Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Степан Васильевич) — профессор истории (1829-1865). Учился сначала в костромской, потом в нижегородской гимназии, где на акте читал статью: "Пребывание Петра Великого в Нижнем", тогда же напечатанную в "Нижегородских Губернских Ведомостях". Из учителей имел на него влияние учитель истории П. И. Мельников (Анд. Печерский). В 1846 г. Е. поступил в казанский университет на 1-е отделение философского факультета (ныне историко-филологический), где слушал И. А. Иванова, тогда одного из лучших профессоров. В 1847 г. Е. перешел в московский университет, где слушал Кудрявцева, Грановского, Соловьева, Буслаева, Шевырева, Леонтьева, Каткова (тогда профессор философии). Работать он начал под руководством Кудрявцева и ревностно занялся началом средневековья, изучая Григория Турского. Написанная им кандидатская диссертация, посвященная этому писателю, обратила на себя внимание Грановского. Окончив курс в 1850 г., начал службу в московском Николаевском институте. В 1851 г. напечатал в "Московских Ведомостях" рецензию на "Судьбы Италии" Кудрявцева, а в 1852 г. в "Отечественных Записках" — "Обозрение истории литературы за 1851 г." и рецензию на публичные лекции Грановского. В последние годы своего студенчества он ревностно изучал историческую литературу. В 1853-54 гг. читал русскую историю и статистику России в одесском Ришельевском лицее. В 1855 г. Е. защитил свою магистерскую диссертацию "Аполлинарий Сидоний". Книга эта, до сих пор не потерявшая своей цены, представляет блистательную картину политического, умственного и нравственного состояния Галлии в V в. В характеристике Сидония слышится ученик Кудрявцева, тонкого психолога. Главное достоинство книги (по замечанию Кудрявцева на диспуте) состоит в том, что автору удалось показать, как из развалин старого возникает новое общество.

    В 1855 г. Е. был избран казанским университетом на кафедру русской истории, вместо Иванова. В Казани он сначала читал курс об Елизавете Петровне (напечатанный в "Отечественных Записках", а потом в "Сочинениях"), очень замечательный для того времени, когда архивы еще были закрыты и не только не появились соответствующие тома "Истории России" Соловьева, но не было и монографий Семевского. Важно было то, что Е. ввел в свое изложение данные "Полного Собрания Законов". В следующий год Е. читал курс историографии, который сохранился только в записках слушателей. Успех Е. у слушателей был необыкновенно велик: профессор знакомил живым словом с современным состоянием науки, именно тогда оживившейся. По мысли Е., основан при казан. университете этнографический музей. Вслед за смертью Грановского московский университет выбрал Е. в его преемники; но министерство не отпустило Е. из Казани. В 1857 г. он оставил кафедру и занял в Москве место преподавателя в Александринском сиротском корпусе. Тогда министерство наконец утвердило его профессором московского университета, и в январе 1858 г. он начал преподавание.

    Начать ему пришлось поминками по своему учителю: Кудрявцев скончался. Курс Е. в этом семестре назван в сочинениях: "Центр Римского мира и его провинции". Как бы предвосхищая V т. истории Момзена, Е. живо обрисовал характер каждой провинции, ее прошлое, влияние на нее Рима и обратное влияние ее на Рим. Курс следующего года назван в издании сочинений: "Очерк язычества и христианства". Здесь профессор вводит слушателей во внутреннюю историю тогдашнего Рима, знакомит с борьбой язычества с христианством и с победой последнего. Кроме средней истории, излагавшейся им монографически (он считал возможным создать общий курс истории не ранее 15 лет монографических курсов), Е. читал еще курс древней истории, излагавшейся не по источникам. Этого курса он не писал, и потому его нет в "Сочинениях". Судя по воспоминаниям слушателей, курс знакомил начинающих с исторической критикой. С 1859 по 1861 год Ешевский посетил Германию, Италию, Швейцарию, Францию, слушая лекции в университетах: его живая характеристика профессоров сохранилась в дневнике путешествия и приводится в биографии, приложенной к изданию его сочинений. Сверх того, он посещал учебные заведения, о чем поместил статью в "Отечественных Записках"; осматривал музеи, а в Париже готовил материалы для докторской диссертации о Брунегильде, которая осталась ненаписанной. Неполных четыре года продолжалась жизнь Е. по возвращении из-за границы; летом 1862 года его постиг первый удар паралича, в 1864 г. его опять послали за границу, но он поторопился возвращением, вызванный университетским вопросом, а 25-го мая 1865 г. он скончался.

    В эти тяжелые годы он прочел один полный курс, названный в издании: "Эпоха переселения народов, Меровинги и Каролинги", куда вошли материалы, собранные им для диссертации о Брунегильде; другой курс, о феодализме, остался неоконченным. Вступительные лекции его в новый курс напечатаны под названием: "О значении рас в истории"; он внес сюда результаты тогдашних антропологических исследований. В последние года он много интересовался доисторической археологией. Возникавшее тогда Московское археологическое общество возбуждало в нем большое сочувствие; он дал ему статью: "О свайных постройках". Получив случайно богатое собрание масонских рукописей, он написал статью о масонах в "Русском Вестнике".

    Как профессор и ученый, Е. отличался замечательной объективностью, живостью понимания и изложения. В нем не было ничего ходульного, придуманного; он был искренен и правдив и на кафедре, и в жизни. Нервный и впечатлительный, он вносил страстность во все свои отношения: университетские столкновения доводили его нередко до болезненных припадков. Раз его вынесли из бурного заседания совета. Даже во время самой тяжкой болезни он был не чужд проявления юмора, составлявшего вообще его отличительную черту. К партиям, делившим нашу литературу и жизнь, он оставался непричастным, строго держась того, что он считал правдой, и преданный интересам науки и русского просвещения. Сочинения его изданы Солдатенковым в 1870 г., с прибавлением его биографии, перепечатанной в книге "Биографии и характеристики" (СПб., 1882). Воспоминания о нем см. в "Сочинениях" Котляревского (II) и "Нижегородских Ведомостях" (1865, статья Гациского).

    К. Б.-Р.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Степан Васильевич [2(14).2.1829, Кологрив, ныне Костромской области, — 27.5(8.6).1865, Москва], русский историк, специалист по истории позднеримской империи и раннего средневековья. Ученик Т. Н. Грановского (См. Грановский) и П. Н. Кудрявцева. Профессор Казанского (1855—57) и Московского (1858—65) университетов. Основной труд — «К. С. Аполлинарий Сидоний. Эпизоды из литературной и политической истории Галлии V в.» (1855), в котором Е. для своего времени глубоко осветил социальные предпосылки падения Римской империи. Эта работа явилась началом исследований по истории римской провинций, продолженных им в работах: «Центр римского мира и его провинции» (1866) и «Очерки язычества и христианства» (1867). Е. занимался также русской историей (работа «Очерк царствования Елизаветы Петровны», 1857), археологией и этнографией. В статье «О значении рас в истории» (написанной в 1864) Е. под впечатлением Гражданской войны в США 1861—65 выступил против реакционных теорий высших и низших рас и расовой дискриминации. По инициативе Е. были созданы музеи этнографии в Казани (1856) и Москве (1865).

    Соч.: Сочинения, ч. 1—3, М., 1870; Сочинения по русской истории, М., 1900.

    Лит.: Бестужев-Рюмин К. Н., С. В. Ешевский, в его кн.: Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Архангельский С. И., Исторические взгляды С. В. Ешевского, в сборнике: Средние века, в.6, М., 1955.

    Г. М. Шепунова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    Степан Васильевич (1829 - 25.V.1865) - рус. историк либерального направления, специалист по истории позднерим. империи и раннего средневековья. Ученик Т. Н. Грановского и П. Н. Кудрявцева. Проф. Казанского (с 1855) и Московского (с 1858) ун-тов. Осн. труд Е. - "Апполинарий Сидоний. Эпизоды из лит. и политич. истории Галлии 5 века" (магистерская дисс., опубл. в 1855), в к-ром глубоко для своего времени освещал социальные предпосылки падения Рим. империи: разлагающее влияние рабства, нарастание нар. движений, зарождение в позднерим. империи новых феод. порядков. В этой работе Е. выступил как зачинатель исследований по истории рим. провинций, что было продолжено им в спец. курсе "Центр рим. мира и его провинции", к-рый он читал в Моск. ун-те в 1858. Сохранились два др. спец. курса Е.: "Очерки язычества и христианства" (прочитан в 1859) и их продолжение "Эпоха переселения народов и Каролинги". Интересна статья Е. "О значении рас в истории", направленная против реакц. теории высших и низших рас и порабощения одних народов другими.

    Соч.: Сочинения, ч. 1-3, М., 1870.

    Лит.: Бестужев-Рюмин К., С. В. Ешевский, в его кн.: Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Архангельский С. И., Ист. взгляды Степана Васильевича Ешевского, в сб.: "Ср. века", в. 6, М., 1955.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия