чаще напевами называют местные варианты того или иного Р., образовавшиеся в многовековой практике клиросного пения под влиянием местных певч. традиций.
Н. Д. Успенский.Большой Энциклопедический словарь. 2000.