Большая Советская энциклопедия

    I

    Перро́ (Perrot)

    Жюль Жозеф (18.8. 1810, Лион,— 24.8.1892, Параме, Иль и Вилен), французский артист балета, балетмейстер. Один из выдающихся хореографов романтического балета 19 в. Учился классическому танцу у О. Вестриса, в 1830 дебютировал в Лондоне. В 1830—35 выступал в Парижской Опере; был партнёром М. Тальони. В 1841 сочинил танцы Жизели для танцовщицы К. Гризи к премьере балета «Жизель» Адана. В 1834—48 балетмейстер лондонского Королевского театра, где поставил балеты Ч. Пуньи: «Ундина» (1843), «Эсмеральда» (1844), «Катарина» (1846) и др. В 1848 был приглашен в Петербург как танцовщик-мим и главный балетмейстер. Исполнял в поставленных им балетах партии: Пьер Гренгуар («Эсмеральда»), Дьяволино («Катарина, дочь разбойника»), Алин («Питомица фей» Адана), Мефи-стофель («Фауст» Пуньи) и др. Большой мастер романтического балета, П. ставил спектакли на фантастические сюжеты («Ундина», «Питомица фей»), в жанре социально-любовной драмы («Эсмеральда», «Катарина, дочь разбойника»). Проникая в суть литературных произведений, П. создавал приёмами хореографической пластики сильные, яркие сценические характеры. В 1859, уехав из Петербурга, П. оставил театр.

    Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, [М.— Л.], 1937; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.— М., 1958; Guest J., The romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966.

    В. М. Красовская.

    II

    Перро́ (Perrault)

    Клод (около 1613, Париж,— 8.10.1688, там же), французский архитектор. Брат Ш. Перро. Врач по образованию, П. занимался математикой, физикой, техникой и археологией. Среди архитектурных произведений П. наиболее значительны его работы в Лувре, знаменующие вершину раннего французского Классицизма [из проектов П. были осуществлены главный (восточный) и более скромный южный фасады]. Парадный восточный фасад Лувра (1667—74; см. илл.), композиция которого подчинена строгому, крупномасштабному ритму парных коринфских колонн, полон ясного величия и благородства. Из теоретических работ П. выделяется перевод Витрувия (1673), долгое время считавшийся самым лучшим.

    Лит.: Hautecoeur L., Histoire de l'architecture classique en France, t. 2, pt. 1, P., 1967; Brönner W. D., Blondel — Perrault, Bonn, 1972 (diss.).

    К. Перро. Лувр в Париже. Франция. 1667—74. Восточный фасад.

    III

    (Perrault)

    Шарль (12.1.1628, Париж,— 16.5.1703, там же), французский поэт и критик. Член Французской академии с 1671. Родился в буржуазно-чиновничьей семье. Был юристом. Первое произведение П.— пародийная поэма «Стены Трои, или Происхождение бурлеска» (1653). Писал аллегорические поэмы, оды, послания в стиле галантной придворной поэзии. Участник литературного «спора древних и новых», он отстаивал превосходство современных ему писателей над древними, отвергая классицистскую эстетику (поэма «Век Людовика Великого», 1687, диалоги «Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук», т. 1—4, 1688—97), полемизировал с Н. Буало. Славу П. принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» (1697). Античной традиции П. противопоставил народную сказку («Красная Шапочка», «Мальчик с пальчик» и др.) и ввёл её в систему литературных жанров. «Сказки» способствовали демократизации литературы и оказали влияние на развитие мировой сказочной традиции (братья В. и Я. Гримм, Л. Тик, Х. К. Андерсен). Первый русский перевод сказок П. относится к 1768 («Сказки о волшебницах с нравоучениями»). Сказка «Кот в сапогах» переведена В. А. Жуковским (1845). На сюжеты сказок П. созданы оперы «Золушка» Дж. Россини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, балеты «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С. С. Прокофьева и др.

    Соч.: Contes. [Textes établis, avec introduction par G. Rouger], P., [1967] (имеется лит.); в рус. пер.— Сказки, вступ. ст. Н. П. Андреева, [М.— Л.], 1936.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л., 1946; Soriano М., Les contes de Perrault..., [P., 1968] (имеется лит.).

    В. С. Лозовецкий.

    Ш. Перро.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Литературная энциклопедия

    Перро

    ПЕРРО Шарль (Charles Perrault, 1628—1703) — французский писатель и критик, автор знаменитых «Волшебных сказок» (Contes de Fees); происходил из зажиточной буржуазно-чиновничьей семьи. Начав с адвокатуры, Перро перешел в ведомство «королевских построек», где вскоре выдвинулся. Выразитель настроений верхушки буржуазии, получившей при Людовике XIV ряд выгод и доступ ко двору, П. в 1671 становится членом Французской академии. В 1687 на торжественном заседании Академии П. прочел свою поэму «Век Людовика Великого», вызвавшую негодование официальных представителей классицизма — Буало, Расина, Лафонтена — пренебрежительным отношением к античности и открывшую новую страницу в «борьбе древних и новейших» (La querelle des anciens et des modernes), начатой еще в 50-х гг. Подробно обосновал свою философию искусства П. в 4-томном собрании диалогов «Сравнение древних и новейших авторов» (Parallele des anciens et des modernes, 1688—1697). В основе эстетических взглядов П. лежит рационализм и идея прогресса. Одновременно с полемическими работами в 1697 П. выпустил сборник сказок («Contes de ma mere l’Oye, ou L’histoire et contes du temps passe avec des moralites»).

    Сказки П. имели огромный успех и намного пережили свое время. В них фольклорные образы и сюжеты приспособлены ко вкусам одновременно буржуазии и придворного круга. Изящество, красочная фантастика образов, бытовые детали, легкая ирония и нарочитая наивность (воспринимаемая тоже, как ирония), благополучный конец большинства сказок, ярко выраженная буржуазная (антифеодальная) мораль, торжество ума и находчивости, не останавливающихся перед плутовством, — в одних случаях («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»), торжество покорной кротости — в других («Сандрильона», «Ослиная шкура») в причудливом сочетании с «учтивой» светскостью делают маленький сборник фантастических историй о Синей бороде, спящей красавице, золушке, мальчике с пальчик и т. п. интереснейшим и ценнейшим художественным документом эпохи, сохранившим привлекательность до наших дней.Библиография:

    I. Ouvres choisies, P., 1826. Сказки П. издавались и переводились бесчисленное количество раз. Русский перев.: Волшебный мир, М., 1912; Волшебные сказки, изд. 5-е, П., 1915, и др. Особенно ценно издание 1861 с рисунками Г. Дорэ: Les contes de Perrault avec les dessins de G. Dore, P., 1861.

    II. Deschanel E., Le romantisme des classiques, 4-e serie, P., 1888; Rigault J., Histoire de la querelle des anciens et des modernes, P., 1856; Barine A., Les contes de Perrault, «Revue des deux Mondes», P., 1890, Decembre; Pletscher Th., Die Marchen C. Perrault, Berlin, 1906; Benz R., Marchendichtung der Romantiker, Gotha, 1908; Lahy-Hollebecque, Les charmeurs d’enfants, P., 1928; Storer M. E., La mode des contes de fees, P., 1928. См. также Сказка.

  5. Источник: Литературная энциклопедия