Большая Советская энциклопедия

    (Cocteau)

    Жан (5.7.1889, Мезон-Лаффит, департамент Сена и Уаза, — 11.10.1963, Мийи-ла-Форе, департамент Сена и Уаза), французский писатель, киносценарист. Член Французской академии (1955). Дебютировал как поэт-символист. Поэтическое творчество К. периода 1-й мировой войны 1914—18 и послевоенных лет обнаруживает тенденции, свойственные кубо-футуризму и Дадаизму,— сборник «Стихи» (1920); в дальнейшем поэзия К. развивается от «неоклассики» поэмы «Церковное пение» (1923) к Сюрреализму сборник «Опера» (1927). Среди романов К. наиболее известны «Самозванец Тома» (1923, русский перевод 1925) и «Трудные дети» (1929). К.-драматург пытался осовременить античную и шекспировскую трагедии. Автор психологической монодрамы (вид драмы, исполняемой одним актёром) «Человеческий голос» (1930, русский перевод 1971) и пьесы «Трудные родители» (1938). С 30-х гг. К. работал как киносценарист и кинорежиссёр (фильмы «Орфей», 1950, «Кровь поэта», «Завещание Орфея», 1960).

    Соч.: CEuvres complétes, v. I—II, Lausanne, 1947—51; Choix de poémes et bibliographic établis par Н. Parisot et P. Seghers. Nouv. éd. refondue et completée, [P., 1964; Cahiers [1—2, P., 1969—71]; в рус. пер.— Проза и стихи, «Современный Запад», 1923, кн. 4 [см. ст. А. Эфроса — Три силуэта (Аполлинер, Сандрар, Кокто)]; Трудные родители, в сборнике: Пьесы современной Франции, М., 1960.

    Лит.: История французской литературы, т. 4, М., 1963; Kihm J.-J., Cocteau, P., 1960; Brosse J., Cocteau, [P., 1970] (имеется библ.): Steegmuller F., Cocteau, [L., 1970] (имеется библ.); Chanel P., Album Cocteau, [P., 1970].

    М. В. Толмачев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Кокто

    КОКТО Жан (Jean Cocteau, 1892—) — современный французский писатель. В начале своей деятельности испытывает сильное влияние символистов и на всем протяжении своего творческого пути является в значительной мере продолжателем Маллармэ и Рембо.

    Мировая война застает К. кубистом, примыкающим к группе, объединившей поэтов — Аполлинера, Сандрара, Аррагона — и художников — Пикабиа, Пикассо и др. Считая, что французский театр отжил свой век, «сделался альбомом старых фотографий», К. пытается произвести переворот на французской сцене в духе кубизма: «Парад» (Parade, 1915), «Бык на крыше» (Le bOuf sur le toit) и «Свадьба на Эйфелевой башне» (Les maries de la Tour Eiffel, 1923). Однако все это «бунтарство» К. (давшее французским критикам повод рассматривать его как «коммуниста») осталось чисто формальным, не пошло дальше «эпатирования» французской буржуазной публики, характерного для такого художника деклассирующейся мелкой буржуазии, как К. Примкнувший было к дадаизму (см.), что сказывается в особенности в «Стихотворениях» (Poesies, 1920), К. после распада группы французских дадаистов приходит к сюрреализму. Его дальнейшее развитие идет под знаком ухода в мистику, в поэзию подсознательного и приводит К. в конечном счете к католицизму, под знаменем к-рого в настоящее время группируются наиболее реакционные писатели Франции.

    Творческий путь Кокто, отмеченный постоянными переходами от одной группировки к другой, от одного «изма» к другому, — не только результат литературного дендизма, желания не отстать от литературной моды: это гораздо более глубокое явление. В сюрреализме, в исканиях некоей «потусторонней реальности» и в реакционной мистике католицизма К. пытается найти способ уничтожения того хаоса, к-рый проникает собой все его творчество. Последний роман К. — «Сорванцы» (Les enfants terribles, 1929), где средством снятия противоречий, лежащих в основе романа, оказывается лишь самоубийство его героини Элизабет, — подтвердил, что творческий путь К. приводит его в тупик, откуда нет выхода.Библиография:

    I. Самозванец Тома, перев. В. Мониной, с предисл. А. В. Луначарского, изд. «Никитинские субботники», М., 1925; Le Cap de Bonne-Esperance, 1919; Thomas l’imposteur, 1923; Le Grand ecart, Roman, 1923; Plain-chant, 1923; Opera, 1927; Le Rappel a l’ordre, 1927.

    II. Эфрос, Три силуэта, «Современный Запад», 1923, № 4; Эйхенгольц М., Современная французская поэзия, «Печать и революция», 1924, № 4; Dominique P., Quatre hommes entre vingt, 1924; Dubech L., Les chefs de file de la jeune generation, 1925.

  3. Источник: Литературная энциклопедия