Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Эмиль Gaboriau, 1835-1873) — известный французский романист, служил сначала волонтером в кавалерийском полку, а потом получил место в экспортной конторе. Литературную карьеру свою Г. начал маленькими вещицами в мелких журналах ("Tintamarre", "Jean Diable" etc.), затем стал писать рассказы с исторической подкладкой ("Les Cotillons célèbres", "Les Comédiennes adorées" etc.) и юмористические эскизы, имевшие большой успех. Но специальное дарование Габорио проявилось, главным образом, в его романах, печатавшихся первоначально в фельетонах газет и имевших целью как можно сильнее действовать на воображение читателя. Это так называемые "уголовные романы", где действие группируется вокруг какого-нибудь таинственного преступления и главную роль играет являющийся, как deus ex machina, в самые критические моменты, сыщик. Самые заглавия романов Г. характеризуют его манеру действовать на грубые инстинкты среднего читателя, на любовь к сильным ощущениям. Заглавия эти всегда предвещают ужасы, преступления, кровопролития. Самые известные из его романов: "La Corde au Cou", "Le crime d'Orcival", "M-r Lecocq", "Les Esclaves de Paris", "La Clique Dorée" etc. Все они неоднократно переводились на русский язык. В своей специальной области г. достиг большой виртуозности, большого умения комбинировать положения и создавать сильные "эффекты". Язык Г. отличался большей элегантностью, чего нельзя сказать про его бесчисленных подражателей, доведших небрежность языка до крайности. Г. умер в 1873 г.

    3. В.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Gaboriau)

    Эмиль (9.11.1832, Сожон, — 1.10.1873, Париж), французский писатель. Автор исторических и бытовых романов, но успех имели только его романы с уголовными сюжетами: «Дело Леруж» (1866, рус. пер. 1873), «Дело под № 113» (1867), «Рабы Парижа» (1868), «Лекок» (1869, рус. пер. 1870) и др. Г. — один из родоначальников детективного жанра; в основе его романов обычно лежит какая-либо семейная тайна и рационалистический метод раскрытия преступления.

    Соч.: Le crime d’Orcival, P. [1963].

    Лит.: Библиографический указатель переводной беллетристики в связи с историей литературы и критикой. С предисл. Н. А. Рубакина, СПБ, 1897 с. 23, Messac R., «Le Detective Novel» et l’influence de la pensée scientifique, P., 1929; Car E., Le centinaire de Gaboriau, Lyon, 1933; Talvart H., Place J., Biographie des auteurs modernes de langue française (1801—1936), t. 6, P., 1937.

    А. Ю. Наркевич.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Габорио

    ГАБОРИО Эмиль (Gaboriau, 1835—1873) — французский писатель. В 1860 опубликовал свою первую книгу «Les cotillons celebres» (Знаменитые балерины), в 1863 вышли «Les comediennes adorees» (Обожаемые артистки), за к-рыми последовал ряд гораздо менее удачных произведений. Литературная карьера бытописателя нравов Парижа и его театров не удалась Г., и он перешел к жанру уголовно-сыщического романа, приключенческую канву для к-рого воспринял из книг Э. По, Эжена Сю, Александра Дюма и Поля Феваля, секретарем которого был одно время. Первый же опыт в этом роде, опубликованный в «Pays» в 1866, имел огромный успех: «LAffaire Lerouge» (Дело Леруж) не только утвердил жанр, но и вызвал живой отклик в буржуазном обществе, искавшем «ангела-хранителя» собственности в лице умного и ловкого сыщика. С этого времени писательская карьера Г. получила твердое основание. Его главные романы этого жанра: «Le crime dOrcival» (Преступление в Орсивале, 1867), «Le dossier № 113» (Дело № 113, 1867), «Les Esclaves de Paris» (Рабы Парижа, 1869), «Monsieur Lecoq» (Господин Лекок, 1869), «La vie infernale» (Адская жизнь, 1870), «La clique doree» (Золотая шайка, 1871), «La degringolade» (Падение, 1872), «La corde au cou» (С веревкой на шее, 1873), «LArgent des autres» (Чужие деньги, 1873), «Le petit vieux des Batignolles» (Маленький старичок с улицы Батиньоль, 1876). Иногда Г. переделывал романы в пьесы и этим способствовал укреплению сыщической комедии (напр. «LAffaire Lerouge», 1872, вместе с Остейном). Влияние Г. на европейскую литературу несомненно, несмотря на скромность его таланта. Оно объясняется модой и спросом на уголовную героику; требовался благонамеренно буржуазный герой, которого и создал Г. в лице «благородного сыщика», появляющегося неизменно в самую последнюю и напряженную минуту развязки. «Monsieur Lecoq» Г. лег в основу пьесы «The Moonstone» (Лунный камень) Уильки Коллинза. Стивенсон подражал ему в своих детективных новеллах (особенно в «The Rajahrs diamond» — «Бриллиант раджи»), прославленный Конан Дойль целиком вырос из творчества Г., и Шерлок Холмс — только концентрация типа сыщика, нарисованного Г.; современный английский романист Уоллэс питается наследием Г., не говоря о бесчисленных маленьких подражателях. Романы Г. переведены на все яз.; по-русски они выходили несколько раз.Библиография:

    На русск. яз. перев. романы: Преступление в Орсивале, СПБ., 1869; Дело под № 113, СПБ., 1869; Адская жизнь, СПБ., 1871; Золотая шайка, СПБ., 1872 (в др. перев. «Золотая грязь», СПБ., 1876); Рабы Парижа, 2 тт., СПБ., 1872; Убийство госпожи Леруж, Одесса, 1872; Случайные браки, СПБ., 1872; Чужие деньги, СПБ., 1873; Лекок, агент сыскной полиции, изд. 2-е, СПБ., 1873; Петля на шее, СПБ., 1873; Кувырком, СПБ., 1875; Батиньольский старикашка, Рассказ, СПБ., 1876; Знаменитые фаворитки, СПБ., 1883 и др.

  5. Источник: Литературная энциклопедия