Большая Советская энциклопедия

    Дарио (Dario) Рубен (псевдоним; настоящее имя и фамилия Феликс Рубен Гарсиа Сармьенто; Sarmiento) (18.1.1867, Метапа, ныне Сьюдад-Дарио, 6.2.1916, Леон), никарагуанский поэт. Книга «Эпистолы и стихи. Первые ноты» (1885) выдержана в традициях романтизма. Сборник стихов «Лазурь» (1888), отразивший влияние французских парнасцев (см. «Парнас»), проникнут стремлением к обновлению поэтического языка. Книга эссео современных писателях «Выдающиеся» (1893) и сборник стихов «Языческие псалмы» (1896) упрочили за Д. репутацию вождя испанско-американского модернизма. В лучших произведениях Д. преодолел упадочные тенденции, которые были подхвачены его многочисленными эпигонами т. н. рубендаристами. Тревога за судьбу молодых наций Латинской Америки, страстное утверждение их права на самостоятельное развитие центральная тема сборника Д. «Песни жизни и надежды» (1905). Жизнеутверждающим чувством проникнуты многие стихи в сборнике «Бродячая песнь» (1907). В развитии испанско-американской поэзии Д. сыграл значительную роль как выдающийся лирик, передавший мучительные духовные искания современников, как поэт-гражданин, заговоривший от имени пробуждавшегося континента, наконец, как реформатор стиха, обогативший поэзию новыми формами (в т. ч. фольклорного происхождения), вернувший поэтической речи гибкость к певучесть.

    Соч.: Obras completas, t. 15, Madrid, 195055; Autobiografia, Guatemala-Mех., 1960; в рус. пер. Лирика, [предисл. В. Столбова], М., 1967.

    Лит.: Salinas P., La poesia de Ruben Dario, B. Aires, 1957: Torres Е., La dramatica vida de Ruben Dario, Мех., 1958; Watland Ch. D., Poeterraut. A biography of Ruben Dario, N.Y., 1965; Anderson Imbert Е., La originalidad de R. Dario, B. Aires, [1967]; Estudios sobre R. Dario, Мех., [1968].

    Л. С. Осповат.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Dario, Ruben) (1867-1916), никарагуанский поэт, один из величайших поэтов испаноязычного мира. Родился 18 января 1867 в городе Метапа в Никарагуа и при крещении получил имя Феликс Рубен Гарсиа Сармьенто. Юность провел в Никарагуа, Сальвадоре и других центральноамериканских странах. В 1886 уехал в Чили, где опубликовал сборник стихов Лазурь (Azul, 1888), имевший огромный успех. В 1893 Дарио был назначен консулом Колумбии в Буэнос-Айресе, где прожил пять лет, сотрудничая с ведущими аргентинскими писателями. На страницах газеты "Насьон" он знакомил читателей с новейшими французскими литературными течениями, парнасской школой и символизмом, а также пропагандировал созданную им эстетику модернизма - направления, которое вскоре стало ведущим в испаноамериканской поэзии. Следующая книга Дарио, Языческие псалмы (Prosas Profanas, 1896), ознаменовала окончательное разрушение классицистско-романтических стереотипов. В 1898, сразу после окончания Испано-американской войны, Дарио отбыл в Испанию в качестве корреспондента "Насьон". Последующие 17 лет он жил в Европе, большей частью в Париже и Мадриде, изредка приезжая в Америку. С началом Первой мировой войны поэт вернулся в Америку. Рубен Дарио считается величайшим поэтом Латинской Америки. Стихотворения книги Лазурь, возвестившей начало модернистского движения, отличаются изысканным языком, музыкальностью, пластичностью. Дарио оказал огромное влияние не только на современных ему латиноамериканских поэтов, но и на так называемое испанское "поколение 1898 года". Если в Языческих псалмах сильно ощутимо воздействие французской поэзии конца века, то Песни жизни и надежды (Cantos de vida y esperanza, 1905) - это самобытная зрелая книга, в которой искусственные изыски предшествующих сборников уступили место социальной проблематике, трагическому мироощущению и страху перед небытием. Лирическую силу и глубину поэзии Дарио подтвердили последующие сборники: Бродячая песнь (El canto errante, 1907), Осенняя поэма (El poema del otono, 1910), Песнь Аргентине (Canto a la Argentina, 1910). Декоративный барочный стиль ранней поэзии Дарио окончательно распался под напором искреннего поэтического чувства и стал абсолютно прозрачным. Значение творчества Дарио для развития испаноязычной поэзии состоит в том, что он создал новое литературное направление, охватившее весь испаноязычный мир, радикально обновил поэтический словарь и утвердил в поэзии чистые эстетические критерии. Умер Дарио в Леоне 6 февраля 1916.

    ЛИТЕРАТУРА

    Торрес-Риосеко А. Модернизм: Рубен Дарио. - В кн.: Торрес-Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. М., 1972 Царик Д.К. Рубен Дарио и романтизм. - В кн.: Проблемы романтизма в зарубежных литературах ХVIII-ХХ веков. Кишинев, 1972 Дарио Р. Избранное. М., 1981

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Дари́о Рубен

    (Darío), настоящие имя и фамилия Феликс Гарсия Сармьенто (García Sarmiento) (1867—1916), никарагуанский поэт. В лирике (сборники «Лазурь», 1888, «Языческие псалмы», 1896, «Песни жизни и надежды», 1905, «Поэма осени и другие стихи», 1910), отмеченной влиянием французского символизма, — изысканно-экзотическая образность, пантеистическое восприятие мира, призывы к духовному единению народов Латинской Америки и Испании. Реформатор стиха, обогативший испаноязычную поэзию новыми формами. Сказки, эссе.

    * * *

    ДАРИО Рубен

    ДАРИ́О (Dario) Рубен (наст. имя Феликс Гарсия Сармьенто) (1867—1916), никарагуанский поэт. Основоположник испано-американского модернизма. Сборник «Лазурь» (1888), «Языческие псалмы» (1896), «Песни жизни и надежды» (1905). Реформатор поэтического языка, Дарио оказал значительное влияние на испаноязычную поэзию.

  5. Источник: Энциклопедический словарь