Большая Советская энциклопедия

    (греч., единственное число mélisma — песнь, мелодия)

    в музыке — небольшие мелодические украшения; см. Орнаментика.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Толковый словарь Ефремовой

    мн. 1. Устойчивые по форме, небольшие мелодические украшения основных звуков мелодии вспомогательными звуками (в музыке)

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Большой энциклопедический словарь

    МЕЛИЗМЫ - см. Орнаментика.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    МЕЛИЗМЫ, смотри Орнаментика.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедический словарь

    мели́змы

    см. Орнаментика.

    * * *

    МЕЛИЗМЫ

    МЕЛИ́ЗМЫ, см. Орнаментика(см. ОРНАМЕНТИКА).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (греч., ед. число melisma - песнь, мелодия).

    1) Мелодические отрывки или целые мелодии, исполняемые на один слог текста. К М. принадлежат разл. виды колоратур, рулад и др. вок. украшений. В зап.-европ. музыковедении термин "М " чаще всего применяется по отношению к приходящимся на один слог текста попевкам одноголосной и многоголосной музыки средневековья. Видное место М. занимают в византийской культовой музыке (см. Византийская музыка) и в григорианском пении. М. широко представлены в музыке народов Востока: для нар. и проф. музыки стран Зап. Европы они менее характерны. Полагают, что их проникновение в европ. муз. культуру связано с вост. влияниями. Противоположностью мелизматич. пению является т.н. силлабическое пение, в к-ром на каждый слог текста приходится только один звук.

    2) В 16-18 вв. термин "М." нередко употреблялся в музыковедч. лит-ре в соответствии с первоначальным смыслом слова как обозначение музыкального сочинения, написанного на какой-либо поэтический текст и предназначенного для пения. Под "мелизматическим стилем" (stilus melismaticus) в то время понимался не изобилующий вок. украшениями, а простой песенный стиль: к нему относили произв. песенного типа, исполнение к-рых было доступно даже неподготовленным любителям музыки.

    3) В сов. музыковедении термином "М." принято обозначать все мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке, как устойчивой формы (форшлаг, трель, группетто, мордент), так и свободно-импровизационные (фиоритура, пассаж и др.). См. Орнаментика.

    Литература: 1) Lасh R., Studien zur Entwicklungsgeschichte der ornamentallen Melopцie, Lpz., 1913; Idelsohn A. Z., Parallelen zwischen gregorianischen und hebraisch-onentalisehen Gesangsweisen, "ZfMw", 1921-22, Jahrg. 4; Ficker R. V., Primдre Klangformen, "JbP", 1929, (Bd) 36; Соllаеr Р., La migration du style mйlismatique oriental vers l'occident, "Journal of the International Folk Music Council", 1964, (v.) 16.

    2) Walther J. G., Praecepta der musikalischen Composition, Lpz., 1955 (Manuskript, 1708), его же, Musikalisches Lexikon, oder Musikalische Bibliothek, Lpz., 1732, Faks., Kassel-Basel, 1953; Mattheson J., Der volkommene Capellmeister..., Hamb., 1739, neue Aufl., Kassel, 1954.

    В. А. Вахромеев.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Музыкальный словарь

    Видели вы когда-нибудь портреты XVII века? Дамы в широких юбках -- фижмах -- со множеством оборочек, рюшей и бантиков, в напудренных париках, завитых, украшенных цветами и драгоценностями. Кавалеры в расшитых золотыми узорами камзолах, в сорочках с пышными кружевными жабо, в коротких панталонах с бантами, в шелковых чулках и башмаках с нарядными пряжками. Всюду украшения, украшения... Букетики цветов, кружева, ленты, драгоценности. Мода на украшения существовала не только в одежде. Она распространилась и на искусство. В музыкальных пьесах также появились украшения -- мелизмы. Греческое слово «melisma» означает песнь, мелодия. Поначалу так стали называть отрывки мелодии, исполняемые на один слог текста -- конечно, в тех случаях, когда на него приходилась не одна нота. С XVII века это название укоренилось в инструментальной музыке за мелодическими оборотами установившейся формы, представляющими собой украшение основной мелодии. Обороты эти не выписываются нотами, а показываются особыми значками. Чаще всего в музыкальных произведениях встречается форшлаг (по-немецки Vorschlag -- предшествующий удар). Это украшение обозначается крошечной ноткой, написанной перед той, к которой она относится. Часто встречаются в музыке разных композиторов трели. Название это произошло от итальянского trillare -- дребезжать, колебать. Записывается трель буквами tr и волнистой чертой за ними, и означает это, что ноту, над которой стоит такой знак, и ее верхнюю соседку надо как можно быстрее чередовать столько времени, какой длительности указана нота. Существуют и другие виды мелизмов -- группето, морденты простые, двойные и перечеркнутые.

  15. Источник: Музыкальный словарь



  16. Большой Энциклопедический словарь

  17. Источник: