Словарь Брокгауза и Ефрона

    искуснейший из всех русских граверов, род в 1780 г. в Твери, в доме Н. А. Муравьева. В 1785 г. Н. А. Муравьев определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской академии художеств. Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний У., как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига, а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. У. быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н. А. Муравьева и большой эстамп "Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне" с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париже он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россиею, живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры "Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: "Musée Français", и превосходный портрет князя А. Б. Куракина. Первое из этих произведений было выставлено в Парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила У. за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотою медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, Петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил У. по его возвращении в 1814 г. в СПб. звание академика. По смерти Клаубера в 1817 г. У. занял его место как в Академии, так и в Имп. Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем за тем году за портрет Суворова Академия произвела его в советники, из которых за уничтожением этого звания в 1831 г. он был переименован в профессора. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 руб. в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, "Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду", с оригинала В. Боровиковского, а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А. Н. Оленина и гр. С. С. Уварова. Это была самая блестящая пора деятельности У., упрочившая его знаменитость: академии Стокгольмская (в 1820 г.), Антверпенская (в 1827 г.) и Дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Имп. академия в 1840 г. почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец У. стал слабеть. В 1845 г. уже 65-тилетний художник принялся за гравирование картины В. Шебека "Обедня св. Василия Великого" и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф. И. Иордану. В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности У., при чем Академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого У. уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино "Св. Семейство", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшею в 1863 г. — Всех произведений У. насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. У. неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов — гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, причем в лучшую свою пору достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, — таковы достоинства важнейших из произведений У. В лице его русское искусство имело не только высокодаровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом — А. Олещинского, Д. Андрузского, Ф. Иордана, К. Афанасьева, А. Пищалкина и др. — Ср. Д. А. Ровинский, "Николай Иванович У., его жизнь и произведения" (СПб., 1884).

    А. С—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Уткин Николай Иванович [8(19).5.1780, Тверь, ныне Калинин, √ 5(17).3.1863, Петербург], русский гравёр. Учился в петербургской АХ (1785√1800) у А. Я. Радига и И. С. Клаубера [пенсионер в Париже (1803√14), где работал в мастерской Ш. К. Бервика, и в Лондоне (1814)]; преподавал в АХ с 1815 (с 1817 заведовал гравировальным классом; профессор с 1831). Ученики √ Ф. И. Иордан и др. Член ряда европ. АХ. Крупнейший мастер рус. портретной резцовой гравюры 1-й половины 19 в. Гравюрам У. свойственны творческая интерпретация оригинала, усиливающая содержательность характеристики портретируемого, богатство и разнообразие штриха [портреты И. А. Крылова и Е. С. Семеновой (оба 1816, с рисунков О. А. Кипренского), А. В. Суворова (1818), Н. М. Карамзина (1818, с оригинала А. Г. Варнека), А. С. Пушкина (1827 и 1838, с оригинала О. А. Кипренского)]. Выполнял также эстампы с картин, виньетки, создал 20 гравюр с медальонов Ф. П. Толстого, посвященных Отечественной войне 1812.

    Лит.: Амшинская А. М., Н. И. Уткин, в кн.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Первая половина девятнадцатого века, М., 1954.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    УТКИН Николай Иванович (1780-1863) - российский гравер. Замечательные по мастерству резцовые гравюры на меди: портреты ("Пушкин", 1827), иллюстрации, виньетки, воспроизведения картин.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    У́ткин Николай Иванович

    (1780—1863), гравёр. Крупнейший представитель русской портретной гравюры первой половины XIX в. Замечательные по мастерству резцовые гравюры на меди: портреты («Пушкин», 1827), иллюстрации, виньетки, воспроизведения картин.

    * * *

    УТКИН Николай Иванович

    У́ТКИН Николай Иванович (1780—1863), русский гравер. Замечательные по мастерству резцовые гравюры на меди: портреты («Пушкин», 1827), иллюстрации, виньетки, воспроизведения картин.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

    УТКИН Николай Иванович
    УТКИН Николай Иванович (1780-1863) - российский гравер. Замечательные по мастерству резцовые гравюры на меди: портреты ("Пушкин", 1827), иллюстрации, виньетки, воспроизведения картин.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: