Словарь Брокгауза и Ефрона

    композитор, примыкающий к новой русской музыкальной школе, ученик М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова, род. в 1865 г. Написал несколько увертюр, симфоний, симфонических поэм, сюит, смычковых квартетов, песен. Подробный перечень сочинений Г. см. в "Каталоге музыкальным сочинениям", изд. М. П. Беляевым в Лейпциге. Г. выступал в качестве капельмейстера в русских симфонических концертах в Петербурге.

    М. П.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Глазунов Александр Константинович [29.7(10.8).1865, Петербург, — 21.3.1936, Париж), русский композитор, дирижёр, музыкально-общественный деятель, народный артист Республики (1922). Учился композиции у Н. А. Римского-Корсакова. В 16-летнем возрасте написал 1-ю симфонию. Творческий облик Г. сложился в общении с М. А. Балакиревым, А. П. Бородиным, П. И. Чайковским, С. И. Танеевым. Г. был одним из участников Беляевского кружка. С 1888 выступал как дирижёр, пропагандируя главным образом произведения русских композиторов, в 1889 в Париже состоялось первое выступление Г. в качестве дирижёра за рубежом. С 1899 профессор Петербургской консерватории: в 1905 поддержал протест студенчества против реакционных действий дирекции консерватории и вышел из состава её профессоров; в конце того же года вернулся в консерваторию и был избран её директором. В 1907 Г. присуждено почётное звание доктора музыки Оксфордского и Кембриджского университетов. После Великой Октябрьской социалистической революции стал ректором Петроградской консерватории, активно участвовал в перестройке музыкального образования. Одновременно вёл большую общественную музыкально-просветительскую работу, выступал как дирижёр в рабочих клубах, частях Красной Армии и т.д. С 1928 жил за границей. В 1929—31 совершал концертную поездку по странам Европы и Америки, вынужден был прекратить её из-за болезни. Умер в Париже.

    Г. — один из крупнейших русских композиторов, продолжавших традиции «Могучей кучки» и Чайковского в конце 19 — начале 20 вв. Основное место в его творчестве занимают жанры симфонической музыки. Г. автор 8 симфоний. В них эпическая монументальность и яркий народно-жанровый колорит соединяются с высоким конструктивным мастерством. Музыка Г. отличается теплотой, искренностью, ясностью и уравновешенностью эмоционального строя. Произведением зрелого мастера является светлая, мужественная и энергичная 5-я симфония (1895). К лучшим симфониям Г. принадлежат также 6-я (1896) и 8-я (1906), в которых звучат драматические настроения и глубокое философское раздумье. Г. написал также ряд программных симфонических произведений, среди них наиболее популярны симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), воплотившая образы стихийного народного бунтарства, и сюита «Из средних веков» (1902). Одно из лучших произведений Г. — концерт для скрипки с оркестром (1904), отличающийся яркой мелодической выразительностью, блеском изложения. Широкой известностью пользуется его балет «Раймонда» (пост. 1898, Мариинский театр, Петербург). В нём Г. вслед за Чайковским шёл по пути симфонизации балетного жанра. Ему принадлежат также балеты «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (пост. 1900, Эрмитажный театр, Петербург) и «Времена года» (пост. 1900, там же). Ценный вклад внёс композитор в русскую камерную музыку как автор 7 квартетов, 2 сонат и др. произведений для фортепиано, романсов. Г. вместе с Римским-Корсаковым завершил оперу Бородина «Князь Игорь», оставшуюся неоконченной после смерти автора, записал по памяти 2 части неоконченной 3-й симфонии Бородина, участвовал в редактировании произведений М. И. Глинки.

    Соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958.

    Лит.: Оссовский А. В., А. К. Глазунов, [СПБ, 1907]; Беляев В., А. К. Глазунов. Материалы к его биографии, т. 1, ч. 1, П., 1922; Держановский В., А. К. Глазунов, М., 1922; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глазунов. Опыт характеристики, Л., 1924; Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 1—2, Л., 1959—60; Ганина М., А. К. Глазунов. Жизнь и творчество, Л., 1961.

    Ю. В. Келдыш.

    .

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГЛАЗУНОВ Александр Константинович (1865-1936) - российский композитор, дирижер, народный артист республики (1922). Один из продолжателей традиций "Могучей кучки" и П. И. Чайковского. Автор монументальных симфонических произведений. Балеты "Раймонда" (1897), "Барышня-служанка" (1898), "Времена года" (1899), 8 симфоний, симфоническая поэма "Стенька Разин" (1885), 5 концертов для инструментов с оркестром. Профессор (с 1899), директор (1905-28) Петербургской (Ленинградской) консерватории. В 1928 как член жюри Международного конкурса имени Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не вернулся на родину (жил преимущественно в Париже).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    (1865-1936), русский композитор. Родился 10 августа 1865 в Санкт-Петербурге. Учился у Н.А.Римского-Корсакова. Как композитор Глазунов сформировался в петербургской школе, но испытал сильное влияние Чайковского, а из западных мастеров - Листа, Вагнера; иногда его называли также последователем Брамса. Музыка Глазунова проникнута национальным духом, характерным для русской музыки конца 19 в. В отличие от большинства композиторов "Могучей кучки", преемственно связанный с ними Глазунов не создал ни одной оперы; однако он много и успешно работал во всех других жанрах, инструментальных и вокальных. Наивысшие достижения композитора относятся к жанрам симфонии (в его наследии 8 симфоний; девятая не закончена) и балета. Умер Глазунов в Париже 21 марта 1936.

    ЛИТЕРАТУРА

    Крюков А.Н. Александр Константинович Глазунов. М., 1984

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Глазуно́в Александр Константинович

    (1865—1936), композитор, дирижёр, народный артист Республики (1922). Один из продолжателей традиций «Могучей кучки» и П. И. Чайковского. Участник Беляевского кружка. Автор монументальных симфонических произведений. Балеты «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898), «Времена года» (1899); 8 симфоний (1881—1906), симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), 7 сюит, 5 увертюр, 5 концертов для инструментов с оркестром (в том числе для скрипки, 1904), 7 струнных квартетов. Профессор (с 1899), директор (1905—28) Петербургской консерватории. В 1928 как член жюри Международного конкурса имени Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не вернулся на родину (жил преимущественно в Париже). В 1972 прах Глазунова перенесён в некрополь Александро-Невской лавры (Санкт-Петербург).

    * * *

    ГЛАЗУНОВ Александр Константинович

    ГЛАЗУНО́В Александр Константинович (1865—1936), российский композитор, дирижер, народный артист республики (1922). Один из продолжателей традиций «Могучей кучки»(см. МОГУЧАЯ КУЧКА) и П. И. Чайковского. Автор монументальных симфонических произведений. Балеты «Раймонда» (1897), «Барышня-служанка» (1898), «Времена года» (1899), 8 симфоний, симфоническая поэма «Стенька Разин» (1885), 5 концертов для инструментов с оркестром. Профессор (с 1899), директор (1905—1928) Петербургской (Ленинградской) консерватории. В 1928 как член жюри Международного конкурса имени Ф. Шуберта выехал в Вену. Из-за болезни не вернулся на родину (жил преимущественно в Париже).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Музыкальный словарь

    ( 10 VIII 1865, Петербург - 21 III 1936, Париж)

    Глазунов создал мир счастья, веселья, покоя, полета, упоения, задумчивости и многого, многого другого, всегда счастливого, всегда ясного и глубокого, всегда необыкновенно благородного, крылатого...

    А. Луначарский

    Соратник композиторов "Могучей кучки", друг А. Бородина, дописавший по памяти его незавершенные сочинения, - и педагог, который в годы послереволюционной разрухи поддержал юного Д. Шостаковича... В судьбе А. Глазунова зримо воплотилась преемственность русской и советской музыки. Прочное душевное здоровье, сдержанная внутренняя сила и неизменное благородство - эти черты личности композитора привлекали к нему музыкантов-единомышленников, слушателей, многочисленных учеников. Сложившись еще в юношеские годы, они определили основной строй его творчества. Музыкальное развитие Глазунова было стремительным. Родившись в семье известного книгоиздателя, будущий композитор с детства воспитывался в атмосфере увлеченного музицирования, поражая родных необыкновенными способностями - тончайшим музыкальным слухом и умением мгновенно запоминать в деталях однажды слышанную музыку. Позднее Глазунов вспоминал: "В доме у нас много играли, и я твердо запомнил все исполнявшиеся пьесы. Нередко ночью, проснувшись, я восстанавливал мысленно до малейших подробностей то, что слышал раньше"...

    Первыми учителями мальчика были пианисты Н. Холодкова и Е. Еленковский. Решающую роль в формировании музыканта сыграли занятия с крупнейшими композиторами петербургской школы - M. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым. Общение с ними помогло Глазунову удивительно быстро достичь творческой зрелости и вскоре переросло в дружбу единомышленников.

    Путь молодого композитора к слушателю начался с триумфа. Первая симфония шестнадцатилетнего автора (премьера в 1881 г.) вызвала восторженные отклики публики и прессы, высокую оценку коллег. В этом же году произошла встреча, во многом повлиявшая на судьбу Глазунова. На репетиции Первой симфонии юный музыкант познакомился с искренним ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом М. Беляевым, много сделавшим для поддержки русских композиторов. Начиная с этого момента пути Глазунова и Беляева перекрещивались постоянно. Вскоре молодой музыкант стал завсегдатаем беляевских пятниц. Эти еженедельные музыкальные вечера привлекали в 80-90-х гг. лучшие силы русской музыки. Вместе с Беляевым Глазунов совершил длительную заграничную поездку, познакомился с культурными центрами Германии, Швейцарии, Франции, записывал народные напевы в Испании и Марокко (1884). Во время этого путешествия произошло памятное событие: Глазунов посетил в Веймаре Ф. Листа. Там же, на фестивале, посвященном творчеству Листа, с успехом прозвучала Первая симфония русского автора.

    Долгие годы Глазунов был связан с любимыми детищами Беляева - музыкальным издательством и Русскими симфоническими концертами. После смерти основателя фирмы (1904) Глазунов вместе с Римским-Корсаковым и А. Лядовым вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева. На музыкально-общественном поприще Глазунов обладал большим авторитетом. Уважение коллег к его мастерству и опыту опиралось на прочный фундамент: принципиальность, основательность и кристальную честность музыканта. С особой требовательностью композитор оценивал свое творчество, нередко переживая мучительные сомнения. Эти качества давали силы для подвижнической работы над сочинениями ушедшего из жизни друга: музыка Бородина, уже звучавшая в исполнении автора, но не записанная из-за его внезапной смерти, была спасена благодаря феноменальной памяти Глазунова. Так была завершена (совместно с Римским-Корсаковым) опера "Князь Игорь", восстановлена по памяти и оркестрована 2 часть Третьей симфонии.

    В 1899 г. Глазунов становится профессором, а в декабре 1905 г. - руководителем старейшей в России Петербургской консерватории. Избранию Глазунова директором предшествовала полоса испытаний. Многочисленные студенческие сходки выдвигали требование автономии консерватории от императорского Русского музыкального общества. В этой ситуации, расколовшей педагогов на два лагеря, Глазунов четко определил свою позицию, поддержав студентов. В марте 1905 г., когда Римский-Корсаков был обвинен в подстрекательстве студентов к возмущениям и уволен, Глазунов вместе с Лядовым вышли из состава профессоров. Через несколько дней Глазунов дирижировал оперой Римского-Корсакова "Кащей Бессмертный", поставленной силами консерваторских студентов. Спектакль, насыщенный злободневными политическими ассоциациями, закончился стихийным митингом. Глазунов вспоминал: "Я тогда рисковал быть выселенным из Петербурга, но тем не менее я согласился на это". Как отклик на революционные события 1905 г. появилась обработка песни "Эй, ухнем"! для хора и оркестра. Лишь после предоставления консерватории автономии Глазунов вернулся к преподаванию. Вновь став директором, он с присущей ему обстоятельностью вникал во все детали учебного процесса. И хотя в письмах композитор жаловался: "Я так перегружен консерваторской работой, что я не успеваю о чем-либо думать, как только о заботах настоящего дня", - общение с учениками стало для него насущной необходимостью. Молодежь также тянулась к Глазунову, чувствуя в нем истинного мастера и учителя.

    Постепенно просветительские, учебные задачи стали для Глазунова основными, потеснив композиторские замыслы. Особенно широко развернулась его педагогическая и общественно-музыкальная работа в годы революции и гражданской войны. Мастера интересовало все: и конкурсы самодеятельных артистов, и дирижерские выступления, и общение со студенчеством, и обеспечение нормального быта профессоров и учащихся в условиях разрухи. Деятельность Глазунова получила всеобщее признание: в 1921 г. он был удостоен звания народного артиста.

    Связь с консерваторией не прерывалась до конца жизни мастера. Последние годы (1928-36) стареющий композитор провел за границей. Болезни преследовали его, гастрольные поездки утомляли. Но Глазунов неизменно возвращался мыслями к Родине, к соратникам, к консерваторским делам. Он писал коллегам и друзьям: "Мне вас всех недостает". Умер Глазунов в Париже. В 1972 г. его прах перевезен в Ленинград и захоронен в Александро-Невской лавре.

    Путь Глазунова в музыке охватывает около полувека. В нем были подъемы и спады. Вдали от Родины Глазунов почти ничего не сочинял, за исключением двух инструментальных концертов (для саксофона и виолончели) и двух квартетов. Основной взлет его творчества приходится на 80-90-е гг. XIX в. и начало 1900-х гг. Несмотря на периоды творческих кризисов, на растущее число музыкально-общественных и педагогических дел, в эти годы Глазунов создал множество масштабных симфонических сочинений (поэмы, увертюры, фантазии), среди которых "Стенька Разин, Лес, Море, Кремль", симфоническую сюиту "Из средних веков". Тогда же появляется большинство струнных квартетов (5 из семи) и других ансамблевых произведений. Есть в творческом наследии Глазунова и инструментальные концерты (помимо упомянутых - 2 фортепианных и особенно популярный скрипичный), романсы, хоры, кантаты. Однако главные достижения композитора связаны с симфонической музыкой.

    Никто из отечественных композиторов конца XIX - начала XX в. не уделял жанру симфонии такого внимания, как Глазунов: его 8 симфоний образуют грандиозный цикл, возвышаясь среди произведений других жанров как массивный горный кряж на фоне холмов. Развивая классическую трактовку симфонии как многочастного цикла, дающего обобщенную картину мира средствами инструментальной музыки, Глазунов смог реализовать свой щедрый мелодический дар, безупречную логику в возведении сложных многоплановых музыкальных конструкций. Образная несхожесть симфоний Глазунова между собой лишь оттеняет внутреннее их единство, коренящееся в настойчивом стремлении композитора объединить 2 ветви русского симфонизма, существовавшие параллельно: лирико-драматическую (П. Чайковский) и картинно-эпическую (композиторы "Могучей кучки"). В результате синтеза этих традиций возникает новое явление - лиро-эпический симфонизм Глазунова, привлекающий слушателя светлой задушевностью и богатырской силой. Напевные лирические излияния, драматические нагнетания и сочные жанровые картины в симфониях взаимно уравновешиваются, сохраняя общий оптимистический колорит музыки. "Разлада в музыке Глазунова нет. Она - уравновешенное воплощение жизненных настроений и ощущений, отраженных в звуке"... (Б. Асафьев). В симфониях Глазунова поражает стройность и ясность архитектоники, неистощимая изобретательность в работе с тематизмом, щедрое разнообразие оркестровой палитры.

    Развернутыми симфоническими картинами можно назвать и балеты Глазунова, в которых связность фабулы отступает на второй план перед задачами яркой музыкальной характеристики. Самый знаменитый из них - "Раймонда" (1897). Фантазия композитора, издавна увлеченного красочностью рыцарских легенд, породила многоцветие нарядных картин - празднество в средневековом замке, темпераментные испано-арабские и венгерские танцы... Музыкальное воплощение замысла чрезвычайно монументально и красочно. Особенно привлекательны массовые сцены, в которых тонко переданы приметы национального колорита. "Раймонда" обрела долгую жизнь и в театре (начиная с первой постановки знаменитым балетмейстером М. Петипа), и на концертной эстраде (в виде сюиты). Секрет ее популярности - в благородной красоте мелодий, в точном соответствии музыкального ритма и оркестрового звучания пластике танца.

    В следующих балетах Глазунов идет по пути сжатия спектакля. Так появляются "Барышня-служанка, или Испытание Дамиса" (1898) и "Времена года" (1898) - одноактные балеты, созданные также в содружестве с Петипа. Сюжет в них незначителен. Первый - это изящная пастораль в духе Ватто (французского живописца XVIII в.), второй - аллегория о вечности природы, воплощенная в четырех музыкально-хореографических картинах: "Зима, Весна, Лето, Осень". Стремление к краткости и подчеркнутая декоративность одноактных балетов Глазунова, обращение автора к эпохе XVIII в., окрашенное оттенком иронии, - все это заставляет вспомнить увлечения художников "Мира искусства".

    Созвучность времени, ощущение исторической перспективы присуще Глазунову во всех жанрах. Логическая точность и рациональность конструкции, активное использование полифонии - без этих качеств невозможно представить себе облик Глазунова-симфониста. Эти же черты в разных стилистических вариантах стали важнейшими признаками музыки XX в. И хотя Глазунов оставался в русле классических традиций, многие его находки исподволь готовили художественные открытия XX в. В. Стасов назвал Глазунова "русским Самсоном". Действительно, только богатырю под силу утвердить неразрывную связь русской классики и нарождающейся советской музыки, так как это сделал Глазунов.

  11. Источник: Музыкальный словарь



  12. Лермонтовская энциклопедия

    ГЛАЗУН́́ОВ Александр Константинович (1865—1936), рус. композитор, дирижер. В 1913 написал музыку к драме Л. «Маскарад», поставленную Александринским театром в Петербурге (см. Театр и Лермонтов). Музыка к спектаклю, созданная в лучших классич. традициях, передает глубокий внутр. драматизм "Маскарада", воспроизводит романтич. атмосферу пьесы, мир переживаний и чувств ее героев. Для воссоздания духа времени композитор использовал романс "Венецианская ночь" и "Вальс-фантазию" М. И. Глинки. По настоянию режиссера спектакля В.Э. Мейерхольда Г. включил в свою музыку характеристику Неизвестного, выдержанную в мистическо-символич. духе, но сглаженную режиссером в позднейших постановках "Маскарада" (1933 и 1938). Наибольшей популярностью пользовался романс Нины ("Когда печаль слезой невольной") (отд. изд., Лейпциг, 1926). Отрывки из музыки к "Маскараду" неоднократно издавались ("Мазурка", "Andante", "Меланхолия" — см. Стемпневский С., Избр. отрывки из театр. музыки рус. композиторов. Переложение для фп., М., 1963).В своих романсах Г. часто обращался к стихам и поэмам Л.: «Слышу ли голос твой» («Артист», 1891, № 16); «Нет, не тебя так пылко я люблю» (в его сб.: Избр. романсы, М. — Л., 1965); «Лишь только ночь своим покровом» (отрывок из поэмы «Демон», 1881, изд. 1954); «Черкесская песня» (из поэмы «Измаил-Бей», 1880, неизд.).Лит.: Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма, т. 2, Л., 1960, с. 510—11, 513, 515—16; Ганина М., Музыка Глазунова к драме Л. «Маскарад», в сб.: Рус. музыка на рубеже XX в., М. — Л., 1966, с. 199—214; Гловацкий, с. 95—96.

  13. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: