Словарь Брокгауза и Ефрона

    Этим именем обозначил впервые Вирхов, в 1873 г., борьбу прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма. После периода мирных отношений с церковью, прусское правительство, немедленно вслед за объединением Германии, опасаясь партикуляристских стремлений католического духовенства и влияния папского престола на политику Германии, перешло к новой системе церковно-государственного права. Инициатором этой политики был кн. Бисмарк, главным исполнителем его планов — прусский министр народного просвещения и исповеданий Фальк. Первым серьезным шагом в этом направлении было изгнание (1872) из Германии ордена иезуитов, по определению германского рейхстага; затем исследовали знаменитые "майские законы" (11, 12 и 13 мая 1873), которыми устанавливался строгий контроль государства над школами, назначениями на церковные должности, отношениями между духовенством и паствой. Органами надзора, кроме общих полицейских учреждений, с обер-президентами и министром во главе, был специальный государственный суд для церковных дел. Новым законам было подчинено не только католическое, но и евангелическое духовенство; однако, только первое, как более от них страдавшее, начало борьбу против них. После ряда протестов со стороны католических епископов, обошедшихся им во много лет тюрьмы и во много тысяч марок штрафов, папа, энцикликой 5 февраля 1875 г., объявил законы не имеющими силы; преследуемым епископам он, в той или иной форме, выразил свое благоволение (архиепископ познанский Ледоховский, приговоренный в 1874 г. к 2-годичному тюремному заключению, был возведен в сан кардинала). Прусское правительство отвечало прекращением всех выдач на католическую церковь из средств государственного казначейства и новыми законами об управлении церковными имуществами и диоцезами (1875-1876). Этим К. достиг кульминационной точки. Центр (см.) усилился (1871-63 депутатами в рейхстаге и 724000 голосов, 1874-91 депут. и 1445000 голосов) и образовал сильную оппозиционную партию, в союзе с другими представлявшую весьма опасную силу; консервативная партия также была недовольна. Для борьбы с социал-демократией и проведения других мер были нужны голоса центра — и правительство пошло мало— помалу на уступки. Фальк получил отставку; место его заняли сочувствовавшие клерикальным стремлениям сперва (1879) Путкаммер, потом (1881) Госслер. Большая часть майских законов была отменена; в 1891 г. были возвращены католической церкви даже не выданные ей 16 млн. марок, накопившиеся с 1875 г. См. Hans Blum, "Das Deutsche Reich zur Zeit Bismarcks" (Лпц., 1894); Schulte, Gesch. d. K. in Preussen" (Эссен, 1882); Wiermann, "Gesch. d. K." (2 изд., Лпц., 1886); Majunke, "Gesch. d. K. in Preussen-Deutschland" (Падерборн, 1886-87).

    В. Водовозов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    («Культу́ркампф»)

    распространённое в литературе наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. против католической церкви — главной опоры католической партии «Центра», которая выражала сепаратистские, антипрусские тенденции (главным образом в Западной и Юго-Западной Германии). В ходе «К.» были проведены законы о запрещении священникам вести политическую агитацию (дек. 1871), о лишении духовенства права надзора за школами (март 1872), о передаче в руки государства дела подготовки и назначения на должности духовных лиц (1873) и др. В феврале 1875 были распущены почти все католические ордена и проведён закон о гражданском браке. Правительство Бисмарка использовало «К.» для усиления национального гнёта в находившихся под германским господством польских землях и разжигания религиозных страстей с целью отвлечения рабочих от классовой борьбы. Характеризуя «К.», В. И. Ленин писал: «Такой борьбой Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 416—17). В конце 70 — начале 80-х гг. Бисмарк в целях объединения всех консервативных сил пошёл на примирение с католическим духовенством: большинство законов, принятых в период «К.», было отменено; сохранились лишь законы о гражданском браке и об изгнании иезуитов.

    Лит.: Германская история в новое и новейшее время, т. 1, М., 1970, с. 334—37; Kissling J. B., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1—3, Freib., 1911—1916.

    М. И. Михайлов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    Борьба (неудачная) — прусского и отчасти общеимперского германского права против ультрамонтанизма — против притязания католического духовенства. (Слово Рихтера.)

    Ср. Kulturkampf.

    Ср. Ich wollte damals (1873) konstatiren, dass es sich (im Kampf des Staates gegen die katholische Kirche) nicht um einen religiösen Kampf handle, nicht um einen konfessionellen Kampf, sondern dass hier ein höherer die ganze Kultur betreffender Kampf vorliege.

    Virchow 1876. 16. Oct. in Magdeburg.

    В борьбе государства против католической церкви речь идет не о религиозной, конфессиональной борьбе. Эта борьба выше, она касается всей культуры. Вирхов тут же высказал, что он первый употребил это слово; но выражение Kulturkampf до Вирхова встречается раньше.

    Ср. Lassalle. Demokrat. Stud. (Gotthold Ephraim Lessing. 2, 505.)

  5. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  6. Большой энциклопедический словарь

    "КУЛЬТУРКАМПФ" (нем. Kulturkampf - борьба за культуру) - наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870-х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80-х гг. остались в силе лишь законы 1875 о гражданском браке и об изгнании иезуитов.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедия Кольера

    (нем. Kulturkampf), борьба германского правительства с Римско-католической церковью в 1872-1886. Провозглашение на I Ватиканском соборе (1870) догмата о папской непогрешимости привело к образованию в Германии т.н. старокатолической церкви, отвергавшей ряд принятых на соборе догматов. Старокатолики были официально признаны в Пруссии и других германских государствах. Католическая "Партия центра" новой германской империи осудила это признание, вызвав конфликт между церковью и государством. Канцлер Бисмарк поддерживал старокатоликов и провел т.н. майские законы (или "законы Фалька") в 1873, 1874 и 1875. Согласно этим законам, религиозные ордена (в том числе орден иезуитов) запрещались, подготовка католических клириков разрешалась только в государственных заведениях, обязательным становился гражданский брак. Бисмарк с горечью заявил, что не "пойдет в Каноссу", намекая на покаянный визит императора Генриха IV в эту итальянскую деревню по требованию папы Григория VII (1077). Тем не менее под давлением внутригерманских политических сил канцлер был вынужден пойти на компромисс. В 1879 начались переговоры между Бисмарком и папой Львом XIII, которые привели к отмене майских законов.

    ЛИТЕРАТУРА

    Оболенская С.В. Политика Бисмарка и борьба партий в Германии в конце 70-х годов XIX в. М., 1992 Чубинский В.В. Бисмарк: Биография. СПб, 1997

  9. Источник: Энциклопедия Кольера



  10. Энциклопедический словарь

    КУЛЬТУРКАМПФ

    «КУЛЬТУ́РКАМПФ» (нем. Kulturkampf — борьба за культуру), наименование мероприятий правительства О. Бисмарка в Германии в 1870-х гг. против католической церкви, выражавшей сепаратистские антипрусские тенденции. В 80-х гг. остались в силе лишь законы 1875 о гражданском браке и об изгнании иезуитов.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (Kulturkampf - борьба за культуру) - принятое в лит-ре наименование мероприятий пр-ва О. Бисмарка в 70-х гг. 19 в. против католич. церкви, гл. опоры католич. партии "Центра", выражавшей сепаратистские, антипрусские тенденции, распространенные гл. обр. в Зап. и Юго-Зап. Германии. Под видом "борьбы за культуру" пр-во Бисмарка стремилось подчинить себе духовенство и ослабить влияние партии "Центра". С этой целью были проведены законы о запрещении священникам вести политич. агитацию (дек. 1871), о лишении духовенства права надзора за школами (март 1872), об изглании из Германии иезуитов (июль 1872), о передаче в руки гос-ва дела подготовки и назначения духовных лиц на должности (1873), об ограничении прав церкви накладывать наказания на ее служителей и на верующих (1874). В февр. 1875 были распущены почти все католич. ордена и проведен закон о гражд. браке. Духовенство, опираясь на поддержку папы римского Пия IX, не подчинилось этим законам. Пр-во Бисмарка ответило репрессиями. Однако гонения и насильств. вмешательство во внутр. жизнь церкви не только не сломили ее авторитета, но привели к обратным результатам. "Такой борьбой, - писал В. И. Ленин, - Бисмарк только укрепил воинствующий клерикализм католиков, только повредил делу действительной культуры, ибо выдвинул на первый план религиозные деления вместо делений политических..." (Соч., т. 15, с. 372). В кон. 70 - нач. 80-х гг. Бисмарк, в целях объединения всех сил реакции, пошел на примирение с католич. духовенством: почти все законы против него, принятые в период "К.", были отменены; сохранились лишь законы о гражд. браке и об изгнании иезуитов.

    Лит.: Kissling J. В., Geschichte des Kulturkampfes im Deutschen Reiche, Bd 1-3, Freib., 1911-16.

    M. И. Михайлов. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: