Большая Советская энциклопедия

    Шухов Владимир Григорьевич [16(28). 8.1853, г. Грайворон, ныне Белгородской обл., ‒ 2.2.1939, Москва], советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член-корреспондент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В 1877‒78 начальник чертёжного бюро Варшавской ж. д. в Петербурге, с 1878 главный инженер технической строительной конторы в Москве. После Октябрьской революции 1917 работал в строительной конторе завода «Парострой» (Москва), затем на самом заводе.

    Основные труды по технике нефтяной промышленности, теплотехнике и строительному делу. Автор или соавтор ряда патентов на промышленные установки по переработке и использованию нефти. В 1891 запатентовал промышленную установку для перегонки нефти с разложением на фракции под действием высоких температур и давлений; установка впервые предусматривала осуществление крекинга в жидкой фазе (Ш. признан изобретателем крекинг-процесса). Ш. впервые в мире осуществил промышленное факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретённой им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом производства. Разработал конструкцию топки с подогревом поступающего к факелу воздуха. Произвёл расчёты и руководил строительством первого в России нефтепровода (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку, 1878), несколько позже в Баку же создал первый в мире мазутопровод с подогревом. Под рук. Ш. спроектировано и построено первое в России металлическое нефтеналивное судно. Ш. ввёл в практику клёпаные резервуары для хранения нефти. Решение задачи о наивыгоднейших размерах резервуаров, полученное Ш., широко применяется во многих отраслях промышленности.

    Научная и инженерная деятельность Ш. относится к самым различным областям техники. Он создал водотрубные паровые котлы, получившие мировую известность. Разработал конструкции лёгких, экономичных перекрытий: висячие сетчатые, перекрывающие площадь в несколько тыс. м2, металлические арочные (перекрытие платформ Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролётами до 40 м. По проектам Ш. сооружено около 200 башен оригинальной конструкции в нашей стране и за рубежом (в т. ч. Шаболовская радиобашня в Москве). Под руководством Ш. спроектировано и построено около 500 мостов (через Оку, Волгу, Енисей и др.), большое число сооружений и конструкций: зерновые элеваторы, доменные печи, плавучие ворота сухого дока, вращающаяся сцена МХАТа и др. По проекту Ш. и под его руководством осуществлен подъём наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде. Ш. принимал участие в разработке и производстве нескольких типов мин с сетями заграждения, минных взрывателей, платформ для тяжёлых орудий. Премия им. В. И. Ленина (1929).

    Лит.: Лейбензон Л. С., Владимир Григорьевич Шухов, в кн.: Люди русской науки, М., 1965; Конфедератов И. Я., В. Г. Шухов, М.‒Л., 1950; Лопатто А. Э., Почётный академик Владимир Григорьевич Шухов ‒ выдающийся русский инженер, М., 1951.

    В. В. Новиков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853-1939) - российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Шу́хов Владимир Григорьевич

    (1853—1939), инженер, изобретатель, почётный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в том числе высотой 148,3 м, в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).

    * * *

    ШУХОВ Владимир Григорьевич

    ШУ́ХОВ Владимир Григорьевич (1853—1939), российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).

    * * *

    ШУ́ХОВ Владимир Григорьевич [16 (28) августа 1853, г. Грайворон Курской губ., ныне Белгородской обл. — 2 февраля 1939, Москва], выдающийся русский инженер и ученый.

    Детские годы и образование

    Шухов вырос в деревне. Среднее образование получил в петербургской гимназии, затем поступил на инженерно-механическое отделение Московского высшего технического училища (МВТУ). Преподававший там теоретическую механику Н. Е. Жуковский(см. ЖУКОВСКИЙ Николай Егорович), впоследствии прославивший русскую науку созданием аэродинамики, отметил блестящее дарование студента Шухова и его успехи в математике, теоретической механике и технике.

    Поездка в США

    В 1876 окончивший с отличием училище молодой инженер-механик Шухов был отправлен для подготовки к профессорскому званию в США, где провел больше года, изучая американскую технику в главных промышленных центрах.

    Инженерная работа.

    Возвратившись из-за границы, Шухов не внял советам Н. Е. Жуковского, а затем и уговорам знаменитого русского математика П. Л. Чебышева(см. ЧЕБЫШЕВ Пафнутий Львович) и отказался от ученой карьеры. Он почувствовал свое истинное призвание и с тех пор до конца жизни вел огромную работу практического инженера. В 1880 он занял в Москве должность главного инженера скромной технической строительной конторы А. В. Бари, которая под руководством Шухов приобрела всероссийскую известность как Стальмост.

    Переезд в Баку

    По состоянию здоровья Шухов переехал на юг и поселился в Баку, где тогда быстро развивалась нефтяная промышленность. Здесь ждали решения важные технические проблемы – хранения, транспортировки, перегонки и сжигания нефти. В начале 1880-х годов из нефти добывался только керосин, который применялся лишь для освежения. К смазочным маслам, производство которых только началось, потребители относились с недоверием. Бензин считался ненужным и даже вредным продуктом, так как еще не было автомобильного транспорта. Огромное количество мазута, отхода перегонки нефти, не находило себе применения, так как его не умели сжигать. Остро стояли проблемы хранения нефти на промыслах, доставки ее на нефтеперегонные заводы – нефть перевозилась гужевым транспортом. Все эти задачи были новыми для инженеров того времени.

    Труды по технике нефтяной промышленности.

    В 1880 Шухов создал паровую форсунку для сжигания нефти, одну из лучших в мире. Предложил перекачивать нефть по трубопроводам, подобно воде, и в 1879 построил первый в России нефтепровод. Вывел «формулу Шухова» для расчета движения нефти по трубам, которой и по ныне пользуются инженеры всего мира. Для транспорта нефти по воде Шухов первым в России стал строить нефтеналивные суда. Были построены многие тысячи огромных клепаных железных барж длиной до 150 м – в то время чудо строительной техники. Вопрос о хранении нефти и нефтепродуктов Шухов решил путем строительства больших клепаных железных резервуаров, десятки тысяч которых были раскинуты по всей стране.

    Перегонка нефти

    Особое внимание Шухов уделил перегонке нефти. Он изобрел крекинг(см. КРЕКИНГ)-процесс, опередив на 20 лет Америку, где только в 1912 появился патент (Бортона) того же содержания. Тогда еще не требовались большие количества бензина. Когда же появились миллионы автомобилей, патент Бортона стал тормозить развитие американской нефтяной промышленности. Комиссия инженеров-химиков, прибывшая в Москву из США, с несомненностью установила, что Шухов был настоящим первым изобретателем крекинг-процесса.

    Паровые котлы

    Начало технической деятельности Шухова пришлось на эпоху паровой техники. В его работах по пару главное место занимают изобретенные им водотрубные «котлы Шухова», получившие широкое распространение в России, а затем перебравшиеся и за океан, хотя и другом варианте – как крекинг-аппараты для нефти.

    Научный подход.

    Нет ни одной области строительного дела и машиностроения, в которую Шухов не внес бы усовершенствований или новшеств. Дело здесь не только в его необычайной способности быстро ориентироваться в любом новом деле, но и в его научном подходе к решению каждого технического вопроса. Он никогда ничего не делал на-авось. Шухов в совершенстве владел основами высшей математики, теоретической механики, теории упругости и гидродинамики, был превосходно знаком с современным ему состоянием физики и химии – основы инженерных знаний. В научном и математическом характере мышления, наряду с конструкторским талантом и изобретательностью, и был секрет его необыкновенных творческих успехов.

    Строительство.

    Шухову принадлежат многочисленные исследования по вопросам прочности железных конструкций при их наименьшем весе. Всегда стремясь найти оптимальные соотношения между элементами конструкции и наивыгоднейшие условия постройки и эксплуатации, он выработал свой полугеометрический метод, быстро ведущий к окончательным результатам. На всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 посетители были поражены изящными конструкциями, построенными по проектам Шухова. Здесь впервые были представлены «висячие» крыши и новый вид сетчатых сводов. Здесь же впервые появилась гиперболическая железная башня. Такие башни получили большое распространение в СССР и были применены в морском флоте США. Для радиотелеграфной передачи Шухов построил на Шаболовке в Москве железную башню высотой 160 м в виде ряда гиперболоидов.

    «Русский Эдисон»

    Шухова нередко сравнивали с Эдисоном, но он отличался от американского изобретателя тем, что его творчество было основано на собственных научных работах и на глубокой теоретической мысли.

    Последние годы

    До последних дней, несмотря на свои 86 лет, Шухов продолжал вести научно-техническую работу. С ним жила его старшая дочь Ксения Владимировна, помогавшая ему. Из-за несчастного случая он пострадал от огня и умер от тяжелых ожогов в Москве, где и похоронен на Новодевичьем кладбище.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Москва (энциклопедия)

  7. Источник:



  8. Большой Энциклопедический словарь

    ШУХОВ Владимир Григорьевич
    ШУХОВ Владимир Григорьевич (1853-1939) - российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища, установку для термического крекинга нефти, паровые котлы, мосты, сетчатые и арочные перекрытия, гиперболоидные башни (в т. ч. высотой 148,3 м в Москве) и т. д. Премия им. В. И. Ленина (1929).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: