Большая Советская энциклопедия

    Раневская Фаина Григорьевна [р. 15(27).8.1896, Таганрог], советская актриса, народная артистка СССР (1961). Училась в частной театральной школе. Сценическую деятельность начала в 1915. Играла в театрах Крыма, Ростова-на-Дону и др. С начала 30-х гг. в московских театрах Камерном, Центральном театре Красной Армии, Театре Драмы, Театре им. Пушкина, в 194955 и с 1963 в Театре им. Моссовета. В репертуаре актрисы большое место заняли герои произведений А. П. Чехова Змеюкина («Свадьба»), Мерчуткина («Юбилей»), Шарлотта («Вишнёвый сад»), Наташа («Три сестры»). В советских пьесах она играла Трощину («Чудак» Афиногенова), Председателя колхоза («Ярость» Яновского), Спекулянтку («Шторм» Билль-Белоцерковского) и др. Крупнейшие работы Р. Васса Железнова («Васса Железнова» Горького), миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж» Патрика), Люси Купер («Дальше тишина» Дельмар). Значительные работы в кино Роза Скороход («Мечта», 1943), Маргарита Львовна («Весна», 1947), Мачеха («Золушка», 1947), фрау Вурст («У них есть Родина», 1950) и др.

    Созданным Р. образам присуще сочетание высокого драматизма и лирики с комедийностью, реалистической глубины с сатиричностью, гротеском. Актриса в совершенстве владеет искусством трагикомедии.

    Государственная премия СССР (1949, 1951). Награждена 2 орденами, а также медалями.

    Лит.: Дунина С., Фаина Григорьевна Раневская, М., 1953; Зоркий А., Фаина Раневская, в сборнике: Актеры советского кино, М., 1964.

    Г. А. Шахов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна (1896-1984) - российская актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915. В 1949-55 и с 1963 в Московском театре им. Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди ("Лисички" Л. Хелман, 1945), Спекулянтка ("Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер ("Дальше - тишина" В. Дельмар, 1969), Фелицата ("Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: "Подкидыш", 1940; "Мечта", 1943; "Свадьба", 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ране́вская Фаина Григорьевна

    (1896—1984), актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915. В 1949—55 и с 1963 в Московском театре имени Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость её взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмара, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы «Подкидыш», «Александр Пархоменко», «Мечта», «Свадьба» и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

    * * *

    РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна

    РАНЕ́ВСКАЯ Фаина Григорьевна (1896—1984), российская актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915. В 1949—55 и с 1963 в Московском театре им. Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди («Лисички» Л. Хелман, 1945), Спекулянтка («Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер («Дальше — тишина» В. Дельмар, 1969), Фелицата («Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: «Подкидыш», 1940; «Мечта», 1943; «Свадьба», 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна (Настоящая фамилия — Фельдман.) (27 августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва), российская актриса; народная артистка СССР (1961); лауреат Государственных премий СССР (1949, 1951 — за театральную работу; 1951 — за участие в фильме «У них есть Родина»). Включена в десятку выдающихся актрис 20 века (1992, Who is who, Лондон).

    Окончила частную театральную школу в Баку. С 1915 — актриса дачного театра в Малаховке (под Москвой), играла в Керчи, Ростове-на-Дону, в передвижном «Первом советском театре» в Крыму. Работала в Баку, Архангельске, Смоленске и других городах. С 1931 — актриса московского Камерного театра, в 1935—1939 — Центрального театра Красной Армии, в 1943—1949 — Театра драмы (ныне — театр имени Вл.Маяковского), в 1949—1955 — актриса театра имени Моссовета, в 1955—1963 — театра имени А.С.Пушкина. В кино — с 1934 года, первая роль — госпожа Луазо в фильме «Пышка». Принимала участие в озвучании мультфильмов.

    О Фаине Раневской кто-то из крупных режиссеров сказал: «Она может все!» И это правда. Ее герои неповторимы. Сотни актеров играли Гамлета, Дездемону, Катерину, все по-разному, но у Раневской свой собственный мир, и только там живут москвичка Леля («Подкидыш») и немка Вурст («У них есть Родина»), грубая мадам Скороход («Мечта») и интеллигентная Маргарита Львовна («Весна»). Актриса не только «вживалась» в образ, но и потрясающе владела мельчайшими деталями. Каждую героиню Раневская наделяла своеобразной походкой, манерой речи, ритмом движения, у каждой из них даже разные руки — вспомните Маньку-спекулянтку, Розу Скороход и врача в «Александре Матросове». Помимо этого, огромное значение придавалось любой папироске, чепчику, зонтику, пенсне, томику «Идиота» или кружке пива. В целом создавался тот самый неповторимый, идеальный образ, который совершенно невозможно представить в чьем-либо другом исполнении.

    Ничему этому она специально нигде не училась. Да и образование пришло к ней отнюдь не из средней школы, которую она с грехом пополам закончила, и не из высшей школы, в которой никогда не была, а от жажды новых познаний, сопровождающей ее всегда. Свою трудовую скитальческую жизнь Фаина Раневская начинала на провинциальных сценах в массовках. Ее учителем стала Павла Вульф, прима самых крупных антреприз, «провинциальная Комиссаржевская».

    Раневская привыкла к напряженной, непрерывной работе, поэтому в дальнейшем не терпела простоев. Так, не получив новой роли после шумного успеха «Патетической сонаты»,она ушла из Камерного театра, а потом точно также меняла многие другие сцены. Кинематограф Раневская недолюбливала, но восхищалась Михаилом Роммом (см. РОММ Михаил Ильич), у которого дебютировала в «Пышке». У него же она снялась в «Мечте», которую высоко оценил Теодор Драйзер, а Рузвельт сказал: «Раневская — великая актриса». В этой оценке единодушно сошлись все: и режиссеры, и критики, и зрители.

    Актриса в совершенстве владела всеми жанрами — от трагедии до фарса. Однако все ее экранные и сценические работы можно перечесть по пальцам. «Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила одна из величайших актрис столетия.

    1934 Пышка (см. ПЫШКА)

    1937 Дума про казака Голоту (см. ДУМА ПРО КАЗАКА ГОЛОТУ)

    1939 Ошибка инженера Кочина (см. ОШИБКА ИНЖЕНЕРА КОЧИНА)

    1939 Подкидыш (см. ПОДКИДЫШ)

    1939 Человек в футляре (см. ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ)

    1940 Любимая девушка (см. ЛЮБИМАЯ ДЕВУШКА)

    1941 Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (см. КАК ПОССОРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ (1941))

    1941 Мечта (см. МЕЧТА)

    1942 Александр Пархоменко (см. АЛЕКСАНДР ПАРХОМЕНКО)

    1943 Новые похождения Швейка (см. НОВЫЕ ПОХОЖДЕНИЯ ШВЕЙКА)

    1943 Три гвардейца (см. ТРИ ГВАРДЕЙЦА)

    1944 Свадьба (см. СВАДЬБА (1944))

    1945 Небесный тихоход (см. НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД)

    1945 Слон и веревочка (см. СЛОН И ВЕРЕВОЧКА)

    1947 Весна (см. ВЕСНА)

    1947 Золушка (см. ЗОЛУШКА)

    1947 Рядовой Александр Матросов (см. РЯДОВОЙ АЛЕКСАНДР МАТРОСОВ)

    1949 Встреча на Эльбе (см. ВСТРЕЧА НА ЭЛЬБЕ)

    1949 У них есть Родина (см. У НИХ ЕСТЬ РОДИНА)

    1958 Девушка с гитарой (см. ДЕВУШКА С ГИТАРОЙ)

    1960 Осторожно, бабушка! (см. ОСТОРОЖНО, БАБУШКА!)

    1964 Легкая жизнь (см. ЛЕГКАЯ ЖИЗНЬ)

    1965 Сегодня — новый аттракцион (см. СЕГОДНЯ — НОВЫЙ АТТРАКЦИОН)

    1978 Дальше — тишина (см. ДАЛЬШЕ — ТИШИНА)

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна
    РАНЕВСКАЯ Фаина Григорьевна (1896-1984) - российская актриса, народная артистка СССР (1961). На сцене с 1915. В 1949-55 и с 1963 в Московском театре им. Моссовета. Блестящая характерная актриса, склонная к эксцентрике и гротеску; беспощадная трезвость ее взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией, образы обретали драматическую и даже трагедийную глубину: Берди ("Лисички" Л. Хелман, 1945), Спекулянтка ("Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского, 1951), Люси Купер ("Дальше - тишина" В. Дельмар, 1969), Фелицата ("Правда - хорошо, а счастье лучше" А. Н. Островского, 1980) и др. Снималась в кино (фильмы: "Подкидыш", 1940; "Мечта", 1943; "Свадьба", 1944, и др.). Государственная премия СССР (1949, 1951).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: