Большая Советская энциклопедия

    I

    Га́стев

    Алексей Капитонович [26.9(8.10).1882—1941], участник революционного движения в России, один из зачинателей научной организации труда (НОТ) в СССР, поэт. Родился в Суздале в семье учителя. Член РСДРП с 1901, большевик: в 1908 от партии отошёл. Член ВКП (б) с 1931. За революционную деятельность исключен из Московского учительского института. В период Революции 1905—07 председатель Костромского совета рабочих депутатов, руководитель боевой дружины. Делегат 4-го съезда РСДРП (1906). С 1906 работал в Союзе металлистов. Неоднократно подвергался репрессиям. В 1917—18 секретарь ЦК Всероссийского союза рабочих-металлистов. В 1920 организовал в Москве Центральный институт труда при ВЦСПС (ЦИТ), которым руководил до 1938, одновременно в 1924—26 заместитель председателя и председатель Совета по НОТ при наркомате РКИ, в 1932—36 председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО СССР. Автор работ по рациональной организации и культуре труда. Некоторые идеи Г. были развиты впоследствии в разделе науки об управлении — кибернетики. Как поэт начал печататься в 1904. Опубликовал сборники стихов: «Поэзия рабочего удара» (1918) и «Пачка ордеров» (1921). Стихотворения в прозе Г. «Мы растем из железа», «Гудки», «Рельсы», «Башня» имели большую популярность в первые годы Советской власти. Смелые гиперболические образы Г. сочетал с пафосом научного прогресса. Опубликовал публицистическое произведение «Как надо работать» (1921), «Юность, иди!» (1923), «Снаряжение современной культуры» (1923), «Восстание культуры» (1923), «Новая культурная установка» (1923), а также работы по научной организации труда: «Трудовые установки» (1924), «Установка производства методом ЦИТ» (1927), «Нормирование и организация труда» (1929).

    Соч.: Поэзия рабочего удара. [Предисл. З. Паперного], М., 1964; Как надо работать, М., 1966.

    Лит.: Гастев А. К. — основатель и руководитель Центрального института труда ВЦСПС, в кн.: ЦИТ и его методы НОТ, М., 1970.

    А. К. Гастев.

    II

    Га́стев

    Владимир Алексеевич [р. 26.9(8.10).1891, Ефремов, ныне Тульской области], советский учёный в области строительных конструкций, сопротивления материалов и теории упругости, доктор технических наук (1939), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961). Окончил Петербургский университет (1912) и институт путей сообщения (1919). С 1934 профессор Ленинградского института инженеров ж.-д. транспорта, с 1943 — Ленинградского инженерно-строительного института. Автор первого в СССР курса железобетонных конструкций. Основные труды по теоретическому исследованию прочности строительных конструкций, по теории упругости и сопротивлению материалов. Г. выполнены многочисленные проектные работы, экспертизы важнейших строительных объектов. Награжден орденом Ленина.

    Соч.: Методы и данные для расчёта железобетонных конструкций, П., 1923; Восстановление мостов, М. — Л., 1932; Краткий курс сопротивления материалов, М., 1959.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Гастев

    ГАСТЕВ Алексей Капитонович (1882—) — пролетарский поэт. Р. в Суздале, в семье учителя. В детстве лишился отца и рано начал жить самостоятельно. Работал слесарем, за участие в революционном движении несколько раз сидел в тюрьме, затем был сослан в Нарымский край, оттуда эмигрировал во Францию. В 1900—1907 гг. — член РСДРП, в настоящее время беспартийный. Последние годы Г. как поэт не печатается, целиком уйдя в руководство созданного им Центрального института труда (ЦИТ).

    Свою лит-ую деятельность Г. начал в 1904 под псевдонимом Дозоров, когда в ярославской газете «Северный край» был напечатан его первый рассказ из жизни ссыльных. Вместе с другими рабочими поэтами Г. проходит путь своеобразного самоопределения, высвобождения пролетарского художника из-под гнета идеологических и художественных норм господствующего класса. Вначале — это творчество рабочего, еще не осознавшего своих классовых задач, выражающего психологию угнетенных классов в ряде лирических жалоб на свою горькую участь («Думы работницы»), если и мечтающего о восстании, то как о бунте, в котором сгорит и угнетатель и бунтующий («Я люблю»). Этот первый период рабочей поэзии Гастева проходит под властью наивно публицистических, художественно неубедительных форм народнической поэзии. На смену им приходит чрезвычайно расплывчатая символика, рисующая революцию в образе весны, побеждающей суровую зиму. В более поздних фазах эта наивно-идеалистическая символика насыщается мужественными ритмами поэтов капиталистического города (Верхарн, Уитмен), чтобы стать наконец выражением настроений индустриального рабочего, сознающего свою коллективную мощь.

    Большую часть произведений Г. можно назвать стихотворениями в прозе: их ритм не организован до степени стихотворного, рифмы нет, да и написаны они в форме прозаических отрывков. Однако установка на лирическую выразительность, особая организация синтаксиса, повторяемость периодов и т. п. — все это приближает их по типу к произведениям стихотворным и дает полное право говорить о Г. как о лирическом поэте, отправляющемся в смысле формы от Уитмена и Верхарна.

    Лучшая часть произведений Г. относится к первым годам революции и соответствует «пролеткультовскому» периоду пролетарской поэзии. Эти стихи Г. являются выражением воли наиболее передовой индустриальной части рабочего класса. Это еще не развернутый художественно показ психики передового рабочего во всей ее сложности, это — только лирическое выражение отдельных мотивов, характерных для него. Поэзия Г. — прежде всего — гимн тяжелой индустрии, глубочайшее чувство связи рабочего с ней и вера в те творческие, преображающие мир силы, к-рые в ней заключены.

    Для футуристов (Маринетти) такое воспевание индустриальной мощи являлось лишь прославлением капиталистической силы, которая при помощи войны и машины сметет с земли слабое человечество, оставив лишь наиболее сильных. Для Г. же эта индустриальная мощь тесно спаяна со своим творцом — рабочим классом, насыщена его волей и волю самого поэта насыщает железом и сталью машины.

    Особенно остро у Г. ощущение того, что все эти гиганты индустрии — дело рабочего подвига:

    «Бетон — это замысел нашей рабочей постройки,

    Работаю, подвигом, смертью вскормленный».

    Индивидуализму буржуазного урбаниста противостоит в поэзии Г. самосознание коллективиста:

    «Всюду иду со своим молотом, зубилом, сверлом —

    По всему миру... Шагаю через границы, материки, океаны.

    Весь земной шар я делаю родиной».Библиография:

    I. Поэзия рабочего удара, П., 1918 (2-е изд., 1919; 3-е изд., 1921); Пачка ордеров, Рига, 1921. Последние издания «Поэзии рабочего удара» (изд. ВЦСПС, М., 1923 и изд. 5-е и 6-е, 1924 и 1925) включают оба вышеназванных сборника. Стачка, Инсценировка В. Плетнева, М., 1922; Снаряжение современной культуры, с приложен. ст. А. Луначарского «Новый русский человек», 1923; Восстание культуры, Харьков, 1923. Г. участвовал в журналах и сборниках: «Пролетарский сборник», «Грядущее», «Пролетарская культура».

    II. Калинин Ф., Путь пролетарской критики, «Поэзия рабочего удара» А. Гастева, «Пролетарская культура», 1918, IV (и в сб. Бессалько П. и Калинин Ф., «Проблемы пролетарской культуры», П., 1919); Фриче В., Пролетарская поэзия, М., 1918; Лелевич Г., О пролетарской лирике, «Октябрь», 1925, III—IV.

    III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, ред. Б. П. Козьмина, изд. ГАХН, М., 1928.

  3. Источник: Литературная энциклопедия