Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Lebrun) — знаменитый французский живописец, сын скульптора, род. в Париже, 24 февраля 1619 г., учился сперва у Перрье, а потом у С.-Вуе и, будучи всего 15-ти лет от роду, обратил на себя внимание художников и любителей искусства несколькими картинами, талантливо исполненными для кардинала Ришелье. С 1642 г. Л. около 4 лет провел в Риме, занимаясь изучением антиков и совершенствуясь в живописи под руководством Н. Пуссена. По возвращении в Париж Л. исполнил несколько важных заказов, которые сразу выдвинули его вперед из среды французских художников. Главноуправляющий финансами Фуке пригласил его украсить живописью свой великолепный замок Во, назначил ему ежегодное содержание в 12000 ливров, когда кардинал Мазарини представил его королю. С этого времени Л. еще быстрее пошел в гору. Он участвовал в учреждении, в 1640 г., королевской академии живописи и скульптуры, в 1651-52 гг. был в ней профессором, в 1663 г. сделался ее пожизненным канцлером, в 1668 г. ректором и, в 1683 г., директором. Кольбер, в 1660 г., вверил ему управление гобеленовской мануфактурой, не ограничивавшейся в ту пору ковровым производством, но изготовлявшей также артистическую мебель, роскошные серебряные вещи, мозаику и деревянную инкрустацию. Труды его по этой части доставили ему благоволение Людовика XIV, который остался в особенности доволен пятью колоссальными его картинами на сюжеты из истории Александра Македонского ("Переход через Граник", "Семейство Дария в палатке Александра", "Александр и Пор", "Битва при Арбеллах" и "Торжественный въезд Александра в Вавилон"), написанными для тканья по ним ковров. Король назначил Л. жалованье 12000 ливров в год и возвел его в дворянское достоинство, вскоре после чего возложил на него главное заведывание своей коллекцией картин и рисунков, уполномочил его пополнять ее новыми произведениями и вообще осыпал его милостями. Л. получил неограниченную власть во всем, что касается до искусства, стал законодателем вкуса, раздавателем заказов, безапелляционным судьей чужих работ. Живописцы, скульпторы, декораторы, даже самые даровитые, должны были, заглушив в себе стремление к оригинальности, воспроизводить его эскизы и проекты и беспрекословно подчиняться его требованиям. В сношениях с ними он выказывал высокомерие и нередко крайний деспотизм. Но по смерти Кольбера (1683) новый главноуправляющий королевскими постройками, маркиз де-Лувуа, начал покровительствовать П. Миньяру (сопернику Л.), делая Л. затруднения на каждом шагу, нанося удары его самолюбию. Л. перестал бывать при дворе, впал в изнурительную болезнь и умер 12 февр. 1690 г. Главная черта таланта Л. — богатство фантазии, находчивость в композиции, особенно замечательная в тех случаях, когда он брался за аллегорические и мифологические сюжеты. Но колорит у него тяжел, тускл, монотонен, впадает в кирпичный тон, а рисунок, хотя вообще исправный, грешит вялостью, излишней округлостью и безжизненностью. Легкость и быстрота, с какой сочинял Л. свои картины, мешали ему глубоко вдумываться в их содержание и идти дальше внешней его передачи, а атмосфера напыщенного двора, в котором он вращался, делала его склонным к пустой парадности, к однообразному, утрированному пафосу. Тем не менее, в истории французского искусства ему принадлежит одно из самых видных мест, как характерному и всесильному в свое время выразителю эпохи короля-солнца. В луврской галерее, в Париже, сверх вышеупомянутых пяти сцен из истории Александра Македонского, находятся еще 16 картин Л., в числе которых лучшими могут считаться "Поклонение пастырей", "Св. Семейство" (так наз. Benedicite), "Вход в Иерусалим", "Моление о чаше", "Несение креста", "Распятие" (Le Crucifix aux anges), "Мучение св. Стефана" и "Кающаяся Мария Магдалина". Из прочих его работ важнейшие: живопись залы Аполлона, в луврском музее, стенные картины в большой галерее версальского дворца, изображающие эпизоды царствования Людовика XIV, с принятия им правления в собственные руки и до нимвегенского мира, и несколько плафонов в том же дворце. В Имп. Эрмитаже, в СПб., имеются две картины, писаные Л. в юности: "Спаситель в Гефсиманском саду" и "Распятие". Многие из его произведений гравированы Ж. Одраном, Эделинком, Тардье, Нантейлем, Леклерком и другими выдающимися мастерами. Он сам упражнялся в гравировании и произвел семь офортов ("Карл Борромей", "Младенец-Христос, коленопреклоненный на кресте", "Младенец-Иоанн Креститель" и четыре аллегории "Времен дня"). Им изданы три сочинения по части искусства: "Conférences sur l'expréssion de différents caractères des passions" (1667); "Traité de la phisionomie, ou sur les rapport de la phisionomie de l'homme avec celle des animaux" и "Livre sur peinture ur ceux qui commencent" и несколько речей, произнесенных в торжественных собраниях пар. акад. худ. Cp.Jouin, "Ch. L. et les arts sous Louis XVI" (П. 1889).

    A. С — в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Лебрен, Ле Брен (Lebrun, Le Brun) Шарль (24.2.1619, Париж, 12.2.1690, там же), французский живописец, декоратор и рисовальщик. Учился у Ф. Перье (с 1632) и С. Вуэ (163437). Вместе с Н. Пуссеном посетил Италию (16421646), где изучал произведения Рафаэля, болонских академистов, античную скульптуру. Один из основателей (1648), а с 1668 ректор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. Став в 1660-х гг. «первым живописцем короля» и директором королевской мануфактуры гобеленов, руководил созданием декоративных ансамблей в интерьерах Лувра, Версаля и др., исполнял плафоны (Зеркальная галерея в Версале, 167884; и др.), картоны для гобеленов, эскизы для садовой скульптуры, мебели. В живописи Л. («Кающаяся Магдалина», 165657; серия картин «История Александра Македонского», 166068; все в Лувре, Париж) нормативность классицистской композиции, проникнутой театрализованной патетикой, сочетается с декоративной пышностью барокко.

    Лит.: Charles Le Brun. Château de Versailles. Exposition. Juillet octobre. 1963. [Catalogue], P., 1963 (библ.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Le Brun, Charles)

    (1619-1690), французский живописец и декоратор; родился в Париже 24 февраля 1619. Лебрен был одним из создателей т.н. стиля Людовика XIV. После обучения у Симона Вуэ Лебрен, будучи еще очень юным, стал придворным живописцем. Его собственный художественный стиль сформировался во время работы в мастерской Никола Пуссена в Италии в 1642-1646. По возвращении во Францию Лебрен создал декоративные живописные панно для Отеля Ламбер в Париже и замка Во-ле-Виконт и с 1660 начал работать при дворе. В 1648 он стал одним из основателей Королевской академии живописи и скульптуры, а в 1663 - первым директором Королевской мануфактуры гобеленов и мебели; руководил работами по украшению Версаля. Стиль Лебрена был взят за образец многими художниками этого времени; наиболее известные из его многочисленных работ - цикл картин История Александра Македонского (1662-1668, Лувр), а также росписи сводов в Версале. Умер Лебрен 22 февраля 1690.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    ЛЕБРЕН Шарль

    ЛЕБРЕН (Le Brun) Шарль (1619—90), французский придворный живописец. Известен главным образом как автор парадных портретов.

    Родился в семье малоизвестного скульптора. Мальчиком его отдали в мастерскую к живописцу Ф. Перье, где он обрел высокое покровительство. Сделанное совсем юным Лебреном изображение Людовика XIII(см. ЛЮДОВИК XIII Бурбон) понравилось канцлеру Сегье(см. СЕГЬЕ Пьер), который отдал мальчика на учение к лучшему в те времена мастеру — Симону Вуэ(см. ВУЭ Симон). Вскоре Лебрен переехал в Фонтенбло(см. ФОНТЕНБЛО), где работал и самостоятельно продолжал образование, изучая картины королевской коллекции.

    Безусловным шедевром Лебрена стал ансамбль замка Во-ле-Виконт, принадлежащего контролеру финансов Никола Фуке(см. ФУКЕ Никола). В 1661, благодаря покровительству Кольбера(см. КОЛЬБЕР Жан Батист), Лебрен становится первым художником короля, ответственным за все крупные живописные работы, предпринимаемые в королевских дворцах, а также главой мануфактуры гобеленов, члены которой поставляли свои изделия ко двору. Наряду с этим Лебрен возглавил Королевскую Академию живописи. Кольбер видел ее миссию в создании единых и твердых правил искусства, необходимых для обучения живописи молодых художников. В эти годы Лебрен создает серию монументальных картин, посвященных жизни Александра Македонского(см. АЛЕКСАНДР Македонский), под которым аллегорически подразумевается король («Битва Александра с Пором», «Въезд Александра в Вавилон»).

    Лебрен расписал в Версальском дворце целый ряд апартаментов, почти все, что делалось там, создавалось по его эскизам — ковры, мебель, работы по дереву и металлу. Полностью сохранилось украшение самого парадного, репрезентативного зала Версаля(см. ВЕРСАЛЬ) — Зеркальной галереи. На ее сводах Лебрен развернул «эпос», повествующий о деяниях и победах Людовика(см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), в котором участвуют олимпийские боги и многие другие аллегорические персонажи.

    После смерти Кольбера карьера Лебрена пошла на спад. В Академии назревала оппозиция его руководству: в искусстве складывались новые художественные тенденции, живопись мастера уже казалась старомодной. Лебрен удалился в свое поместье, где и провел остаток жизни.

  7. Источник: Энциклопедический словарь