Большая Советская энциклопедия

    (Chréstien, или Chrétien de Troyes)

    (около 1130, Труа, — около 1191), французский поэт. Писал стихи в духе северофранцузских труверов (См. Труверы), переводил «Искусство любви» и «Метаморфозы» Овидия, Лучшие произведения К. де Т. — стихотворные рыцарские романы «Эрек и Энида» (около 1162), «Клижес» (около 1164), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (около 1168), «Ивен, или Рыцарь льва» (около 1172), «Персеваль, пли Повесть о Граале» (около 1182), вызвавшие многочисленные подражания и переработки. В них использованы сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Но эти легенды служат лишь красочным фоном для изображения реальной жизни, любовных переживаний героев, важных общественных конфликтов.

    Соч.: Les Romans de Chrestien de Troyes, t. 1—4, P., 1953—63; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л., 1946, с. 110—17; Декс П., Семь веков романа, М., 1962; Fгарipier J,. Chrestien de Troyes, P., 1957.

    А. Д. Михайлов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА (Chretien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191) - французский поэт. В рыцарских романах, в стихах ("Клижес", ок. 1176, "Ланселот, или Рыцарь телеги", 1176-81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Кретьен де Труа

    КРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) — величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. де Т. ничего неизвестно: сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании — обычно удел клериков, — а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской (с 1164), по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского (1169—1188), для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.

    Из произведений К. де Т. до нас дошли куртуазные романы: «Эрек» (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви; «Клиджес» (Cliges) — своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики; «Рыцарь в тележке» (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в литературе сюжет любви Ланселота (см.) к королеве Джиневре; «Ивайн, или рыцарь со львом» (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести; «Сказание о Граале, или Персеваль» (Perseval), соединяющее историю простеца Персеваля (см. «Парсифаль») с мистическими мотивами христианских апокрифов. Спорной остается принадлежность К. де Т. рифмованного «Жития Гвилельма Английского» и др.

    Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской литературе, К. де Т. в своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.

    Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, — К. де Т. первый вводит в куртуазную литературу matiere de Bretagne (романы «Erec», «Ivain», «Lancelot», «Perceval» разыгрываются на фоне двора короля Артура), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую (Cliges) романтическую тематику: но вместе с тем он открыто полемизирует с «греховным и постыдным» сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви (Cliges). И уже бесспорно выступление (хотя и в куртуазной оболочке) чуждых рациональной ясности куртуазного мировоззрения христиански-мистических мотивов в «Perceval’е», соединенных со столь же некуртуазным восхвалением «простеца», к-рому открывается тайное для мудрых мира сего.

    Так же — если не более четко — двойственность К. де Т. выступает в его отношении к женщине. Ранние романы дают образы, близкие к героиням Chansons de geste: Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения («Erec»). Напротив, в своих песнях К. де Т. развивает одно из основных положений новой концепции любви — учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.

    Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. де Т. колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса — рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности. Творчество К. де Т. стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля: К. де Т. равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях — аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы; и Г. Парис справедливо называет романы К. де Т. «проблемными романами» (romans a these).Библиография:

    I. Christian von Troye’s samtliche erhaltene Werke, hrsg. v. W. Foerster, «Romanische Bibliothek», 1884—1899, № 1, 5, 12, 20, 21; Ivain, hrsg. v. W. Foerster, 2 Aufl., mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.

    II. Holland W. L., Chr. v. Troye, 1881; Emecke H., Chr. v. Troye als Personlichkeit und als Dichter, Wurzburg, 1892; Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. de Troye, Berlin, 1900; Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorgange in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903; Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. v. Troye, Halle, 1903; Borrman O., Putz R., Christians «Ivain» und Hartmanns «Iwain» nach ihrem Gedankengehalt, 1927.

    III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863. См. «Ланселот», «Парсифаль», «Куртуазная литература», «Роман».

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Энциклопедия Кольера

    (Chretien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191), автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое - только то, что можно почерпнуть из его текстов. В эпоху, когда литературные произведения, как правило, оставались неподписанными, Кретьен знал цену своему искусству и неизменно выставлял свое имя под каждым из сочиненных стихотворных романов. В прологе к своему второму роману, Клижес (Cligs, ок. 1164), Кретьен с гордостью перечисляет предыдущие труды: переводы из Овидия, в настоящее время все, за исключением, может быть, одного (Филомена), утраченные; сочинение о короле Марке и Изольде, также утраченное; и сохранившаяся до наших дней поэма Эрек и Энида (Erec et Enide, ок. 1162) - самый ранний из известных нам рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола В Эреке и Эниде рассматриваются проблемы совместимости супружеского долга с обязанностями странствующего рыцаря. Юный рыцарь Эрек, выказав доблесть в жестоком поединке, завоевывает Эниду. Услышав, однако, упреки в том, что он совершенно погряз в радостях супружества, Эрек пускается в странствия вместе с молодой женой и в череде приключений доказывает, что не утратил былой доблести. После заключительного опасного приключения супруги узнают о смерти отца Эрека, а затем в сцене пышного апофеоза принимают корону из рук короля Артура. В Клижеce Кретьен связал мир Византии и двор короля Артура, сочинив историю о юном сыне константинопольского императора, отправившемся ко двору короля Артура - в Мекку истинного рыцарства. В поэме различима перекличка с романом о Тристане и Изольде. Как и там, первая часть Клижеса посвящена рассказу о любви и женитьбе родителей героя и обстоятельствах его рождения. В поэме Ланселот, или Роман о телеге (Lancelot, ou le chevalier de la charrette, ок. 1168) величайший из Артуровских рыцарей, Ланселот, впервые предстает в европейской литературе. В этом сюжете рассказывается о похищении Гиневры, супруги Артура, и вызволении ее Ланселотом. После Ланселота Кретьен написал роман Ивейн, или Рыцарь со львом (Yvain, ou Le Chevalier au Lion, ок. 1172), вероятно, самое удачное из его сочинений, в котором он во многом повторяет проблематику Эрека и Эниды, прежде всего в части противоборства между супружеским долгом и рыцарской доблестью. После свадьбы Ивейн получает от жены годичное освобождение для рыцарских странствий, но, увлекшись, пропускает назначенный срок, и жена его отвергает, однако все, разумеется, заканчивается примирением. Последнее произведение Кретьена, оставшееся незавершенным, - Персеваль, или Повесть о Граале (Perceval, ou Roman du Graal, ок. 1182), где впервые в литературе возникает образ этого героя. Здесь же впервые звучит тема Грааля. Сочинения Кретьена о рыцарских подвигах, об Артуровском дворе и Граале пользовались широкой известностью и служили образцом для подражания многим авторам. Из созданного им жанра средневекового рыцарского романа на заре Возрождения развились жанровые первообразы современного романа. См. также

    АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ;

    КРУГЛЫЙ СТОЛ;

    ГРААЛЬ.

    ЛИТЕРАТУРА

    Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со львом. - В кн.: Средневековый роман и повесть. М., 1974 Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976 Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Кретье́н де Труа́

    (Chrétien de Troyes) (около 1130 — около 1191), французский поэт. В рыцарских романах в стихах («Клижес», около 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176—81, и др.) использованы мотивы Артуровских легенд.

    * * *

    КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА

    КРЕТЬЕ́Н ДЕ ТРУА́ (Chretien de Troyes) (ок. 1130 — ок. 1191), французский поэт. В рыцарских романах(см. РЫЦАРСКИЙ РОМАН), в стихах («Клижес», ок. 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176—81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд(см. АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: