Словарь Брокгауза и Ефрона

    (санскр. Cârváka) — индийский философ, основатель грубо-материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека Ч. выводил, что душа и тело — тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедовавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой — что телесные органы составляют душу, третий — что душа и жизненные функции одно и то же, четвертый — что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами при помощи огня их собственных глаз).

    С. Б — ч.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (санскр.)

    материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты (См. Локаята),с которой иногда вообще отождествляют Ч. Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед (См. Веды) и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о Брахмане и Атмане, но и концепции дхармы (См. Дхарма) и кармы (См. Карма)как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю. Сосредоточивая своё внимание на разработке этичной концепции, Ч. видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Ч., реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Ч. утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия — получение наслаждения, причём то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Ч. делает её уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем.

    Лит.: Щербатской Ф. И., К истории материализма в Индии, в кн.: Избр. труды русских индологов-философов, М., 1962; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; см. также лит. к ст. Локаята.

    В. П. Лучина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЧАРВАКА - см. Локаята.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  7. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  8. Философская энциклопедия

    ЧАРВАКА

    ЧАРВАКА (санскр. cдrvдka) — материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то основания, ибо в “Артхашастре” с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т. к., по мнению ее представителей, учение о них “для знающего житейский обиход только оболочка” (1.2). Начальные корни чарваки — материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В классический период индийской философии чарвака отождествляется с lokдyata (о причинах этой идентификации см. Локаятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: надежды возлагались на трактат Джаярши “Татгвопаплавасинха” (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке — посвященные ей главы компендиумов, излагавших основоположения всех систем своего времени: джайнская “Шаддаршана-самуччая” (гл. 7), ведантийские “Сарвадаршанасиддхантасанграха” (гл. 1) и “Сарвадаршанасанграха” (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Единственный достоверный источник знания — чувственное восприятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особьм образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток (принципиальный недостаток этой аналогии в том, чтоуказанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования — земные радости, воздаяния за дела — выдумка, религиозные обряды — эксплуатация предрассудков, а священные тексты — средство обогащения жрецов.

    R К. Шохин

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    чарва́ка

    см. Локаята.

    * * *

    ЧАРВАКА

    ЧАРВА́КА, см. Локаята(см. ЛОКАЯТА).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Словарь индуизма

    некий древний философ-материалист, последователь локаяты, вообще — сторонник этой школы; чаще употребляют термин "локаятик".

    А. Парибок

  13. Источник: Словарь индуизма



  14. Большой Энциклопедический словарь

    ЧАРВАКА
    ЧАРВАКА - см. Локаята.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  15. Источник: