Словарь Брокгауза и Ефрона

    IT. (по-старинному — таможные от татарского слова тамга — печать) пошлины принадлежат к числу косвенных налогов и представляют собою сбор с товаров, взыскание которого связано с перемещением товара через какую-либо линию — через государственный рубеж, через границу области, через городскую черту и т. п. Смотря по тому, производится ли взимание этого сбора при перевозке товара через внешнюю границу или при перемещении его внутри государства, таможенные пошлины разделяются на внешние и внутренние. Внутренние таможенные пошлины иногда имеют характер вознаграждения за пользование мостами, переправами, торговыми площадями и т. п.; иногда же представляют собою налог, взыскиваемый или в пользу государства, или городов, приходов и т. д. Вообще за передвижением товаров через внутренние линии следить несравненно труднее, чем на внешних границах; грузы, перевозимые внутри государства, всегда могут ускользнуть от оплаты внутренними сборами, особенно если последние настолько значительны, что обход их составляет достаточную премию за перевозку товара окольными дорогами и т. д.; поэтому внутренние Т. пошлины установляются обыкновенно в невысоком размере. Тем не менее, применение их — особенно если одновременно взимается много таких пошлин различного наименования [На Руси в средние века существовало более 20 внутренних таможенных сборов разного наименования] — значительно стесняет внутреннюю торговлю, а тем самым и промышленность, и вызывает существенное неудобство для населения, усугубляемое тем, что при мелочности таких сборов и разбросанности пунктов, где они взимаются, очень трудно контролировать правильность их взыскания и предупреждать злоупотребления и притеснения. При упорядочении финансовой системы страны эти пошлины обыкновенно отменяются и возмещаются сборами с торговли, а иногда увеличением внешних таможенных сборов. В России попытка отмены внутренних пошлин, вызванная энергическим требованием торгового сословия, произведена была при Алексее Михайловиче, но окончательно они были уничтожены лишь в 1753 г., причем поступавший от них доход был разложен на отпускные и привозные товары. Во Франции существование этих сборов продолжалось до 1792 г. В настоящее время внутренние Т. пошлины в пользу казны не существуют почти нигде; остались только сборы в пользу городов (так назыв. октруа) с товаров, главным образом — продовольственных припасов, ввозимых в пределы городской черты. Нечто среднее между внутренними и внешними представляют собою те таможенные пошлины, которые взимаются на границах частей одного и того же государства или союза, стоящих в различных условиях по отношению к привозу товаров и вообще являющихся в таможенном смысле самостоятельными — напр. на границах между пределами порто-франко и таможенною территорией. Такой характер имели пошлины на границах различных государств Германии до полного объединения их в таможенном отношении (см. Германский таможенный союз). В России такого рода пошлины на границах Лифляндской провинции были отменены в 80-х гг. XVIII в., на границе Царства Польского — в начале 50-х годов, по Оренбургской линии — в 1858 г. На границе между Великим Княжеством Финляндским и империей эти пошлины существуют до сих пор. Все русские произведения, привозимые в Финляндию, за исключением тех, которые обложены там акцизом (вино, табак, сахар), пропускаются туда свободно от всякого обложения; из финских же продуктов пропускаются в империю беспошлинно (в известных случаях — при свидетельствах о происхождении) только сыры и простейшие произведения кустарной или ремесленной промышленности, выработанные из финского сырья; что же касается фабрикатов, изготовленных из иностранных сырых материалов или с применением заграничных машин или топлива, пропускаемых в Финляндию с меньшей пошлиной, чем применяемая в империи, то они подлежат при ввозе в империю особой уравнительной пошлине, установленной в таком размере, чтобы условия выработки данного изделия в империи и в Финляндии были уравновешены. Существует еще внутренняя Т. линия на границах Иркутского района (по берегам оз. Байкал); здесь подлежат оплате пошлиною те перевозимые на запад от нее иностранные товары, которые при ввозе в восточную часть Сибири пропускаются без оплаты пошлиной.

    Внешние T. пошлины бывают ввозными, отпускными и транзитными. Отпускные пошлины в прежнее время имели большое значение и доставляли значительную часть таможенного дохода; в XVIII-м столетии, напр., с отпуска получалось до 2/5 всех таможенных поступлений. Ныне принято за правило оказывать всяческое содействие развитию вывозной торговли, и потому отпускные пошлины почти всюду либо вовсе отменены, либо сведены к весьма немногим. В государствах с протекционным режимом отпускные пошлины иногда применяются к сырым продуктам, служащим материалом для наиболее поощряемых отраслей промышленности: в России в этих целях обложены вывозной пошлиною сырая кость, шлаки, железные руды и тряпье. Сверх того, отпускными пошлинами в фискальных целях облагаются те продукты, на которые данная страна имеет или почти имеет монополию производства, так что пошлина, уплачиваемая при их вывозе, должна ложиться на заграничного покупателя: такое значение принадлежит у нас пошлине с вывозного пальмового дерева. В некоторых странах, где существуют умеренные фискальные таможенные пошлины, небольшие отпускные пошлины применяются до настоящего времени (напр. в Турции, Египте, Марокко и т. п.). Транзитные пошлины ввиду принятой ныне повсюду системы оказывать возможное покровительство транзитной торговле почти нигде не существуют. Наиболее важное значение имеют ввозные Т. пошлины. Размер таможенного обложения ввозных товаров определяется действующим таможенным тарифом (см. Тарифы Т.) и находится в зависимости от характера принятой в данном государстве Т. политики — фритрэдерского, умеренно или сильно покровительственного, меркантилистического или запретительного, а также от принятой в государстве системы более или менее высокого обложения в фискальных целях продуктов потребления (об этом см. Протекционизм, Свобода торговли).

    По способу исчисления различаются следующие таможенные пошлины: а) пошлины, взимаемые с воза, лодки или места с товаром независимо от количества и качества товаров, в них заключающихся. Такая наиболее грубая форма таможенных пошлин применяется лишь у первобытных народов и может существовать лишь при невысоком обложении товаров, напр. во внутренней перевозке. Впрочем, во Франции до сих пор применяется небольшой дополнительный сбор (droit statistique) со всякого привозного товарного места; б) такие, которые взыскиваются с количества товара независимо от его качества: этим способом взимаются сборы с привозных и вывозных товаров в пользу города и т. п.; в) такие, при исчислении коих принимается за основание и количество, и качество товара; все товары подразделяются на категории, а по каждой категории установляется известный оклад (тарифная ставка), определенный в виде известной суммы с данной единицы количества товара. Для различных родов товара принимаются неодинаковые единицы обложения: такие предметы, ценность коих не соразмеряется с их величиною, облагаются поштучно (в русском тарифе со штуки обложены, напр., музыкальные инструменты, экипажи, зонтики, фески); для товаров жидких единицей обложения служит мера (у нас с меры бутылки — 1/20 ведра — обложены вино, портер, пиво, мед, сидр, уксус и минеральные воды, привозимые в бутылках); суда очищаются обыкновенно пошлиной по количеству тонн вместимости; зеркальные стекла, а иногда и ткани подлежат пошлине по квадратной мере. За этими вообще немногими исключениями, пошлина в тарифе устанавливается с веса, но при этом подлежащий пошлине вес (так назыв. тарифный вес) определяется для разного рода товаров не одинаково: в одних случаях пошлине подлежит весь брутто — т. е. вес товара с всеми упаковками, служащими для обращения его в торговле, но без дополнительного амбалажа, предназначенного для сохранения товара в пути (напр. чехлы, в которые облекаются при перевозке ящики с фруктами); в других — наличный вес. Последний определяется иногда посредством взвешивания товара нетто, без тары, при чем, однако, легковесные упаковки, не снимаемые и при розничной продаже (напр. бумажные обертки для мыла и т. п.), не исключаются из веса нетто, — иногда путем вывески товара с упаковкой и вычета из веса брутто определенного числа %%, установленных для упаковки того или другого вида табелью о таре, утверждаемой обыкновенно министерством финансов. Вычет на тару может быть либо обязательный, когда ни таможенный чиновник, ни хозяин товара не могут потребовать иной скидки с бруттового веса, кроме установленной табелью, либо факультативный, когда и та, и другая сторона могут потребовать взамен скидки установленных % % наличной вывески (в России принят факультативный вычет). г) Ценовные пошлины (ad valorem), взыскиваемые в виде определенного тарифом % со стоимости товара. Под тарифною стоимостью понимается обыкновенно оптовая цена товара на месте производства с присоединением расходов на доставку до границы. Если расценка товаров производится на основании заранее составленных официальным путем таблиц товарных цен, то взимание ценовных пошлин в сущности сводится к исчислению их по качеству и количеству товаров согласно только что описанной системе (см.). Такого рода порядки взыскания пошлин применяются в странах с невысоким и притом однообразным для всех товаров обложением в виде % с цены (напр. в Турции). Взыскание ценовной пошлины с фактической стоимости товара, определяемой путем специальной оценки каждой партии, представляет то преимущество, что при этой системе пошлина, высчитываемая пропорционально действительной цене товара, ложится на товар наиболее справедливым образом, между тем как при расценке по средней стоимости более богатый покупатель, потребляющий высшие сорта, уплатит пошлину в меньшем размере сравнительно с потребителем худшего товара. Но, с другой стороны, применение этой системы вызывает многие затруднения и открывает возможность злоупотреблений: если оценка будет предоставлена таможенным чиновникам, можно ожидать произвола с их стороны; при поручении расценки специалистам из купечества возможна слишком низкая оценка ими товара по стачке с хозяином его или, наоборот, слишком высокая оценка из желания устранить в его лице конкурента; если, наконец, оценка предоставлена хозяину товара, но таможенным чиновникам дано право оставлять за собою товары, объявленные слишком дешевою ценою, по показанной хозяином цене (такая система применяется в настоящее время у нас на Кавказской и Каспийской границах), то это возлагает на чинов таможни несвойственную им функцию спекулянтов-сбытчиков оставленных за собою предметов и все-таки не вполне устраняет злоупотребления: напр. хозяин может привезти товар в обесцененном виде (разрозненные перчатки и т. п.) и таким образом обезопасить себя от отобрания их таможнею. Практикуемый на Востоке порядок взимания ценовной пошлины при полной оценке со стороны товарохозяина путем отобрания соответственной части товара натурою возможен только по отношению к товарам делимы и и однородными. Ввиду этого ценовные пошлины признаны неудобными во всех странах (кроме Соед. Штатов Сев. Америки), где применяется более или менее высокое обложение товаров. В России ценовные пошлины исключены из тарифа по европейской торговле в 1882 г. и продолжают действовать только на нек. участках границы (сухопутная граница Закавказья, Каспийское море и персидско-афганская граница Средней Азии), где при невысоком обложении ввозных товаров — 5% с цены — выясненные выше недостатки системы пошлин с цены не могут вызывать особенно важных невыгод. д) Наконец, может быть применима смешанная система одновременного взыскания пошлин и с цены, и с качества и количества — напр. 50% с цены и, сверх того, по стольку-то процентов с фунта. Такая сложная система, вызывающая на практике весьма значительные затруднения, существует только в Северо-Американских Соединенных Штатах. По отношению к способу уплаты различаются следующие таможенные пошлины: а) взимаемые натурою. Эта система применяется в настоящее время лишь в некоторых восточных странах; б) уплачиваемые деньгами; при этом во многих странах требуется, чтобы пошлины уплачивались не всякого рода денежными знаками, допускаемыми к обращению в стране, а непременно металлом, и не по курсу, а по нарицательной стоимости; в таких случаях самые тарифные ставки определяются в металлической валюте. Установление этого требования объясняется желанием привлечь в страну металлические деньги из-за границы, противодействовать их отливу из страны и упрочить денежное обращение. У нас эта система применялась почти постоянно: уплата без всяких ограничений Т. пошлин кредитными билетами допускалась только в период времени с 1840 по 1876 г. В 1899 г., по установлении в России металлического обращения, разрешена уплата пошлин не только золотом, но и бумажными деньгами; но прием в пошлину серебряной монеты ограничен в большей степени, нежели платежи этою монетою в пополнение других налогов и по частным сделкам (5 руб. вместо 25). в) пошлины, уплачиваемые без непосредственного взноса денег в Т. кассы путем установления особого рода текущих счетов между товарохозяином и таможнею. Для этого купец вносит или в таможню, или в какое-либо государственное кредитное установление известный залог (в залог могут быть принимаемы и хранящиеся в таможнях товары: см. Склады таможенные) и открывает себе таким путем кредит на известную сумму, после чего при желании получить товары не производит уплаты пошлин, а требует списания соответственной суммы с его кредита по книгам таможни. Списанные таким образом суммы плательщик пополняет впоследствии в удобное для него время. Эта система, доставляющая большие выгоды и удобства для ввозной торговли, весьма широко практикуется в Германии и в Англии; в России она применяется с некоторыми ограничениями.

    К. Лодыженский.

    II (и учреждения, дополнение к статье)В 1901—1906 гг. по таможенной части издан ряд узаконений ввиду согласования Т. устава с потребностями современного международного обмена и упрощения системы Т. формальностей. 15 мая 1901 г. утверждены правила о приеме товаров в ведение Т. учреждений, досмотре, оплате пошлиной и выпуске, имевшие целью, главным образом, упростить Т. обрядности, чтобы дать возможность как купечеству, так и частным лицам производить выписку заграничных товаров без посредства экспедиторов. Отменена обязательность личной явки товарополучателя в таможню и присутствия при совершении Т. обрядности; разрешена присылка объявлений, фактур и спецификаций по почте, с пересылкой или переводом причитающихся за товар сумм в кассу таможни; по получении этих сумм товар может быть высылаем таможней по адресу получателя. Законами 12 июня и 16 декабря 1902 г. действие правил 15 мая 1901 г. и устава Т. по европейской торговле (с некоторыми изменениями) распространено на Сибирь и Приамурский край. Законом 26 мая 1903 г. объединены Т. постановления о льготах, оказываемых представителям иностранных государств, и упрощены формальности при пропуске вещей для этих лиц. 8 июня 1903 г. утверждены новые, менее стеснительные правила о привозе иностранных товаров: расширены льготы по освобождению товаропровозителей от обязательной подачи грузовых документов; устранено требование об обозначении числа мест в коносаментах прописью; перевозным предприятиям и железным дорогам предоставлена возможность выдачей особого удостоверения устранять сомнения в тождестве выгруженных товаров с показанными в грузовых документах. С другой стороны, усилены средства Т. надзора за привозом товаров. 6 июня 1904 г. утверждены новые правила об отпуске товаров. Более строгий контроль сохранен лишь в отношении товаров, допускаемых к вывозу на льготных условиях (возврат акциза и т. п.), и тех немногих товаров, которые еще обложены вывозными пошлинами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    см. Пошлины таможенные.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    customs, customs duty ед.

  9. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  10. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    进口税

  11. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  12. Энциклопедия юриста

    одна из разновидностей таможенных, платежей (вид государственных сборов), взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу (импорт, экспорт и транзит товаров, имущества, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также проведение различных таможенных почтовых операций).

    По своему экономическому содержанию Т.п. являются косвенным надогом, т.е. одним из видов доходов государства.

    Т.п. взимается как в фискальных (налоговых) целях, так и в качестве инструмента таможенной политики государства. Выделяется ряд экономических функций Т.п.: протекционистская-для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;

    преференциальная - для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;статистическая - для более точного учета внешнеторгового оборота; уравнительная - для выравнивания цен на импортные товары и товары местного производства.

    Субъектом обложения Т.п. (декларантом) может быть как лицо, непосредственно перемещающее товары, так и таможенный брокер.

    Один из элементов Т.п. - ставка. Свод ставок Т.п., систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД), составляет таможенный тариф, который устанавливается Правительством РФ и периодически изменяется. Ставки Т.п. - это количественное выражение величины обложения товаров, с которых предусмотрено взимание Т.п. Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 "О таможенном тарифе" установлены следующие виды ставок Т.п.:

    а) адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров: б) специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров: в)комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

    Применение ставок ввозных Т.п. осуществляется дифференцированно, в зависимости от страны происхождения товаров. К товарам, ввозимым из стран, во внешнеэкономических отношениях с которыми РФ не предоставляет режим наибольшего благоприятствования либо страна происхождения которых не установлена, применяются ставки, в 2 раза превышающие базовые. Уменьшенные по сравнению с базовыми в 2 раза ставки Т.п. установлены в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной схемы преференций РФ. Кним относится около 100 стран, в том числе Албания, Алжир, Куба, Ливия, Монголия и др. Однако к определенной категории товаров (духи, косметика и др.), происходящих из указанных стран, преференциальный режим не относится.

    В зависимости от критерия, положенного в основу классификации Т.п.. различают несколько их видов и групп. Так, в зависимости от того, какие товары (ввозные, вывозные, транзитные) облагаются пошлиной при их перемещении через таможенную границу, различают экспортные (ввозные), импортные (вывозные) и транзитные Т.п. Экспортные (отпускные, ввозные) Т.п. имеют важное, главным образом фискальное, значение. На их долю приходится свыше 50% всех налогов, взимаемых таможенными органами. Экспортные пошлины применяются в определенных экономических условиях также для решения таких проблем, как борьба с монополиями, нивелировка разницы между уровнями стоимости отечественной экспортной продукции и цен мирового рынка, насыщение внутреннего рынка товарами, которые вывозятся из страны в ущерб национальным интересам. В зависимости от цели применения импортного тарифа, определяющего характер ввозных Т.п., различают фискальные, запретительные, протекционистские (защитные, покровительственные) ввозные Т.п. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные Т.п., срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году. К сезонным товарам могут также применяться особые виды пошлин: а) специальные; б) антидемпинговые; в) компенсационные. Сезонные и особые пошлины выходят за рамки обычных таможенно-тарифных мер, хотя в основе их воздействия на внешнеторговый оборот также заложены экономические принципы, используется ценообра-зующий фактор обложения товара Т.п.

    Лит.: Габричидзе Б.Н., Шахмаметь-евА.А. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации (Правовые аспекты) // Государство и право, 1994, № 1;

    Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под редакцией проф. А.Н. Козырина. М., 1966; Пресняков В. Экономическая безопасность России:таможенные методы и средства обеспечения// Внешняя торговля, 1995, № 12; Савин В. О таможенных пошлинах Россци//Внещ-няя торговля, 1994, № 6.

    Анисимов Л.Н.

  13. Источник: Энциклопедия юриста



  14. Энциклопедический словарь

    тамо́женные по́шлины

    денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

    * * *

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

    ТАМО́ЖЕННЫЕ ПО́ШЛИНЫ, денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

  15. Источник: Энциклопедический словарь



  16. Советская историческая энциклопедия

    в России - налоги с торговли и связанных с ней операций. С кон. 10 в. на Руси были известны такие Т. п., как мыт (он, видимо, был Т. п. не только проезжей, но и со сделки), весчее, торговое, перемер, перевоз и мостовщина. В годы монг.-тат. ига повсеместно установилась тамга, взимавшаяся с цены товара. В 13-15 вв. в каждом княжестве существовала особая система Т. п., к-рая регулировалась договорами, опиравшимися на традиции. Пестрота Т. п. сохранилась и в период складывания и развития Рус. централизованного гос-ва (с кон. 15 до сер. 17 вв.): названия и величина Т. п. были в разных областях неодинаковыми для местных жителей и иногородних. Часть торг. сделок, особенно заключаемых духовными феодалами, зачастую облагалась Т. п. не в полном объеме. К проезжим Т. п. относились: мыт (в различных районах сухой мыт взимался как полозовое, подужное, проезжее; водяной мыт - как судовое, с судна, с насада, с дощаника, с плота, с каюка, носовое, причальное, посаженное, побережное и т. д.), приезд, отъезд (проезжие Т. п. с местных жителей в ряде районов), годовщина (взималась с человека), костки (Т. п. с проводников), мостовщина, перевоз. К Т. п., связанным с обслуживанием торговли, относились: весчее (при взвешивании товара; с сер. 16 в. взвешивание на казенных весах стало обязательным), контарное (бралось при взвешивании соли), дрягильная (с подъема товара на весы при продаже) и др.; при мере - номерное и покоречное (налагалось на хлеб); при хранении товаров и их явке в месте продажи - замыт, явка, гостиное, амбарное, поворотное, дворовая, подворная, свальная и др.; при продаже лошадей и скота - пятно, записка, писчая деньга, пошерстное, поводная деньга, роговое (с рогатого скота), привязное и т. д. Все эти Т. п. были невелики по размеру. Осн. Т. п. были сборы с самой сделки - тамга (со 2-й пол. 16 в. ее стали наз. рублевой пошлиной) и осмничее (сбор с продажи хлеба по характеру и способу взимания ничем не отличался от тамги). Внеш. Т. п. тогда не существовало. Иностр. купцы платили те же пошлины, что и иногородние купцы, лишь иногда по самым высоким ставкам. Несмотря на врем. увеличение номенклатуры Т. п. (в связи с ростом потребностей гос-ва в деньгах), в 16 - 1-й пол. 17 вв. ведущим был процесс унификации Т. п.: стирались различия в размерах обложения между местными и иногородними, все большее количество Т. п. начинало взиматься с цены товара и т. д. Процесс унификации внутр. Т. п. был завершен реформой 50-х гг. 17 в. - Торговым уставом 1653 и Уставной таможенной грамотой 1654. Основной стала рублевая пошлина. Из проезжих сохранились только мостовщина и перевоз (в Сибири проезжие Т. п. были отменены только в 1692). Из остальных - пятно (с продажи лошадей, взималась помимо рублевой), амбарщина и перекупная (взималась с весовых товаров при их покупке для перепродажи). В 50-е гг. 17 в. появились внеш. Т. п. Иностр. купцы стали уплачивать 4-5%-ный сбор с продажи товаров в портах и пограничных городах и повышенный сбор при их продаже во внутр. городах России: 6%-ный сбор рублевой пошлины и проезжую Т. п. Проезжая пошлина с иностр. купцов была повышена в Новоторговом уставе 1667.

    При Петре I произошло временное увеличение внутр. Т. п. Были введены поворотный сбор, сбор за торг. площади и пристани, новоуравнительная, привальная и отвальная с речных судов и т. п. Бурное развитие внеш. торговли России привело в 1724 к созданию нового тамож. тарифа. С этого времени в России установилось дифференцированное обложение всех предметов экспорта и импорта. Отмена внутр. Т. п. произошла в ходе Тамож. реформы 1753-57. Сумма сборов с внутр. Т. п. была разложена на внеш. (тарифные) Т. п., к-рые стали единств. видом Т. п. Их размер определялся едиными тарифами, и взимались они только в портовых и пограничных таможнях.

    Лит.: Осокин Е., Внутр. таможенные пошлины в России, Каз., 1850; Шумаков С., Древнерус. косвенные налоги, в кн.: Сборник правоведения и обществ, знаний, т. 7, М., 1897 (Тр. Юридич. об-ва, состоящего при Моск. ун-те и его статистич. отделении); Николаева А. Т., Отражение в уставных таможенных грамотах Моск. гос-ва XVI-XVII вв. процесса образования всеросс. рынка, "ИЗ", т. 31, М., 1950; Тихонов Ю. А., Таможенная политика Рус. гос-ва с сер. XVI в. до 60-х гг. XVII в., "ИЗ", т. 53, М., 1955; Волков М. Я., Таможенная реформа 1753-1757 гг., "ИЗ", т. 71, М., 1962.

    В. Д. Назаров. Москва.

  17. Источник: Советская историческая энциклопедия



  18. Большой Энциклопедический словарь

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор с товаров, имущества и ценностей, пропускаемых через границу под контролем таможни; вид косвенного налога. Делятся на вывозные, ввозные и транзитные. Взимаются по ставкам, установленным таможенным тарифом на единицу товара или цену.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  19. Источник: