«Фултон Роберт»

Фултон Роберт в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фултон Роберт»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Фултон (Fulton) Роберт (14.11.1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания, 24.2.1815, Нью-Йорк), американский изобретатель, создатель первого практически пригодного парохода. Был подмастерьем ювелира, занимался живописью. В 1786 переехал в Великобританию, где учился живописи у Б. Уэста. Заинтересовавшись инженерным делом, Ф. участвовал в строительстве каналов, шлюзов, водопроводов. Разработал конструкции машин для распиловки мрамора, прядения льна, скручивания верёвок и др. С 90-х гг. занимался проблемой применения пара для движения судов. С 1797 жил в Париже, где в 1800 построил и успешно испытал плавучую мину и подводную лодку «Наутилус», которая имела основные черты современной подводной лодки. В 1803 Ф. на р. Сене демонстрировал первое паровое судно, которое двигалось со скоростью около 7,5 км/ч. Изобретения не получили поддержки французского правительства, в 1804 Ф. вернулся в Великобританию, а в 1806 переехал в США, где построил колёсный пароход «Клермонт», на котором была установлена паровая машина мощностью 20 л. с. (14,7 квт). В августе 1807 «Клермонт» совершил первый рейс по р. Гудзон от Нью-Йорка до Олбани, затем на этом участке открылось постоянное движение парохода. В дальнейшем Ф. построил несколько колёсных пароходов, в том числе первое в мире военное паровое судно «Демологос» (или «Ф. первый»), применявшееся в войне против англичан. Последние годы жизни Ф. работал над проектом канала между Великими озёрами и Нью-Йоркской гаванью.

    Лит.: Уилсон М., Американские учёные и изобретатели, пер. с англ., М., 1964.

    В. В. Новиков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Фу́лтон Роберт

    (Fulton) (1765—1815), американский изобретатель. Построил (1807) первый в мире пароход «Клермонт».

    * * *

    ФУЛТОН Роберт

    ФУ́ЛТОН (Fulton) Роберт (14 ноября 1765, Литл-Бритен, ныне г. Фултон, штат Пенсильвания — 24 февраля 1815, Нью-Йорк), американский изобретатель и инженер. Построил (1807) первый в мире колесный пароход «Клермонт», подводную лодку «Наутилус», паровой военный корабль, работал над системой каналов.

    Ювелир и живописец

    Фултон был сыном ирландских иммигрантов, владельцев убыточной фермы, которую они заложили и потеряли в 1771. После этого они переехали в Ланкастер, где отец Фултона умер в 1774.

    Читать и писать Роберт научился дома, а в возрасте 8 лет был послан в школу квакеров. Позднее он стал учеником в ювелирном магазине в Филадельфии, где он специализировался в живописи миниатюрных портретов на слоновой кости для медальонов и колец. В 1786 молодому художнику посоветовали учиться в Европе. Средства на поездку в Лондон дали несколько торговцев-меценатов. Однако художественное творчество Фултона в Лондоне не имело успеха.

    Гребное колесо. Каналы

    В это время Фултон стал знакомиться с новыми изобретениями для движения судов. Они заключались в использовании одного весла, приводимого в действие паровым двигателем. Собственные эксперименты привели его к заключению, что наиболее эффективным должно быть использование нескольких автоматически действующих друг за другом весел, т. е. гребных колес с лопастями.

    Потерпев поражение как живописец, с 1794 Фултон направил усилия на разработку системы каналов. В 1796 он написал Трактат об усовершенствовании навигации каналов. В нем он предложил полную систему внутреннего водного транспорта, основанную на маленьких каналах, прорытых повсюду в сельской местности. По его проектам было построено несколько мостов на Британских островах, но каналы не были прорыты.

    Во Франции. Подводная лодка

    В 1797 Фултон переехал в Париж, где предложил идею подводной лодки «Наутилус» для использования в войне Франции с Англией. Подводная лодка должна была подплывать к корпусам британских военных кораблей и доставлять к ним порох, который нужно было позже взрывать. Французское правительство отклонило этот проект как зверский и постыдный опыт борьбы.

    В 1800 Фултон построил подводную лодку «Наутилус» за собственный счет и провел ее испытания на Сене. После этого он получил от правительства санкцию на испытание ее в бою, но ветер и течение позволили двум британским судам уклониться от его медленного судна.

    Пароход

    В 1801 Фултон познакомился с Р. Ливингстоном, членом комитета по разработке американской Декларации независимости(см. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ США). Р. Ливингстон получил 20-летнюю монополию на навигацию судов в пределах штата Нью-Йорк. Вместе они решили построить пароход, используя проект Фултона. Он имел длину 20 м и двигатель на 8 лошадиных сил. Двигатель разрушил корпус судна, и тогда Р. Фултон заказал другой двигатель на 24 лошадиных силы. Р. Ливингстон сумел продлить монополию на навигацию на реке Гудзон.

    Возвратившись в Лондон, Фултон получил от Британского правительства одобрение его проекта подводной лодки, несущей взрывчатые вещества для нападения. Однако две ее атаки против французского флота окончились неудачей. В 1805, после победы адмирала Нельсона над французским флотом в Трафальгарском сражении, стало ясно, что Англия контролирует моря и без оружия Фултона.

    В том же 1805 части его проектируемого парохода были готовы к отгрузке в Соединенные Штаты.

    Прибыв в Нью-Йорк в декабре 1806, Фултон контролирует строительство парохода, которое было запланировано в Париже вместе с Ливингстоном. Он также пытается заинтересовать Американское правительство подводной лодкой, но ее демонстрация окончилась неудачей.

    К началу августа 1807 «Пароход» (как его назвал Фултон) длиной 45 м был готов к испытаниям. Его паровой двигатель имел только один цилиндр и использовал в качестве топлива дубовые и сосновые дрова. При испытаниях пароход проплыл расстояние в 240 км от Нью-Йорка до Олбани всего за 32 часа со средней скоростью 4,7 мили/ч, в то время как монополия требовала скорости только 4 мили/ч.

    После монтажа мест в каютах парохода, переименованного в «Северный Речной Пароход», Фултон начал коммерческие поездки в сентябре 1807. Каждые две недели он осуществлял три путешествия туда и обратно между Нью-Йорком и Олбани, перевозя пассажиров и легкий фрахт. В течение первого зимнего сезона Фултон расширил корпус корабля, внес усовершенствования в конструкцию коленчатого вала, колес и улучшил пассажирские помещения. После этих модификаций пароход в 1808 был зарегистрирован как «Северный Речной Пароход Клермонт», название которого вскоре пресса уменьшила до «Клермонт»

    В 1808 Фултоне женился на племяннице своего партнера, Гарриет Ливингстон.

    В 1811 был построен разработанный Р. Фултоном пароход «Новый Орлеан». Он был послан на юг, чтобы утвердить монополию Р. Ливингстона и Р. Фултона в навигации на территории Нового Орлеана. Поездки были медленными и рискованными из-за речных условий и опасности землетрясений.

    Паровой военный корабль

    В 1812 Р. Фултон построил первый паровой военный корабль для защиты Нью-Йоркской Гавани от Британского флота «Demologos», или «Фултон». Он имел два параллельных корпуса с гребными колесами между ними. Паровой двигатель помещался в одном корпусе, а паровой котел — в другом. Он имел водоизмещение 2, 745 тонны, длину 48 м и скорость не более 6 узлов (или 11 км/ч). В октябре 1814 этот бронированный пароход подвергся успешным морским испытаниям, но никогда не использовался в сражении. В 1829 он был разрушен случайным взрывом.

    Патентная борьба

    С 1810 три парохода Фултона обслуживали рейсы на реках Гудзон и Раритан. Его пароходы также заменяли паромы в Нью-Йорке, Бостоне и Филадельфии.

    Фултон потратил многое из своих капиталов в тяжбах по поводу нарушения его патентных прав на пароходы и в попытках подавить конкурирующих строителей пароходов, которые нашли лазейки в предоставленной государством монополии. Его богатство было затем исчерпано неудачными подводными проектами и финансовой благотворительностью.

    После дачи показаний при юридическом слушании в Трентоне в 1815 он простудился по пути к Нью-Йорку, где и умер. Его семейство попросило помощи у американского правительства, и только в 1846 Конгресс выделил 76 300 долларов.

    В 1965, в 200-летний юбилей со дня рождения Фултона, в США была выпущена юбилейная марка и штат Пенсильвания приобрел и восстановил двухэтажный сельский дом, в котором он родился.

  3. Источник: Энциклопедический словарь