Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Паоло Giacometti, 1816—1882) — итальянский драматург. Еще в бытность студентом в Генуе имел большой успех своей драмой "Rosilda". С 1836 по 1840 г. он написал трагедии: "Luisa Strozzi", "Paolo de'Fornari", "Godeberto re dei Longobardi", "La famiglia Lercari" и драмы "Il Domenichino" и "Pellegro Piola". Состоя на жалованье у разных странствующих трупп, которым был обязан поставлять определенное число пьес, Д. писал при самых неблагоприятных условиях; тем не менее многие его пьесы (а всего он написал их более 80) имели часто колоссальный успех. Поставленная им в 1841 г. комедия "Il poeta e la ballerina" (нов. изд., 1880) в короткое время обошла все сцены Италии; за ней следовали историческая драма "Cristoforo Colombo", комедии "Quatro donne in una casa" и "Un poema ed una cambiale", трагедия "Isabella del Fiesco". Немало пьес Д. написал и для Ристори. Лишь с 1861 г. Д. зажил, наконец, оседлой жизнью близ Мантуи. Большинство его драм проникнуто политической или нравственной тенденцией. Кроме вышеназванных, следует еще указать его: "Torquato Tasso", "Giuditta", "Bianca Visconti", "Sofocle" — наиболее удавшееся его сочинение, "Maria Antonietta", "La morte civile" (1880) и др. — все трагедии, составлявшие любимый репертуар Ристори, Сальвини и Росси. Из комедий его выдаются: "La donna", "Il fisionomista", "La donna in seconde nozze" и др. Д. известен и как лирический поэт. Избранные его драматические произведения изданы под заглавием: "Teatro scelto" (1859-66).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Giacometti)

    Альберто (10.10.1901, Стампа, — 11.1.1966, Кур), швейцарский скульптор и живописец, представитель модернизма в искусстве. Учился в Школе искусств и ремёсел в Женеве (1919—20), в студии Гранд Шомьер в Париже (1922—25) у Э. А. Бурделя (См. Бурдель). Испытал влияние Кубизма, в 1929—35 примыкал к сюрреалистам. Д. известен главным образом произведениями 1940—60-х гг. [узкие, безмерно вытянутые по вертикали, почти иррациональные фигуры («Площадь», 1948—49, бронза, Публичное художественное собрание, Базель) и бюсты с беспокойной бугристой фактурой; живописные и графические портреты, пейзажи, натюрморты]; в трагической отрешённости его образов своеобразно преломилось духовное одиночество человека в буржуазном мире.

    Лит.: Bucarelli P., Giacometti, Roma, 1962.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.