Большая Советская энциклопедия

    Лубкин Александр Степанович [1770 или 1771 ‒ 30.8(11.9).1815, Казань], русский философ-деист. Окончил костромскую и петербургскую главную (1792) духовные семинарии. Преподавал философию в костромской (с 1797) и петербургской армейской (1801‒06) семинариях. Профессор кафедры «умозрительной и практической философии» Казанского университета (1812‒15). В «Письмах о критической философии» (1805) Л. впервые в русской литературе подверг рассмотрению и критике философию И. Канта с позиций сенсуализма. В этом же сочинении, а также в книге «Начертание логики» (1807) и в комментариях к книге Г. Снелля «Начальный курс философии» (перевод и примечания Лубкина совместно с П. Кондыревым, ч. 1‒5, 1813‒14) Л. развил деистические и сенсуалистические взгляды. Ряд оригинальных идей Л. высказал в логике. К концу жизни во взглядах Л. усилились религиозные тенденции; элементы вольномыслия в его последней работе «Начертание метафизики» послужили поводом к запрещению ее печатания.

    Лит.: Каменский З. А., Философские идеи русского просвещения, М., 1971 (по имен. указат.).

    З. А. Каменский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ЛУБКИН Александр Степанович (1770 или 1771-1815) - российский философ-деист (см. Деизм). В "Письмах о критической философии" (1805) впервые в России подверг критике теорию познания И. Канта с позиций сенсуализма. Труды по логике.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    ЛУБКИН Александр Степанович

    (род. 1770/71- ум. 1815)

    рус. философ-деист, логик; профессор Казанского ун-та. Как воспитанник духовной школы находился под влиянием философии Вольфа; общее направление его мировоззрения было эклектическим, близким к нем. популярной философии (Федера и др.). Лубкин первый среди рус. философов заговорил в печати о Канте, подвергнув критике его теорию познания с позиций сенсуализма («Письма о критической философии», 1805); выступил со своими возражениями против учения Канта о пространстве и времени и в актовой речи «Возможно ли нравоучению дать твердое основание назависимо от религии» (1815). Не готовясь к научной деятельности, Лубкин до кон. 90-х годов преподавал философию в Петербургской армейской семинарии, для которой он в 1807 составил учебник логики под названием «Начертание логики, сочиненное и преподаванное в Армейской семинарии Александром Лубкиным». Теоретическая часть книги сведена до минимума, особое место в учебнике отводится третьей фигуре силлогизма. Автор называет ее «отражением» (instantia), и идет она за индукцией («наводнением»). Лубкин отвергает теорию фигур силлогизма, основанную на положении среднего термина, «как потому, что, кроме бесполезной затруднительности, в себе ничего не заключает, так и для того, что самое основание оной есть мнимое». Вместо того внешнего различия он вводит различие силлогизмов, основанное «на их намерении и употреблении». Отсюда и то перенесение третьей фигуры силлогизма.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    ЛУБКИН Александр Степанович

    ЛУ́БКИН Александр Степанович (1770 или 1771—1815), российский философ-деист (см. Деизм(см. ДЕИЗМ)). В «Письмах о критической философии» (1805) впервые в России подверг критике теорию познания И. Канта с позиций сенсуализма. Труды по логике.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: