(Chréstien, или Chrétien de Troyes)
(около 1130, Труа, — около 1191), французский поэт. Писал стихи в духе северофранцузских труверов (См. Труверы), переводил «Искусство любви» и «Метаморфозы» Овидия, Лучшие произведения К. де Т. — стихотворные рыцарские романы «Эрек и Энида» (около 1162), «Клижес» (около 1164), «Ланселот, или Рыцарь телеги» (около 1168), «Ивен, или Рыцарь льва» (около 1172), «Персеваль, пли Повесть о Граале» (около 1182), вызвавшие многочисленные подражания и переработки. В них использованы сказания о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Но эти легенды служат лишь красочным фоном для изображения реальной жизни, любовных переживаний героев, важных общественных конфликтов.
Соч.: Les Romans de Chrestien de Troyes, t. 1—4, P., 1953—63; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе средних веков, М., 1953.
Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л., 1946, с. 110—17; Декс П., Семь веков романа, М., 1962; Fгарipier J,. Chrestien de Troyes, P., 1957.
А. Д. Михайлов.
КРЕТЬЕН ДЕ ТРУА (Chretien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191) - французский поэт. В рыцарских романах, в стихах ("Клижес", ок. 1176, "Ланселот, или Рыцарь телеги", 1176-81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд.
КРЕТЬЕН де ТРУА (правильнее Крестьен из Тройе, соответственно старофранцузскому произношению имени Crestiens de Troye середины XII в.) — величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. де Т. ничего неизвестно: сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании — обычно удел клериков, — а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской (с 1164), по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского (1169—1188), для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.
Из произведений К. де Т. до нас дошли куртуазные романы: «Эрек» (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви; «Клиджес» (Cliges) — своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики; «Рыцарь в тележке» (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в литературе сюжет любви Ланселота (см.) к королеве Джиневре; «Ивайн, или рыцарь со львом» (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести; «Сказание о Граале, или Персеваль» (Perseval), соединяющее историю простеца Персеваля (см. «Парсифаль») с мистическими мотивами христианских апокрифов. Спорной остается принадлежность К. де Т. рифмованного «Жития Гвилельма Английского» и др.
Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской литературе, К. де Т. в своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.
Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, — К. де Т. первый вводит в куртуазную литературу matiere de Bretagne (романы «Erec», «Ivain», «Lancelot», «Perceval» разыгрываются на фоне двора короля Артура), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую (Cliges) романтическую тематику: но вместе с тем он открыто полемизирует с «греховным и постыдным» сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви (Cliges). И уже бесспорно выступление (хотя и в куртуазной оболочке) чуждых рациональной ясности куртуазного мировоззрения христиански-мистических мотивов в «Perceval’е», соединенных со столь же некуртуазным восхвалением «простеца», к-рому открывается тайное для мудрых мира сего.
Так же — если не более четко — двойственность К. де Т. выступает в его отношении к женщине. Ранние романы дают образы, близкие к героиням Chansons de geste: Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения («Erec»). Напротив, в своих песнях К. де Т. развивает одно из основных положений новой концепции любви — учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.
Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. де Т. колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса — рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности. Творчество К. де Т. стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля: К. де Т. равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях — аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы; и Г. Парис справедливо называет романы К. де Т. «проблемными романами» (romans a these).Библиография:
I. Christian von Troye’s samtliche erhaltene Werke, hrsg. v. W. Foerster, «Romanische Bibliothek», 1884—1899, № 1, 5, 12, 20, 21; Ivain, hrsg. v. W. Foerster, 2 Aufl., mit einem Nachtrag v. A. Hilka, 1927.
II. Holland W. L., Chr. v. Troye, 1881; Emecke H., Chr. v. Troye als Personlichkeit und als Dichter, Wurzburg, 1892; Mertens P., Die kulturhistorischen Momente in den Romanen des Kr. de Troye, Berlin, 1900; Schulz O., Die Darstellung psychologischer Vorgange in den Romanen Kr. v. Troye, Halle, 1903; Hilka A., Die direkte Rede als stilistisches Kunstmittel in den Romanen des Kr. v. Troye, Halle, 1903; Borrman O., Putz R., Christians «Ivain» und Hartmanns «Iwain» nach ihrem Gedankengehalt, 1927.
III. Potvin Ch., Bibliographie de Chrestien de Troyes, 1863. См. «Ланселот», «Парсифаль», «Куртуазная литература», «Роман».
(Chretien de Troyes) (ок. 1130 - ок. 1191), автор самого раннего из сохранившихся средневековых повествований о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Его часто называют создателем жанра рыцарского романа. О его личности и жизни известно немногое - только то, что можно почерпнуть из его текстов. В эпоху, когда литературные произведения, как правило, оставались неподписанными, Кретьен знал цену своему искусству и неизменно выставлял свое имя под каждым из сочиненных стихотворных романов. В прологе к своему второму роману, Клижес (Cligs, ок. 1164), Кретьен с гордостью перечисляет предыдущие труды: переводы из Овидия, в настоящее время все, за исключением, может быть, одного (Филомена), утраченные; сочинение о короле Марке и Изольде, также утраченное; и сохранившаяся до наших дней поэма Эрек и Энида (Erec et Enide, ок. 1162) - самый ранний из известных нам рыцарских романов о короле Артуре и рыцарях Круглого стола В Эреке и Эниде рассматриваются проблемы совместимости супружеского долга с обязанностями странствующего рыцаря. Юный рыцарь Эрек, выказав доблесть в жестоком поединке, завоевывает Эниду. Услышав, однако, упреки в том, что он совершенно погряз в радостях супружества, Эрек пускается в странствия вместе с молодой женой и в череде приключений доказывает, что не утратил былой доблести. После заключительного опасного приключения супруги узнают о смерти отца Эрека, а затем в сцене пышного апофеоза принимают корону из рук короля Артура. В Клижеce Кретьен связал мир Византии и двор короля Артура, сочинив историю о юном сыне константинопольского императора, отправившемся ко двору короля Артура - в Мекку истинного рыцарства. В поэме различима перекличка с романом о Тристане и Изольде. Как и там, первая часть Клижеса посвящена рассказу о любви и женитьбе родителей героя и обстоятельствах его рождения. В поэме Ланселот, или Роман о телеге (Lancelot, ou le chevalier de la charrette, ок. 1168) величайший из Артуровских рыцарей, Ланселот, впервые предстает в европейской литературе. В этом сюжете рассказывается о похищении Гиневры, супруги Артура, и вызволении ее Ланселотом. После Ланселота Кретьен написал роман Ивейн, или Рыцарь со львом (Yvain, ou Le Chevalier au Lion, ок. 1172), вероятно, самое удачное из его сочинений, в котором он во многом повторяет проблематику Эрека и Эниды, прежде всего в части противоборства между супружеским долгом и рыцарской доблестью. После свадьбы Ивейн получает от жены годичное освобождение для рыцарских странствий, но, увлекшись, пропускает назначенный срок, и жена его отвергает, однако все, разумеется, заканчивается примирением. Последнее произведение Кретьена, оставшееся незавершенным, - Персеваль, или Повесть о Граале (Perceval, ou Roman du Graal, ок. 1182), где впервые в литературе возникает образ этого героя. Здесь же впервые звучит тема Грааля. Сочинения Кретьена о рыцарских подвигах, об Артуровском дворе и Граале пользовались широкой известностью и служили образцом для подражания многим авторам. Из созданного им жанра средневекового рыцарского романа на заре Возрождения развились жанровые первообразы современного романа. См. также
АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ;
КРУГЛЫЙ СТОЛ;
ГРААЛЬ.
ЛИТЕРАТУРА
Кретьен де Труа. Ивейн, или Рыцарь со львом. - В кн.: Средневековый роман и повесть. М., 1974 Михайлов А. Французский рыцарский роман и вопросы типологии жанра в средневековой литературе. М., 1976 Кретьен де Труа. Эрек и Энида. Клижес. М., 1980
Кретье́н де Труа́
(Chrétien de Troyes) (около 1130 — около 1191), французский поэт. В рыцарских романах в стихах («Клижес», около 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176—81, и др.) использованы мотивы Артуровских легенд.
* * *
КРЕТЬЕН ДЕ ТРУАКРЕТЬЕ́Н ДЕ ТРУА́ (Chretien de Troyes) (ок. 1130 — ок. 1191), французский поэт. В рыцарских романах(см. РЫЦАРСКИЙ РОМАН), в стихах («Клижес», ок. 1176, «Ланселот, или Рыцарь телеги», 1176—81) и др. использованы мотивы Артуровских легенд(см. АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ).