Словарь Брокгауза и Ефрона

    I(Михаил Сергеевич) — историк, род. в 1855 г., учился в рузском уездном училище, 7 московской гимназии и московском университете, где окончил курс по историко-филологическому факультету. В 1885-1887 г. К. жил за границей, преимущественно в Италии и Франции, работая над своей магистерской диссертацией. С 1889 г. он начал читать лекции (в первое время — по истории искусства) в московском университете, в качестве приват-доцента. За диссертацию свою: "Ранний итальянский гуманизм и его историография", в виду ее выдающихся достоинств, получил от моск. унив. прямо степень доктора всеобщей истории (см. "Историческое Обозрение", V, где дано описание диспута, и статью Н. Кареева: "Итальянский гуманизм и новый его исследователь", в "Вестн. Европы" 1893 г.). Состоит теперь экстраординарным проф. по кафедре всеобщей истории в московском университете. До закрытия высших женск. курсов В. И. Герье читал их слушательницам историю; в 1889-90 и 1891-92 г. принимал участие в систематических курсах публичных лекций. Главный научный интерес К. направлен на культурную историю, в связи с историей литературы и искусства. Уже на студенческой скамье он занялся легендой о Фаусте и написал работу, за которую получил золотую медаль (одна глава этой работы напечатана в "Вестн. Европы" за 1882 г.). Затем интерес его стал сосредоточиваться на итальянском гуманизме, по истории которого он написал целый ряд журнальных статей и упомянутую диссертацию — капитальный труд, содержащий в себе массу нового материала, между прочим, по рукописным источникам, и освещающий многие стороны важного исторического явления. Публичные курсы Корелина, помещенные в "Русской Мысли" за 1890 и 1892 гг., относятся равным образом к культурной истории: это — "Важнейшие моменты в развитии средневекового папства" и "Культурный кризис в Римской империи". В последнее время К. занялся популяризацией культурной истории в иллюстрированных лекциях, читанных для воспитанников средних учебных заведений ("Египетские боги и их храмы", "Миланский собор и его строители"). Культурному элементу К. отводит много места и в своем университетском преподавании.

    Н. Кареев.

    II (дополнение к статье)историк; умер в 1899 г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Михаил Сергеевич [30.8(11.9).1855, с. Комлево Московской губернии, — 3(15).1.1899, Москва], русский историк-медиевист. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Ученик В. И. Герье. Профессор Московского университета (с 1892). К. занимался изучением эпохи Возрождения в Италии. В 1892 защитил магистерскую диссертацию «Ранний итальянский гуманизм и его историография» (2 изд., т. 1—4, 1914), за которую ему была сразу присуждена степень доктора. В этой работе К. ввёл в научный оборот значительное количество новых источников. К. исследовал характер гуманистического мировоззрения; доказал, что гуманизм не был простым «возрождением» античной культуры. Однако К. не связывал возникновение гуманизма с социально-экономическими сдвигами в обществе, рассматривая его как самодовлеющее идеологическое течение. К. придавал большое значение популяризации научных знаний, участвовал в работе Комитета грамотности, читал научно-популярные лекции, написал несколько книг по истории культуры для учащихся и широких кругов читателей.

    Соч.: Падение античного миросозерцания..., СПБ, 1895; Важнейшие моменты в истории средневекового папства, СПБ, 1901.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Советская историческая энциклопедия

    Михаил Сергеевич (30.VIII(11.IX).1855 - 3(15).1.1899) - рус. историк зап.-европ. средневековья. Ученик В. И. Герье. Проф. Моск. ун-та с 1892. К. занимался изучением эпохи Возрождения в Италии. В 1892 К. защищал магистерскую дисс. "Ранний итал. гуманизм и его историография" (2 изд., т. 1-4, М., 1914), за к-рую ему была сразу присуждена степень доктора. В этой работе К. ввел в науч. оборот огромное количество новых источников. К. доказал, что гуманизм представлял собой целое движение, в к-ром участвовало множество "рядовых гуманистич. армии", а не сводился к деятельности отд. гуманистов. Он исследовал характер гуманистич. мировоззрения, показал его стремление утвердить высокое достоинство человека. К. показал, что гуманизм не был простым "возрождением" антич. культуры: гуманисты использовали классич. древность как оружие в борьбе со ср.-век. идеологией. Однако К. не связывал возникновение гуманизма с социально-экономич. сдвигами в обществе, рассматривая его как самодовлеющее идеологич. течение. К. опубл. ряд работ ("Очерки итал. Возрождения", М., 1896, и др.), поев. отд. деятелям эпохи Возрождения (Петрарке, Л. Балле, П. Браччоллини, первой женщине-гуманисту Изотте Ногароле, Л. Баттиста Альберти), а также ряд науч. и науч.-популярных статей и брошюр по др. вопросам всеобщей истории ("Падение антич. миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи", СПБ, 1895, "Важнейшие моменты в истории ср.-век. папства", СПБ, 1901); он придавал большое значение популяризации науч. знаний среди народа, участвовал в работе К-та грамотности, читал научно-популярные лекции, написал неск. книг по истории культуры для учащихся и широких кругов читателей.

    Лит.: Очерки истории ист. науки в СССР, т. 2, М., 1960, гл. 6.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия