Большая Советская энциклопедия

    (Larroyo)

    Франсиско (р. 1908, Сакатекас), мексиканский философ. Декан философского факультета Мексиканского университета, один из основателей мексиканского неокантианства (См. Неокантианство), автор ряда работ по педагогике. Философские идеи Л. близки к идеям баденской школы неокантианства. Философию Л. понимает как ретроспективный анализ категорий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социологические взгляды Л. развиваются в духе идей испанского философа Х. Ортеги-и-Гасета (См. Ортега-и-Гасет): источник кризиса «современной эпохи» Л. видит в бурном развитии техники, в нарушении равновесия между взлётом научно-технической мысли и отставанием морально-политического сознания. Грядущую форму исторического существования Запада Л. видит в американском образе жизни, апологетом которого выступает.

    Соч.: La logica de la ciencia, 11 ed., Ме́х., 1960 (совм. с М. A. Cevallos); Hi romanticismo filosofico, [Ме́х.], 1941; Historia de la filosofia en Norte-Amе́rica, Ме́х, 1946; El existencialismo, sus fuentes у direcciones, Ме́х., 1951; Lecciones de lо́gica у etica, Ме́х., 1957; La filosofia Americana. Su razо́n у su sinrazо́n de ser, Ме́х., 1958; Les principios de la е́tica social, 9 ed., Ме́х., 1959.

    P. Бургете.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ЛАРРО́ЙО

    (Larroyo), Франсиско (р. 1908) – мекс. философ; декан филос. фак-та Мекс. ун-та, один из основателей неокантианского движения в Мексике, автор ряда работ по педагогике. Филос. идеи Л. близки к идеям марбургской школы, к-рые он популяризировал в написанной совместно с М. А. Себальос (M. A. Ceballos) книге "Логика наук" ("La lógica de la ciencia", 1939).

    В книге "Амер. философия" ("La filosofía Americana. Su razón y su sinrazón de ser", 1958) Л. подверг критич. анализу точки зрения других лат.-амер. философов по вопросу об особенностях развития и характере философии в странах Лат. Америки, противопоставив им концепцию, основанную на неокантианском понимании аксиологич. категорий. Решительно отвергая философию, направленную на познание объективной реальности, как бесплодную "метафизику", Л. считает основной задачей философии анализ культурных "ценностей". Согласно Л., философия – это ретроспективный анализ категорий трансцендентального сознания человека, проявляющихся в его деятельности в сферах науки, искусства, религии, политики и др. Социологич. взгляды Л. развиваются в духе Ортега-и-Гасета. В докладе "Проблема и проблемы нашей эпохи" ("Probleme у problemes de la critica de la época. Memories del XIII Congreso Internacional de Filosofia, 1963, v. 1, p. 167–92) на Международном философском конгрессе в Мехико (председателем к-рого он являлся) Л. характеризует современность как часть новой "технической эры", в к-рую техника обнаруживает "демонические качества". В бурном развитии техники, в нарушении равновесия между взлетом научно-технической мысли и отставанием морально-политического сознания Л. видит источник кризиса нашей эпохи. Способ производства, определяющий форму использования научно-технических достижений, для Л. несуществен. Специфика технич. эры с ее универсальностью и единообразием, с ее господством идеологий – это появление "массового человека". Грядущую форму историч. существования Запада Л. находит в амер. образе жизни.

    Соч.: La filosofia de los valores, México, 1936; El romanticismo filosofico, [Méx. ], 1941; Historie de la filosofia en Norteamérica, Méx., 1946; El existencialismo, sus fuentes y direcciones, Méx., 1951; Lecciones de lógica y etica, Méx., 1957; Los principios de la ética social, 9 ed., Méx., 1959.

    Р. Бургете. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия