Большая Советская энциклопедия

    I

    Шле́гель (Schlegel)

    Август Вильгельм (8.9.1767, Ганновер, — 12.5.1845, Бонн), немецкий историк литературы, писатель. Брат Ф. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Гёттингенском университете (1787—91). С 1818 преподавал в Боннском университете историю литературы, занимался санскритологией; один из основоположников сравнительного языкознания. Принадлежал к йенскому кружку нем. романтиков (см. в ст. Романтизм). В своих работах (берлинский курс лекций о литературе и искусстве, 1801—04, изд. 1884; венские лекции о драматическом искусстве и литературе, 1808, изд. 1809—11) дал первое систематизированное изложение историко-художественной концепции романтизма, получившее европейскую известность. Новому, романтическому искусству отчётливо противопоставлял древнее, античное. Видный теоретик художественного перевода, сам Ш. переводил сочинения Данте, П. Кальдерона, Ф. Петрарки; непревзойденными остаются его переводы драм У. Шекспира. Собственно творчество Ш. («Поэтические сочинения», 1811; драмы) развивалось в русле классицизма.

    Соч: Kritische Schriften und Briefe, Bd 1—6, Stuttg., 1962—67; в рус. пер.— Лекции о литературе и искусстве. (Фрагменты), в кн.: История эстетики, т. 3, М., 1967.

    Лит.: Берковский Н. Я., Эстетические позиции немецкого романтизма, в сборнике: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; Besenbeck A., Kunstanschauung und Kunstlehre A. W. Schlegels, B., 1930.

    Н. Ю. Палиевская.

    II

    Шле́гель (Schlegel)

    Фридрих (10.3. 1772, Ганновер, — 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ-идеалист, писатель, теоретик Романтизма. Брат А. В. Шлегеля (См. Шлегель). Изучал классическую филологию в Лейпциге. В статьях 90-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т.п. («Об изучении греческой поэзии», 1797). В 1796—1801 в Йене; издавал вместе с А. Шлегелем журнал «Атенеум» («Athenaeum», 1798—1800), сформулировал программные идеи йенского кружка романтиков. Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в его отличии от «классического», античного), вершинами его считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисленных фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетически преображающей мир, устремленной к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию (прообраз такого слияния Ш. видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии, — «Разговор о поэзии», 1800). С этим связано учение об иронии (См. Ирония) как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта «энциклопедия духовной жизни» индивида, — высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы — «В. Мейстер» Гёте и «Дон Кихот» Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Ш. «Люцинда» (1799), вызвавшем обвинения в «непристойности», содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.

    В 1802—04 Ш. — в Париже, издаёт журнал «Европа» (1803—05), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В «Истории древней и новой литературы» (т. 1—2, 1813—15), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальной литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. После обращения в католичество (1808) Ш. жил в Вене, с 1809 — на австрийской государственной службе, сотрудничал с Меттернихом. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции в 90-х гг. сменились теперь консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией [журнал «Конкордия» («Concordia»), 1820—23]. В «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (т. 1—2, 1829), «Философии языка и слова» (1830) развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных способностей (разума, фантазии, воли и т.д.).

    Ш. — один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания («О языке и мудрости индийцев», 1808).

    Соч.: Kritische Friedrich — Schlegel —Ausgabe..., hrsg. v. E. Behier (u. a.), Münch. — [u. a.], 1956—77 (изд. продолжается); в рус. пер.— Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934, с. 169—210; Люцинда, в кн.: Немецкая романтическая повесть, т. 1, М.— Л., 1935.

    Лит.: Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Enders С., Fr. Schlegel. Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Anstett J.-J., Lapensée religiéuse de F. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N., Fr. Schlegels Poesiebegriff, Münch., 1971.

    Ю. Н. Попов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Август Вильгельм (1767 - 1845), немецкий историк литературы и искусства, переводчик. Входил в кружок йенских романтиков. Наряду с братом Ф. Шлегелем - ведущий теоретик немецкого романтизма; дал первое систематизированное изложение эстетической концепции романтизма, противопоставив древнему (античному) искусству новое (романтическое), обосновав идею универсализма и "высшую" роль художественного творчества. Один из основоположников сравнительного языкознания. Теоретик и практик перевода (Данте, П. Кальдерон, Ф. Петрарка, классические переводы У. Шекспира).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ШЛЕГЕЛЬ Фридрих (1772 - 1829), немецкий критик, философ культуры, языковед, писатель. Брат А.В. Шлегеля. Ведущий теоретик йенских романтиков (учение о романтической иронии и другое). Один из основоположников немецкой индологии. С 1809 на австрийской государственной службе, сотрудничал с К. Меттернихом.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. История Философии: Энциклопедия

    ШЛЕГЕЛЬ

    (Schlegel) Фридрих (1772—1829) — немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В.Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал ‘Атенеум’. Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и ‘томление по бесконечному’ предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принципиальной незавершимости всякого творчества. ‘Пока не найдена единственно истинная система... систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины’. Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И.Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как ‘золотым веком’ единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти ‘эстетическая революция’, очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к ‘объективной красоте’ и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции — создание соответствующей эстетической теории, за которое Ш. и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия ‘поэзия’, ‘классическое’, ‘романтическое’ и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой ‘величие индивидуальности’ превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий ‘ирония’, ‘рефлексия’, ‘цинизм’, ‘либеральность’, ‘игра’, ‘остроумие’. Центральным в этом списке является понятие иронии. Ирония как форма ‘указания на бесконечность’ является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония — не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. ‘Иронична’ природа мира, и потому звания ироника достоин лишь тот человек, ‘...внутри которого возросло и созрело мироздание’. Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе — ‘трансцендентальной поэзии’, где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это ‘соединение двух абсолютов — абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности’. Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взглядов Ш. во многом конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как ‘сотворчество’, ибо человек — это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шлегелевской трактовке любви как ‘жизни жизни’, как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. ‘Хаос и эрос — лучшее объяснение романтического’. Но любовь — не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. ‘всякое конечное я — это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой’. Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие ‘чувство’ как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в ‘Философии жизни’ (1828), ‘Философии истории’ (1829) и ‘Философии языка и слова’ (1830). По Ш., ‘эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права...’ В целом философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: ‘романтизм — падавшее христианство’ и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    ШЛЕГЕЛЬ

    (Schlegel)

    Фридрих (род. 10 марта 1772, Ганновер – ум. 12 янв. 1829, Дрезден) – нем. философ и поэт. В Шлегеле особенно ярко отразилась философская судьба романтики. Незадолго до своей смерти он следующим образом характеризовал свою собственную эволюцию: 1788-1798 – неотчетливые взгляды и поиски; 1798 – 1808 – стремление к оформлению философских и эстетических взглядов, которое привело к философии всеобъемлющего Я; 1808-1818 – переход к католицизму, повиновение и подчинение разума церковным истинам; 1818-1828 – мистическая личная жизнь, послушание церкви. Философские произв.: «Philosophie der Geschichte», 2 Bde., 1829; «Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830; «Werke», 15 Bde., 1846.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Новейший философский словарь

    ШЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (1772-1829) - немецкий философ, писатель, языковед, один из наиболее ярких теоретиков романтизма. Ш. вместе с братом А.В. Шлегелем основал йенский кружок немецких романтиков и выпускал наиболее известный романтический журнал «Атенеум». Неудовлетворенность наличным состоянием культуры, ситуацией раскола между человеком и миром, прошедшим через само человеческое сознание и все его продукты, поиски абсолюта и «томление по бесконечному» предопределили не только содержательное наполнение его работ, но и их форму. Принципиальная незавершенность, фрагментарность его произведений отражают не только индивидуальные особенности стиля, но и печать романтического движения в целом, его попыток найти новые средства выражения, соответствующие романтическим представлениям о принциальной незавер-шимости всякого творчества. «Пока не найдена единственно истинная система.., систематический метод остается более или менее разделяющим и обособляющим; бессистемное лирическое философствование по крайней мере не настолько разрушает целостность истины». Первый период творчества Ш. отмечен сильным влиянием идей И.И. Винкельмана, предопределившим увлечение Ш. античностью, греческой поэзией как «золотым веком» единства, господства объективно-прекрасного. Современное общество, по мнению Ш., может спасти «эстетическая революция», очищающее воздействие которой должно вернуть человечество к «объективной красоте» и изначальному единству. Первый шаг к эстетической революции - создание соответствующей эстетической теории, за которое он и берется. В этом контексте он разрабатывает понятия «поэзия», «классическое», «романтическое» и др. Второй период жизнедеятельности Ш. связан с переездом в Йену (1796) и возникновением йенского кружка романтиков, и это время его творческие усилия сконцентрированы на формировании идеала, новой универсальной культуры и соответствующей ей целостной, свободной, универсальной личности, в которой «величие индивидуальности» превышает все ее отдельные дарования и произведения. Модель отношений между такой универсальной личностью и миром выстраивается Ш. через разработку понятий «ирония», «рефлексия», «цинизм», «либеральность», «игра», «остроумие». Центральным в этом списке является понятие иронии (см. ИРОНИЯ, РОМАНТИЗМ). Ирония как форма «указания на бесконечность» является у Ш. и онтологическим, и гносеологическим, и творческим принципом. Ирония - не только творческий прием, но и свидетельство незамкнутости, открытости всякой сущности. «Иронична» природа мира, и потому звания иро-ника достоин лишь тот человек, «...внутри которого возросло и созрело мироздание». Эта же тема развивается Ш. и в теории романтической поэзии (или иначе - «трансцендентальной поэзии», где осуществляется саморефлексия по поводу самого акта художественного творчества). Роман как самая совершенная, по Ш., поэтическая форма современности, это «соединение двух абсолютов - абсолютной индивидуальности и абсолютной универсальности». Как многие молодые немецкие философы этого времени, Ш. пережил увлечение философией Фихте и разочарование в ней, неудовлетворенность противопоставлением умозрения и жизни и внеисторичностью фихтеанской системы. Развитие собственных философских взгляде Ш. во многое конгениально творчеству Шеллинга. Интенции сближения взглядов Фихте и Спинозы, выстраивание целостной философии индивидуальности и универсума порождают учение Ш. о символе. Символы универсума (индивидуальные формы становящегося мирового целого) постижимы не в понятиях, а в образах, символах или идеях-символах (первопонятиях). В силу этого, именно поэзия, а не философия, в противоположность Шеллингу, реализует целостное видение мира. Весь мир есть поэзия, а человеческое поэтическое творчество воспроизводит ее сущность. Наиболее продуктивно поэтическое творчество, осуществляющееся как «сотворчество», ибо человек - это прежде всего высказывающееся, находящееся в ситуации общения Я. Идеал общения-сотворчества созвучен шле-гелевской трактовке любви как «жизни жизни», как того сообщительного импульса, эротического слияния, которое превращает хаос в космос. «Хаос и эрос - лучшее объяснение романтического». Но любовь - не только сущность жизни, но и единственно плодотворный путь познания, поскольку для Ш. «всякое конечное я - это только фрагмент изначального пра-я, так что мир предстает как множество конечных производимых я, соотносящихся, общающихся между собой». Всякая возможность общения между я и пра-я, между я и ты основана на любви. В противовес односторонности рассудочного познания Ш. делает ядром своей гносеологии понятие «чувство» как единство духовных и душевных способностей человека. Зрелый Ш. трактует искомое единство как единство поэзии, философии и религии и обращает свои взоры на Восток, а именно к культуре Древней Индии как, по Ш., прародине такого единства. Интерес к индийской культуре сменился у Ш. волной разочарования, но его занятия положили начало немецкой санскритологии и сравнительному языкознанию. На поздних этапах творчества эстетизм Ш. сменяется идеями создания универсально-христианской философии (аналогом может, вероятно, служить шеллинговская идея философии откровения), проговариваемыми Ш. в «Философии жизни» (1828), «Философии истории» (1829) и «Философии языка и слова» (1830). По Ш., «эстетическое воззрение существенно коренится в духе человека, но в своем исключительном господстве оно становится играющей мечтательностью... Эта мечтательность, это немужественное пантеистическое головокружение, эта игра форм... недостойны великой эпохи и уже неуместны. Познание искусства и чувство природы останутся, пока мы остаемся немцами; но сила и серьезность истины, твердая вера в Бога и в наше призвание должны встать на первое место и вновь вступить в свои старые права...». В целом, философия Ш. отвечает едкой формуле русского философа Шпета: «романтизм - падавшее христианство» и может быть рассмотрена как попытка, если не предотвратить, то хотя бы задержать падение великой христианской культуры.

  11. Источник: Новейший философский словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (Schlegel), Фридрих (10.III.1772 - 12.I.1829) - нем. литературовед, критик, писатель, философ; один из теоретиков романтизма. Происходил из ганноверской бюргерской семьи. Политич. и методологии, взгляды Ш. претерпели существенную эволюцию. Для раннего Ш. характерна близость к идеям Просвещения и классицизма, увлечение античностью (особенно афинской демократией), защита принципов Великой франц. революции, республиканизм, близость к Г. Форстеру. В 1797-1801, в иенский период жизни, Ш. становится одним из главных теоретиков раннего нем. романтизма; вместе с братом А. В. Шлегелем он входил в кружок ранних нем. романтиков ("иенские романтики"), издавал журн. "Athenaeum" (Bd 1-3, В., 1798-1800). На взгляды Ш. оказывала влияние идейная близость к И. Г. Фихте, позднее - к Ф. В. Шеллингу. Обратившись к истории культуры средневековья и нового времени, Ш. одним из первых взял за основу принцип историзма; он представил историю мировой культуры как процесс, каждый этап к-рого отличается своеобразием связи писателя с современностью (напр., творчество Шекспира - с гуманизмом 16 в., Г. Форстера - с борьбой за свободу в 18 в. и т. д.). Ранний романтич. историзм Ш. в известной мере опирался на теорию прогресса. В то же время этот период отличает наметившееся в 1797-99 разочарование Ш. в идеалах Просвещения и Великой франц. революции. В 1808 Ш. принял католичество, переехал в Вену, поступив на австр. службу (секретарь гос. канцелярии); он - один из деятельных участников и идейных вдохновителей антинаполеоновской борьбы (в русле австр. официального национализма). В этот период Ш.- защитник реакц.-феод. политики К. Меттерниха, идей Реставрации (лозунг Ш.- "назад к порядку"). Последний этап эволюции Ш.- переход на позиции защиты католицизма ультрамонтанского толка. Реакц. ист. взгляды позднего III.- крайняя идеализация средневековья, мистицизм, нашли отражение в лекциях, прочитанных им в Венском ун-те (1827-29), в его "Философии истории" ("Philosophie der Geschichte", Bd 1-2, W., 1829). Взгляды позднего Ш. способствовали укреплению в Германии того времени засилья реакц.-романтич. историографии. Воззрения раннего Ш. оказали положит. влияние на историков культуры 19 в. (Г. Гервинус и др.). Ш.- один из первых нем. индологов, автор труда "О языке и мудрости индусов" ("Über die Sprache und Weisheit der Indier", Hdlb., 1808).

    Соч.: Kritische Friedrieh-Schlegel-Ausgabe, hrsg. von E. Behler..., Münch. - Paderborn -Z., 1958 - (изд. продолжается); Georg Forsters Schriften, в кн.: Meisterwerke deutscher Literaturkritik, hrsg. von H. Mayer, Bd 1, В., 1956; в рус. пер.- Фрагменты, в кн.: Литературная теория немецкого романтизма, Л., 1934; История древней и новой литературы, 2 изд., ч. 1-2, СПБ, 1834.

    Лит.: История немецкой литературы, т. 3, М., 1966, с. 97-117; Берковский Н. Я., Романтизм в Германии, Л., 1973; Г а им Р., Романтическая школа, пер. с нем., М., 1891; Korff H. A., Geist der Goethe-Zeit, Bd 1-2, Lpz., 1966.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия