Словарь Брокгауза и Ефрона

    сын Клеэнета (Κλέων Κλεαινέτου), владельца кожевенной фабрики — известный афинский демагог. К. стал выдвигаться в рядах оппозиции в последние годы жизни Перикла, играл роль в его процессе (по Идоменею — как обвинитель) и помешал выбору Перикла в стратеги на 430-429 год. Неоспоримым вождем демоса К. стал лишь после смерти Лизикла. Он приобрел громадное влияние на радикальную часть экклезии и сделался главой военной партии, которая стала в резкую оппозицию к партии имущих, руководимой Никием и стремившейся к миру со Спартой. Около 427-26 г. К. стал булевтом. Когда (427) было усмирено восстание Митилены, К. провел в народном собрании постановление казнить без разбора всех взрослых митиленцев, а женщин и детей обратить в рабство. На следующий же день, однако, бывшие в Афинах митиленские послы и афиняне, не сочувствовавшие такой террористической мере, добились того, что вопрос о судьбе митиленцев был снова поставлен на обсуждение. Тогда К. произнес речь (Фукидид, III, 37-40), в которой старался доказать афинянам необходимость терроризировать союзников, чтобы сохранить над ними власть. Однако собрание, хотя и незначительным большинством, отвергло прежнее постановление, причем весть о новом решении едва успела предупредить избиение. Все-таки, по предложению Клеона, в Афинах было казнено более тысячи наиболее виновных лесбийцев. Когда, в 425 г., Демосфен занял Пилос и осадил на острове Сфактерии 420 лакедемонян, Спарта, для спасения осажденных, соглашалась на выгодные для Афин условия, но К. упорно возбуждал народ против мира и добился того, что лакедемонские послы ушли ни с чем. Когда осада Сфактерии затянулась, К. стал резко критиковать действия Никия, говоря, что если бы военачальники были доблестнее, они легко могли бы овладеть осажденными, что это сделал бы и он сам, если бы был стратегом. Тогда Никий, будучи уверен в военной неспособности К. и желая дискредитировать его, сложил командование и предложил К. исполнить свое обещание. К., во второй половине лета 425 г., действительно овладел, с помощью Демосфена, Сфактерией. Успех К. уронил значение партии Никия. В награду К. присудили пожизненное содержание в пританее и председательство (проэдрию) в театре. Теперь К. не хотел и слышать о мире; по его инициативе были увеличены почти вдвое взносы союзников, и эксплуатация их стала с тех пор правилом афинского демоса. Когда Бразид нанес афинянам удар во Фракии и взял Амфиполь, К. был избран в число стратегов на 422-21 г. и стал во главе войска, отправленного во Фракию. Обстоятельства, при которых афинянам нанесено было поражение при Амфиполе, показали всю неспособность К. как военачальника. В числе 600 павших афинян был и К., убитый во время бегства (422 г.). Его смерть была тяжелым ударом для военной партии и дала перевес приверженцам Никия, который и заключил Никиев мир (см.). Два наших главнейших источника о К. — Фукидид (книги III, IV и V) и Аристофан ("Ахарняне", "Осы" и особенно "Всадники", где К. изображен в виде хитрого раба-пафлагонца, который прибрал к рукам своего господина, т. е. демос) — оба принадлежали к политическим и личным противникам К. Несомненно, однако, что К. был груб, страстен и, кажется, недобросовестен по отношению к противникам; как оратор он, по словам Аристотеля ("Афинская полития", гл. 28), содействовал развращению народа, "первый стал кричать и браниться с кафедры". Под его влиянием развились те слабые стороны афинской демократии, которые отличают ее с тех пор: эгоизм, недоверие к исполнителям, вмешательство народного собрания во все мелочи ведения дел, усиленные раздачи, политические процессы и т. д.

    Ср. Wendt, "Perikles und K." (Познань, 1836); Hasselbach, "Ueber K." (Марбург, 1844); Brock, "Zur Beurtheilung K." (Целле, 1859); Wallichs, "Thucydides und K."(Фленсб., 1866); Pauli, "Beitrag zur Würdigung des K." (Франкфурт, 1873); Müller Strübing, "Aristophanes und die histor. Kritik" (Лейпциг, 1873); Emminger, "Der Athener K." (Эйхшт., 1882); J. Beloch, "Die Attische Politik seit Perikles" (Лейпциг, 1884); Oncken, "Athen und Hellas" (Лейпциг, 1866).

    Дм. Каринский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Kléon)

    (ум. 422 до н. э.), древнегреческий политический деятель, вождь наиболее радикального крыла афинской рабовладельческой демократии. Происходил из торгово-ремесленных слоев демоса (владелец кожевенного предприятия). На политической арене К. выступил в 430 как противник Перикла, а после его смерти (429) как противник вождя умеренно-демократической группировки Никия (См. Никий). Политического преобладания К. добился проведением мер, популярных в среде радикальной демократии: увеличение жалованья членам гелиэи (См. Гелиэя) до 3 оболов, введение эйсфоры (чрезвычайного военного налога с богатых граждан), увеличение вдвое фороса (налога с союзников), выведение клерухий (См. Клерухии) на земли союзников (например, на Лесбос), укрепление роли Афин в Делосском союзе (См. Делосский союз) и подавление недовольства союзников беспощадными репрессиями (расправа над восставшей в 428 против Афин Митиленой). К. был поборником активизации военных действий против Спарты и её союзников, сам участвовал в Пелопоннесской войне 431—404 в качестве стратега (в 425 вместе с Демосфеном овладел о. Сфактерия, в 422 руководил военными действиями против спартанского полководца Брасида во Фракии, но потерпел поражение и пал в битве под Амфиполем). Дошедшие о К. сведения античных авторов исходят из лагеря его политических противников.

    С. С. Соловьева.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КЛЕОН (ум. 422 до н. э.) - афинский вождь радикального крыла демократической группировки. Сторонник активизации военных действий против Спарты во время Пелопоннесской войны. Погиб в битве со спартанцами под Амфиполем.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (ум. 422 до н.э.), афинский государственный деятель времени Пелопоннесской войны, лидер народной партии после смерти Перикла в 429 до н.э. Сын богатого кожевника, Клеон был излюбленной мишенью комедиографа Аристофана, которого он пытался в 426 до н.э. привлечь к суду за комедию Вавилоняне, обвинив в клевете на государство. Сторонник простых и "понятных" мер, в 427 до н.э., после подавления попытки города Митилены (остров Лесбос) отделиться от Афин, Клеон провел через народное собрание решение о предании смерти всех митиленских горожан-мужчин и обращении прочего населения в рабство. На следующий день постановление было отменено. В 423 до н.э. за аналогичный проступок Клеон предлагал уничтожить все население города Скионы в Халкидике. В 425 до н.э., когда после поражения при Пилосе на юге Пелопоннеса спартанцы стали просить мира, Клеон выступил за продолжение войны, встал во главе афинского войска, безуспешно осаждавшего занятый спартанцами остров Сфактерию возле Пилоса, и с помощью афинского полководца Демосфена в короткий срок принудил их сдаться. В 422 до н.э. Клеон возглавил экспедицию на север, во Фракию, но после первых успехов афиняне были разбиты спартанцем Брасидом при Амфиполе, а сам Клеон погиб. Аристофан и Фукидид дают Клеону уничтожающую характеристику. Афинские ораторы 4 в. до н.э. отзываются о Клеоне в уважительных тонах, но позднее его имя стало нарицательным и обозначало тип необразованного и грубого демагога.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Клео́н

    (? — 422 до н. э.), афинский вождь радикального крыла демократической группировки. Сторонник активизации военных действий против Спарты во время Пелопоннесской войны. Погиб в битве со спартанцами под Амфиполем.

    * * *

    КЛЕОН

    КЛЕО́Н (ум. 422 до н. э.), афинский вождь радикального крыла демократической группировки. Сторонник активизации военных действий против Спарты во время Пелопоннесской войны(см. ПЕЛОПОННЕССКАЯ ВОЙНА). Погиб в битве со спартанцами под Амфиполем.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    1

    .

    (Kleon) - один из руководителей первого восстания рабов в Сицилии (138-132 до н.э.).

    2

    .

    (Kleon) (ум. 422 до н.э.) - вождь радикального крыла афинской рабовладельч. демократии; сын Клеэнета - владельца кожев. мастерской. Выдвинулся в нач. 20-х гг. 5 в. до н.э. как представитель и глава торг.-ремесл. кругов афинского об-ва. В качестве члена Совета 500, а затем как стратег в 425 и 422 проводил твердую и последоват. программу укрепления демократич. строя Афин, их воен. могущества и усиления роли Афин в Афинском морском союзе. К. вдвое увеличил взносы (форос) с союзников, проводил периодич. ревизии поступлений в афин. казну, продолжал политику материального обеспечения афинян за счет союзников (в частности, по его инициативе было выведено 2700 клерухов на о. Лесбос). К. впервые ввел чрезвычайный налог (эйсфору) с имущества состоят. граждан на воен. нужды. В ходе Пелопоннесской войны 431-404 овладел Сфактерией (425), а в 422 вначале удачно выступил во Фракии против спарт. полководца Брасида, но затем потерпел поражение и погиб. Смерть К. привела к победе партии мира и заключению в 421 Никиева мира. К. был первым представителем вождей демоса (т. н. демагогов) из торг.-ремесл. населения, пришедших на смену прежним вождям-аристократам. В оценке враждебных ему современников Фукидида и Аристофана, а позднее - Аристотеля и Плутарха К. известен как злостный интриган, негодный демагог и "наглейший из граждан".

    Источн.: Фукидид, История, III, IV, V; Аристотель, Афин. полития, л. 28; Аристофан, Ахарняне, Осы, Всадники.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Реальный словарь классических древностей


    • Cleon,

    Κλέων, сын Клеэнета (Thuc. 3, 37. 4, 21.), был кожевенный торговец или же владелец кожевенного завода в Афинах, в котором работали его рабы. Он как демагог играл большую роль в течении 7 лет, от 429 до 422 г. до Р. X. Уже до смерти Перикла К. упоминается в числе тех, которые выступили с обвинением против этого мужа и навлекли на него денежный штраф (Plut. Per. 33. 35); но, как вождь народа, выдвинулся он только после смерти Перикла, вместе с торговцем паклей Евкратом и овцеводом Лисиклом. Он был необразован, самолюбив и нагл, но одарен был природным красноречием, впрочем, очень часто лишь заглушал всех силой своего необыкновенно звучного голоса; «это был человек самый буйный между гражданами и в то же время пользовался самым большим доверием у толпы, хотя он сам открыто объявлял, что народ силен в том, чтобы давать дурачить себя новизной речи, и не следовать на деле испытанному, что он раб необычайного и презритель обыкновенного». Цель его была την πόλιν ταράττειν, возбудить народную ненависть против Спарты, чтобы тем свободнее ловить в мутной воде. И в самом деле, ему не только удалось уплатить свои значительные долги, но даже нажить еще большие суммы. В своих планах опирался он особенно на беднейших граждан. Thuc. 3. 36. 5, 7. 16. Plut. Nic. 8. Когда в 427 г. отпавший остров Лесбос и особенно город Митилена были снова завоеваны Пахетом, К. в необузданной речи требовал уничтожения города и умерщвления всех жителей мужского пола, способных носить оружие. И хотя это решение при более спокойном обсуждении было отменено, однако К. успел добиться того, что эта жестокая мера была применена к тысяче аристократов. 3000 афинских клерухов получили на острове земельные участки. Thuc. 3, 37-50. В качестве заведующего государственными доходами он имел достаточно случаев удовлетворить свою жадность, тем более что он поддерживал страсть к процессам и притеснял союзников налогами, между тем как, с другой стороны, увеличением судейского жалованья с 1 обола на 3 он приобрел себе поддержку и расположение народной массы. Напрасно старались приверженцы олигархии, и во главе их Никий, устранить К. и заключить мир со спартанцами; они ничего не могли сделать против его наглости. Напротив того, когда в 425 г. афиняне заключили 120 спартанцев на острове Сфактерии, то по совету К. были поставлены спартанским послам такие условия мира, что о соглашении не могло быть и речи. Афиняне, впрочем, скоро раскаялись в том, что не приняли умеренных предложений спартанцев. Когда К. самоуверенно объявил, что, если бы он был стратегом, то скоро бы кончил осаду, и когда Никий изъявил готовность тотчас отказаться от командования, то народ заставил К. против его желания взять на себя ведение дела. Впрочем, и тогда показал он свою упорную наглость и обещал даже в течение 20 дней взять остров. Он был настолько осторожен, что взял себе в помощники в высшей степени дельного и опытного Демосфена, и превосходные меры, принятые этим полководцем, увенчались блестящим успехом, так что К. мог исполнить свое смелое обещание. Thuc. 4, 17-39. Diod. Sic. 12, 61 слл. Конечно, он присваивал себе честь победы, как будто бы, выражаясь словами Аристофана (Arist. Equit. 55), он испек пирожок своему господину, дряхлому Дему, пирожок, который на самом деле приготовил Демосфен. Афиняне, конечно, после того не хотели и слышать о мире, и К., упоенный приобретенной им славой, отправился в поход против Брасида, удачно воевавшего во Фракии против Никия и Никостра. Но при Амфиполе К. потерял битву и жизнь, в 422 г. Thuc. 5, 1 слл. 6 слл. Diod. Sic. 12, 73 сл. Аристофан в своей комедии «Всадники» изобразил превосходным образом К. и тогдашнее положение дел (после счастливо оконченного предприятия против Сфактерии). Какой страх внушал К., это видно из того обстоятельства, что, хотя он в этой пьесе был выведен не под своим именем, а под видом пафлагонского раба, однако никто не решился изготовить маску его и ни один актер не хотел взять на себя его роль, так что Аристофан сам должен был играть ее, притом без маски, только накрасив лицо свое. Что изображение К., представленное Аристофаном, согласно характеру комедии, преувеличено, этого нельзя не признать. Но и по характеристике Фукидида (3, 37-40) видно, что К. хотя был энергичен и красноречив (turbulentus ille quidem civis, sed tarnen eloquens. Cic. Brut. 7), но не имел ни благородства духа, ни мудрой предусмотрительности, был исполнен страстной ненависти и беспощадности к другим; был враг всего, что только в каком-либо отношении выдавалось над ним, и портил тем народ, что прививал к нему собственное себялюбие и властолюбие, и, чтобы держать его в своих руках, будил его страсти, потакал и удовлетворял им. ср. о нем Grote Geschichte Griech., VI, 480 слл. нем. перевода.

  13. Источник: Реальный словарь классических древностей



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: