Дюка (Dukas) Поль (1.10.1865, Париж, ‒ 17.5.1935, там же), французский композитор и музыкальный критик, член института Франции (1934). В 1882‒1888 учился в Парижской консерватории (класс композиции Э. Гиро). Профессор Парижской консерватории (в 1910‒12 ‒ оркестровый класс, с 1913 ‒ композиция), одновременно (с 1926) руководил классом композиции Нормальной музыкальной школы. Один из ярких представителей импрессионизма в музыке. С наибольшей полнотой его творческая индивидуальность раскрылась в области симфонической музыки. Популярно симфоническое скерцо Д. «Ученик чародея» (1897). Среди сочинений Д. ‒ опера «Ариана и Синяя борода» (1907, Париж), поэма-балет «Пери» (1912), симфонические, фортепианные произведения и др. Ему принадлежат редакции произведений Л. Бетховена, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти и др. Выступал как музыкальный критик.
Соч.: Les écrits de Paul Dukas sur la musique, [P.], 1948.
Лит.: Крейн Ю., Поль Дюка, «Советская музыка», 1935, №9; его же, Вспоминая Дюка, там же, 1965, № 10; Favre G., Paul Dukas: sa vie, son œuvre, P., [1948].
ДЮКА, ПОЛЬ АБРАХАМ (Dukas, Paul Abraham)
ПОЛЬ ДЮКА
(1865-1935), французский композитор. Родился 1 октября 1865 в Париже. Учился в Парижской консерватории, а с 1913 по 1935 преподавал там композицию и дирижирование. Наследие Дюка сравнительно невелико, но каждое его сочинение представляет значительную художественную ценность. Он публиковал свои произведения только тогда, когда был уверен в их достоинствах; например, он даже предлагал уничтожить свое последнее сочинение - Пери (La Pri, 1910), если в нем обнаружатся какие-либо изъяны. В стилистическом отношении творчество этого композитора - синтез лучших черт неоклассицизма и постромантизма. Его симфония до мажор (1897), Вариации на тему Ж.Ф. Рамо (Variations sur une thme de J.P.Rameau, 1903) и соната ми-бемоль мажор для фортепиано (1900) - отличные образцы музыкального неоклассицизма. Фортепианная соната - первое сочинение в этом жанре. Проникнутая романтическим настроением хореографическая поэма Пери - шедевр оркестрового письма. Опера Ариана и Синяя Борода по пьесе Метерлинка (Ariane et Barbe-Bleue, 1907) - одна из лучших французских опер. Самое же популярное творение Дюка - Ученик чародея (L'Apprenti sorcier, 1897) по балладе Гете. Иногда Дюка называют вагнерианцем, но следы подобного влияния можно найти лишь в кульминации Пери, продолжительностью всего в несколько тактов: характерное волнообразное нарастание в оркестре. Во всем остальном Дюка - настоящий француз, сравнивать его следует скорее с Берлиозом. Умер Дюка в Париже 17 мая 1935.
ЛИТЕРАТУРА
Крейн Ю. Вспоминая Дюка. - Советская музыка, 1959, № 10 Шнеерсон Г. Французская музыка ХХ века. М., 1970
Дюка́ Поль
(Dukas) (1865—1935), французский композитор. Сочинениям присущи черты музыкального импрессионизма. Симфоническое скерцо «Ученик чародея» (1897), опера «Ариана и Синяя Борода» (1907), фортепьянные произведения и др. Профессор Парижской консерватории и «Эколь нормаль».
* * *
ДЮКА ПольДЮКА́ (Dukas) Поль (1865—1935), французский композитор. Ряду сочинений присущи черты музыкального импрессионизма(см. ИМПРЕССИОНИЗМ). Симфоническое скерцо «Ученик чародея» (1897), опера «Ариана и Синяя Борода» (1907), фортепианные произведения и др. Профессор Парижской консерватории и Нормальной музыкальной школы.