Большая Советская энциклопедия

    Ле Нен (Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (около 1588, Лан, Пикардия, — 25.5.1648, Париж), Луи (около 1593, Лан, — 23.5.1648, Париж), Матье [около 1607, Лан, — 20.4.1677, Париж(?)]. С конца 1620-х гг. имели общую мастерскую в Париже и часто работали совместно. Приписываемые Антуану Л. безыскусственные групповые портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам («Семейный портрет», 1642, Лувр, Париж). Луи Л., ученик Антуана, в 1630-е гг. испытал влияние Караваджизма, писал преимущественно сцены из крестьянской жизни. Его герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие композиционные построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластическая завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный эмоциональный строй его картин. Луи Л. монументализирует обыденное явление, придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не утрачивая при этом полноты жизненной характеристики («Возвращение с сенокоса», 1641, «Трапеза крестьян», 1642, «Кузница» — все Лувр, Париж; «Отдых всадника», 1640-е гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Семейство молочницы», 1640-е гг., Эрмитаж, Ленинград). Возвышенное понимание природы Луи Л. сближается с её трактовкой у Н. Пуссена. Матье Л. сначала работал в крестьянском жанре. Позднее писал главным образом сцены из дворянского быта («Игроки в трик-трак», Лувр, Париж).

    Лит.: Лазарев В. Н., Братья Ленен, Л. — М., 1936; [Нерсесов Н.] (авт.-сост.). Братья Ленен. [Альбом], М., 19661 Fierens P., Les Le Nain, P., 1933.

    Л. Ленен. «Молитва перед обедом». 1640-е гг. Национальная галерея. Лондон.

    Л. Ленен. «Крестьянское семейство». 1640-е гг. Лувр. Париж.

    М. Ленен. «Игроки в трик-трак». Лувр. Париж.

    А. Ленен. «Семейный портрет». 1642. Лувр. Париж.

    Л. Ленен. «Семейство молочницы». 1640-е гг. Эрмитаж. Ленинград.

    Л. Ленен. «Крестьяне перед домом». 1640-е гг. Бостонский музей изящных искусств.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛЕНЕН (Ле Нен) (Lenain - Le Nain), французские живописцы, братья: 1) Антуан (между 1600 и 1610-1648),

    2) Луи (между 1600 и 1610-1648),

    3) Матье (между 1600 и 1610-1677). Работали в основном совместно. Авторы портретов крестьян и бюргеров, сцен крестьянского быта, в которых жизненность наблюдений сочетается с выражением благородного достоинства персонажей ("Семейство молочницы", "Отдых всадника", "Крестьянское семейство").

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ЛЕНЕН (Ле Нен) (Lenain, Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (между 1600 и 1610 - 1648), Луи (между 1600 и 1610 - 1648), Матье (между 1600 и 1610 - 1677). Работали в основном совместно. Авторы портретов крестьян и бюргеров, сцен крестьянского быта, в которых жизненность наблюдений сочетается с выражением благородного достоинства персонажей ("Крестьянское семейство").

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (Le Nain),

    братья Антуан (Antoine) (ок. 1588-1648), Луи (Louis) (ок. 1593-1648) и Матье (Mathieu) (1607-1677), французские художники, родились в Лане и работали в Париже в области жанровой живописи, изображая сцены из жизни крестьян и мелких буржуа. Братья Ленен были почти полностью забыты после смерти; в середине 19 в. их творчество заново открыл Шанфлери, писатель-реалист, друг Гюстава Курбе. Антуан писал небольшие, несколько наивные картины, такие, как Мастерская художника (Лондон, собрание Бьют) и Семейный портрет (Париж, Лувр). Картины Матье более изысканные и большего размера, например, Процессия с бараном. Гораздо более значительным живописцем является средний брат, Луи. Его произведения, в целом близкие голландской жанровой живописи и творчеству караваджистов, отличаются особой трезвостью и сдержанностью. Картина Возвращение с сенокоса (Париж, Лувр) пронизана атмосферой задумчивости и монументальной значительности. На картине Трапеза крестьян (Париж, Лувр) изображена семья состоятельных крестьян, собравшихся вокруг стола; их суровое достоинство придает сцене дух протестантского благочестия. Еще более новаторское полотно - Кузница (Париж, Лувр), которое является изображением людей во время работы, свободным от всяких следов мифологии, аллегории или снисходительности. Именно по этой причине Луи Ленен считается предтечей реализма. Несмотря на неакадемический характер их творчества, братья Ленен были в числе основателей Королевской академии живописи и скульптуры. Вскоре после этого Луи и Антуан умерли один за другим, первый 23 мая 1648, а второй 25 мая 1648. Матье жил тем, что писал аллегорические картины и портреты небогатых дворян. Умер Матье Ленен 4 апреля 1677.

    ЛИТЕРАТУРА

    Нерсесов Н. Братья Ленен [[Альбом]]. М., 1966 Каган М.С. Братья Антуан, Луи и Матье Ленен [[Альбом]]. М., 1972

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Лене́н

    Ле Нен (Lenain, Le Nain), французские живописцы, братья: Антуан (между 1600 и 1610 — 1648), Луи (между 1600 и 1610 — 1648), Матьё (между 1600 и 1610 — 1677). Работали в основном совместно. Авторы портретов крестьян и бюргеров, сцен крестьянского быта, в которых жизненность наблюдений сочетается с выражением благородного достоинства персонажей («Семейство молочницы», «Отдых всадника», «Крестьянское семейство»).

    * * *

    ЛЕНЕН

    ЛЕНЕ́Н (Ле Нен) (Lenain, Le Nain), французские живописцы, братья:

    1) Антуан (между 1600 и 1610—1648),

    2) Луи (между 1600 и 1610—1648),

    3) Матье (между 1600 и 1610—1677).

    Работали в основном совместно. Авторы портретов крестьян и бюргеров, сцен крестьянского быта, в которых жизненность наблюдений сочетается с выражением благородного достоинства персонажей («Семейство молочницы», «Отдых всадника», «Крестьянское семейство»).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Энциклопедический словарь псевдонимов


    Ленен (Ле Нен)

    – коллект. пс. франц. живописцев, братьев: Антуан Л. (ок. 1588–1648), Луи Л. (ок. 1593–1648), Матье Л. (ок. 1607–1677). С конца 20-х гг. имели общую мастерскую в Париже. Писали групповые портреты на медных досках («Семейный портрет», 1642), сцены из крест. жизни («Возвращение с сенокоса», 1641; «Кузница», «Трапеза крестьян», 1642). Эмоц. строй картин Л. определяют четкость композиции, пластич. ясность форм, благородная серебристо-серая цветовая гамма.

  11. Источник: Энциклопедический словарь псевдонимов



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: