Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Новокантианство.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    течение идеалистической философии конца 19 — 1-й трети 20 вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учения И. Канта. Возникло в 60-х гг. 19 в. в Германии (лозунг «Назад к Канту» был впервые выдвинут О. Либманом в 1865); расцвет его относится к периоду 90-х гг. 19 в. — 20-х гг. 20 в., когда Н. возобладало в ряде немецких университетов и его влияние распространилось далеко за пределы Германии. В 1904 было основано «Кантовское общество», в 1896 начал издаваться журнал «Kantstudien» (с 1953 изд. в Бонне). С 1930-х гг. в условиях общего кризиса буржуазного либерализма Н. постепенно утрачивает своё влияние.

    Первым толчком к Н. явилось идеалистическое истолкование физиологии внешних чувств немецкими физиологами 19 в. И. Мюллером (так называемый закон специфической энергии внешних чувств), М. Ферворном и особенно Г. Гельмгольцем (ощущение как простой знак предмета, не имеющий с ним никакого сходства; априорный характер закона причинности и др.). Значительную роль в подготовке Н. сыграл Ф. А. Ланге. Отрицая «метафизику» и пропагандируя эмпиризм, Ланге одновременно отвергал и материализм; априорные категории значимы только в пределах опыта, их источник — наша умственная организация, «вещь в себе» — только «пограничное понятие» нашего мышления.

    Основателем и главой марбургской школы (См. Марбургская школа) Н. был Г. Коген. «Исправляя» Канта, он попытался обосновать идеализм более последовательный, чем кантовский, представляя его как логическое и гносеологическое учение, якобы необходимое для объяснения возможности науки высшего типа — математики и математического естествознания. Бытие для Когена — не ощущаемое, а категориально мыслимое бытие; пространство и время — не формы чувственной интуиции, а категории логического мышления. Отсюда — тезис об «имманентности» бытия сознанию. Отказ Когена от кантовской теории «аффицирования» чувственности «вещами в себе» неотделим от его критики понятия «данности»: предмет познания не «дан», а лишь «задан», он последовательно создаётся посредством актов категориального синтеза, осуществляемых согласно априорным категориям и формам мышления. Как идеалист Коген утверждает, будто то, что обычное сознание принимает за «данную» действительность, есть на самом деле порождение понятий наук (так, «материя» была впервые создана Галилеем, поскольку он первый дал научное определение понятия материи).

    Второй — наряду с логикой — основной философской наукой является для марбургской школы этика, которая опирается на учение о праве и государстве. «Истинный» человек предстаёт у Когена в его общении с людьми как юридическое лицо; государство — высшая форма юридического лица. В когеновской концепции так называемого этического социализма (См. Этический социализм) движение к социалистическому идеалу признаётся вечным, а реальное достижение этого идеала — фактически неосуществимым: эта концепция легла в основу ревизии марксизма у Э. Бернштейна, сформулировавшего тезис: «Движение — всё, конечная цель — ничто».

    Др. видным теоретиком марбургской школы был П. Наторп. Будучи крупным историком философии, он интерпретировал различные учения античности (прежде всего Платона) и нового времени как философское предварение идей кантовского критицизма. Как и Коген, Наторп последовательно отстаивал гносеологический идеализм против материалистического сансуализма: не существует бытия, которое само не было бы положено в мысли. В отличие от Канта, математика основывается у Наторпа на априорных формах не чувственности, а мышления и может даже не обращаться к содержанию пространства и времени. В позднейших работах Наторп отходит от кантовской формы идеализма и приближается к онтологическому идеализму гегелевского типа. Ставя этику в зависимость от «разума» (логоса), Наторп отклоняет всякую попытку объяснения и выведения этических норм из общественных начал; этика безусловных законов становится у него обоснованием этического социализма.

    Ортодоксальные воззрения марбургской школы развивал и Э. Кассирер в работах, написанных до начала 1920-х гг. История логики, теории познания и философии нового времени излагается у Кассирера как предыстория неокантианского учения о познании: развитие понятий в математике, физике и химии нового времени — как подготовка и основа идеалистической гносеологии марбургской школы (аналогично интерпретируются Относительности теория и неевклидовы геометрии). При этом все основные понятия науки рассматриваются не как мысленные образы действительности, а только как «методы».

    Если марбургская школа ориентировалась преимущественно на математику и математическое естествознание, то с идеалистической интерпретацией исторических наук выступила фрейбургская (баденская, юго-западная) школа Н. Крупнейшими её представителями были В. Виндельбанд и Г. Риккерт, которые методам и понятиям естественных наук («генерализующим», обобщающим, направленным на общее) противопоставили методы и понятия наук исторических, «наук о духе» («индивидуализирующие», направленные на единичное, индивидуальное). В обоих случаях научные понятия истолковываются как «упрощающие» действительность и образующиеся путём отбора, по телеологическому принципу, которым руководится исследователь, отбирая существенное от несущественного. Если в логическом учении о двух типах понятий Риккерт формально признавал равноправие «естественнонаучной» и «исторической» форм познания, то в онтологической концепции он выступал как сторонник Номинализма:общее не существует реально в бытии, действительно только особенное и индивидуальное. Эта номиналистическая концепция служила у Риккерта ограничению компетенции естественных наук и принижению их сравнительно с историческими науками.

    Н. было использовано в конце 19 в. для ревизии философских основ марксизма и стало чуть ли не официальной догмой многих идеологов 2-го Интернационала (Э. Бернштейн, М. Адлер, К. Форлендер), пытавшихся соединить Н. и марксизм. Этот философский ревизионизм был подвергнут резкой критике Г. В. Плехановым («Против философского ревизионизма», 1935) и В. И. Лениным («Марксизм и ревизионизм», Полное собрание соч., 5 изд., т. 17: «Материализм и эмпириокритицизм», там же, т. 18). Влияние Н. прослеживается в течениях современной идеалистической философии, в особенности в разработке аксиологии (учения о ценностях).

    Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Григорьян Б. Т., Неокантианство, М., 1962; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 1; Natorp P., Kant und die Marburger Schule, B., 1912; Rickert Н., Die Heidelberger Tradition in der deutschen Philosophie, Tübingen, 1931; RitzeI W., Studien zum Wandel der Kantauffassung, Meisenheim/Glan, 1952; Dussort H., L'école de Marbourg, P., 1963.

    В. Ф. Асмус.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. нео́кантиа́нство;
    2. нео́кантиа́нства;
    3. нео́кантиа́нства;
    4. нео́кантиа́нств;
    5. нео́кантиа́нству;
    6. нео́кантиа́нствам;
    7. нео́кантиа́нство;
    8. нео́кантиа́нства;
    9. нео́кантиа́нством;
    10. нео́кантиа́нствами;
    11. нео́кантиа́нстве;
    12. нео́кантиа́нствах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Философское течение второй половины XIX - начала XX вв., исходящее из методологических принципов учения И. Канта.

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    НЕОКАНТИАНСТВО - течение философии 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А. Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Современная энциклопедия

    НЕОКАНТИАНСТВО, течение в философии 2-й половины 19 - начала 20 вв., возникшее в Германии; пыталось возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Основные школы неокантианства - марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и баденская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). В основе этики неокантианства - противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием "этического социализма".

  11. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    с. филос. Neo-Kantianism.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. филос.

    néo-kantisme m

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. филос.

    neokantismo m

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. История Философии: Энциклопедия

    НЕОКАНТИАНСТВО

    философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появилось в 1860-е в обстановке глубокого кризиса спекулятивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически беспомощными в деле философского осмысления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философской традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии. Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшествовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг ‘Назад к Канту!’ был сформулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под названием ‘Кант и эпигоны’, каждая из глав которой заканчивалась словами: ‘Нужно поэтому возвратиться назад к Канту’. Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие исследования по физиологии внешних чувств, представленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмгольца. Один из первых неокантианцев, Ф.А. Ланге, формулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них — противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, появляются новые издания его сочинений, пишутся подробные комментарии к его главному труду — ‘Критика чистого разума’, а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал ‘Kant Studien’. Постепенно Н. становится одним из господствующих философских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философской традиции в новых социально-исторических условиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус философской дисциплины; 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта и т.д., — Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель — обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии, можно говорить о существовании нескольких принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кантовское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познающего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую ‘вещь в себе’ в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом. складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального; г) трансцендентально-логическом и д) трансцендентально-психологическом, представленных соответственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н.

  19. Источник: История Философии: Энциклопедия



  20. Философская энциклопедия

    НЕОКАНТИАНСТВО

    1) университетско-академическое движение в Германии в 1850—1880;

    2) господствующее течение филос. мысли Германии втор. пол. 19 — перв. четв. 20 в., решавшее основные вопросы философии путем истолкования учения И. Канта.

    В эволюции Н. выделяют три основных периода:

    1) раннее, или физиологическое;

    2) классическое;

    3) позднее.

    К представителям раннего Н. относят прежде всего Ф.А. Ланге и О. Либмана. Классическое Н. датируют с 1870-х гг. до 1914; расцвет Н. приходится на 1890— 1910. Наиболее влиятельные школы — марбургская (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер); баденская, или фрайбургская (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Кон, Э. Ласк); неокритицизм, или неокантианский реализм (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бекер). Для позднего Н. характерен отход от позиций Канта. Наиболее заметный след в истории философии оставили марбургская и фрайбургская школы. Их общие идейные установки нашли выражение в истолковании («критике») учения Канта с позиций более последовательного идеализма. Главным достижением Канта они считали мысль о том, что формы наглядного созерцания (пространство и время) и формы рассудка (категории) суть функции познающего субъекта, а главным заблуждением — признание объективно существующей, хотя и непознаваемой «вещи в себе». Последняя была объявлена «предельным понятием опыта», «задачей чистого мышления», т.е. продуктом мыслительной деятельности познающего субъекта. Отказ от «вещи в себе» в кантовском понимании привел Н. к отрицанию онтологии с позиций рационалистического гносеологизма: активность мышления стала рассматриваться как источник априорных сущностных определений самого бытия и одновременно — как деятельность по конструированию человеческой культуры. Вынужденное считаться с критерием объективности познания, Н. обосновывало его на пути трансцендентализма. Обе школы отмежевывались, с одной стороны, от «метафизики» объективного идеализма (прежде всего Г.В.Ф. Гегеля), с другой — от «психологизма» субъективно-идеалистического толка. Марбургская школа исходила при этом из «трансцендентально-логического» толкования учения Канта. Она утверждала примат «теоретического» разума над «практическим» и разрабатывала «трансцендентальный метод» как «логику чистого познания». Фактически ею строился метод интерпретации «фактов культуры», «заданных» в сферах научного познания, морали, религии, права, искусства. Фрайбургская школа исходила из «трансцендентально-психологического» истолкования учения Канта. Ею утверждался примат «практического» разума над «теоретическим», доказывался трансцендентальный статус ценностей. Последний обосновывался тем, что ценности хотя и не существуют эмпирически, но реально «значат». На базе трансцендентализма обе школы Н. строили натур- и культурфилософские концепции и социологические доктрины, ядро которых составляла методология познания, охватывавшая как «науки о природе» (естествознание), так и «науки о духе» (социальное и гуманитарное знание). Так, по Риккерту, для «наук о природе» характерен номотетический (генерализующий) метод, ориентированный на установление законов; для «наук о духе», или исторических и социальных наук, — идиографический (индивидуализирующий) метод, ориентированный на установление и описание неповторимых в своей индивидуальности фактов и событий действительности. Но если для баденской школы звеном, связующим обе научные сферы, был субъект познания, а именно его воля, относящая познаваемый предмет к априорным ценностям (в исторических и социальных науках) либо не относящая его к ним (в естественных науках), то для Кассирера, последнего представителя марбургской школы Н., общим опосредующим принципом философско-антропологического уровня стала «символическая функция сознания», проявляющаяся в способности человека к символизации, обозначению. Большинство филос. социологических и культурологических течений 20 в. — феноменология, экзистенциализм, философская антропология, социология знания, понимающая социология, формальная социология, социальная антропология, этно-методология — выросли из Н., вобрав в себя и трансформировав его важнейшие идеи. Их основоположники — Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Шере, К. Манхейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Л. фон Визе, Б. Малиновский, Г. Гарфинкель и др. — испытали влияние Н. Неокантианская философия науки стала также одним из важнейших источников неопозитивизма и последующих исследований в области методологии научного познания.

  21. Источник: Философская энциклопедия



  22. Новейший философский словарь

    НЕОКАНТИАНСТВО - философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии. Появилось в 60-е 19 в. в обстановке глубокого кризиса спекулятивно-идеалистических систем Шеллинга и Гегеля, а также вульгарного материализма, оказавшихся методологически беспомощными в деле философского осмысления результатов быстро развивавшейся науки того времени. В поисках наиболее основательной и надежной философский традиции разработки логико-гносеологических и методологических проблем ученые и философы обращаются к учению Канта, которое объективно отличалось своим крайне выгодным местом и ролью в европейском и особенно немецком духовном развитии. Философия Канта была непосредственно ориентирована на математическое естествознание своего времени и в качестве главной своей цели считала обоснование научного знания и поиски возможных условий его существования. Более того, Кант как бы предшествовал тому ходу развития, которое завело немецкую философию в тупики спекулятивного системотворчества. Появлению Н. во многом способствовали публикации работ Фишера и Э. Целлера, а сам лозунг «Назад к Канту!» был сформулирован в 1865 О. Либманом, опубликовавшим книгу под названием «Кант и эпигоны», каждая из глав которой заканчивалась словами: «Нужно поэтому возвратиться назад к Канту». Определенную роль в возникновении Н. сыграли также новейшие исследования по физиологии внешних чувств, представленные трудами И. Мюллера и Г. Гельмголь-ца. Один из первых неокантианцев - Ф.А. Ланге, - формулируя программные задачи этого течения, считал центральной из них - противопоставить распространявшемуся в то время среди естествоиспытателей материализму критический идеализм Канта, соответствующим образом переработанный и дополненный результатами физиологических исследований. Начинается тщательная и кропотливая работа по изучению кантовского наследия, появляются новые издания его сочинений, пишутся подробные комментарии к его главному труду - «Критика чистого разума», а с 1897 по инициативе X. Файхингера начинает издаваться специальный журнал «Kant Studien». Постепенно Н. становится одним из господствующих философских учений в университетах Германии и Франции, а оттуда проникает и в Россию, демонстрируя тем самым своеобразную реализацию философской традиции в новых социально-исторических условиях. Несмотря на ряд общих принципов: 1) рассмотрение философии в качестве метода достижения позитивного знания, а не как самого это знания, и следующий отсюда отказ от притязаний онтологии на статус философской дисциплины; 2) признание наличия обусловливающих познание априорных форм; 3) ограничение самого познания сферой опыта и т.д. - Н. никогда не было однородным философским направлением. С первых дней своего возникновения оно представляло собой скорее ряд течений, пытавшихся развить отдельные положения философии Канта. И хотя все они ставили в качестве главной одну и ту же цель - обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии, - можно говорить о существовании нескольких, принципиально отличных друг от друга интерпретаций ортодоксального Канта, а, следовательно, и о различных направлениях внутри самого Н.: а) физиологическом, непосредственно связанном с именами Гельмгольца и Ланге, рассмотревшими кан-товское положение об априорных формах сознания на основе достижении физиологии внешних органов чувств и превративших эту априорность в единство психофизиологической организации познающего субъекта; б) реалистическом (А. Риль, О. Кюльпе), сохранившем кантовскую «вещь в себе» в качестве необходимой предпосылки познавательного процесса (в виде основания материала ощущений) и рассматривающем рассудок только как оформляющий, но не создающий сами предметы; в силу этого данное направление оказалось наиболее близким к традиционным взглядам своего предшественника; в) психологическом, складывавшемся внутри Н. в начале 20 в. (Л. Нельсон) и обосновывавшем значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции; характерной особенностью этого направления явилась также своеобразная интерпретация субъекта познания в качестве эмпирического, а не трансцендентального; г) трансцендентально-логическом и д) трансцендентально-психологическом, представленных соответственно Марбургской и Баденской (Фрейбургской) школами Н.

  23. Источник: Новейший философский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    неокантиа́нство

    течение философии второй половины XIX — начала XX вв., пытавшееся возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А. Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (X. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства — противопоставление бытия и долженствования; социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма.

    * * *

    НЕОКАНТИАНСТВО

    НЕОКАНТИА́НСТВО, философское движение второй половины 19 в., возникшее под лозунгом «назад к Канту» (Zurueck nach Kant). Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, которые рассматривались во многом в качестве противовеса позитивизму и посткантовскому идеализму.

    Возобновление интереса к Канту(см. КАНТ Иммануил) связано с работами крупнейших историков мысли К. Фишера(см. ФИШЕР Куно) («Жизнь Канта и основы его учения», 1860), Ф. А. Ланге(см. ЛАНГЕ Фридрих Альберт) («История материализма», 1866), О. Либмана(см. ЛИБМАН Отто) («Кант и эпигоны», 1865).

    Часть представителей неокантианства – «кантофилологи» (Э. Адикес, Х. Файхингер(см. ФАЙХИНГЕР Ханс)) — видели главной своей задачей создание как можно более адекватного образа кантовской философии [этой цели служила подготовка «Академического издания» работ Канта – которое продолжается до сих пор, с 1900 г. вышло 29 томов – основание кантовского общества (1904 г.) и журнала Kant-Studien (1896г.), а также подробнейшие комментарии основных сочинений Канта)]. Другие усматривали в философии Канта удобный трамплин для собственных эпистемологических, психологических, онтологических или аксиологических учений. Наиболее значимые результаты были получены представителями так называемой «Марбургской» (Г. Коген(см. КОГЕН Герман), П. Наторп(см. НАТОРП Пауль), Э. Кассирер(см. КАССИРЕР Эрнст)) и «Баденской» (В. Виндельбанд(см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм), Г. Риккерт(см. РИККЕРТ Генрих)) школ. Коген и Наторп развивали трансценденталистские(см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ) мотивы кантовской философии, причем под трансцендентализмом понималось выявление логической структуры знания (всякий же «психологизм» отметался). Изменению в этой связи подверглось и понятие «вещи в себе(см. ВЕЩЬ В СЕБЕ)». Оно трактовалось как идея завершения опыта, как бесконечная задача человеческого разума. Трансцендентальный метод Канта предлагалось распространить за пределы выявления условий возможности естествознания и математики на все другие сферы духовной деятельности человека.(см. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА)

    Баденская школа(см. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА) акцентировала внимание на другом аспекте кантовской философии, а именно на интересе Канта к нормативным принципам. На основе разработки различных аспектов нормативности баденцами была осуществлена классификация наук и выявлена специфика наук о духе в отличие от наук о природе. Важнейшими отличительными чертами наук о духе (в противовес «номотетическим» естественным наукам) признавался интерес к индивидуальному, а также соотнесение духовных фактов с ценностями (добром, красотой и т. п.) В других течениях неокантианства и близких к нему направлений предпринимались попытки использовать кантовские разработки учения о познавательных способностей в психологических и психофизических учениях (Й. Мейер, Л. Нельсон(см. НЕЛЬСОН Леонард)), а также в построении новых типов онтологий (Ф. Паульсен(см. ПАУЛЬСЕН Фридрих), Н. Гартман(см. ГАРТМАН Николай)).

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Советская историческая энциклопедия

    идеалистич. филос. направление, возникшее в Германии во 2-й пол. 19 в. под лозунгом "назад к Канту!" (начало было положено книгой нем. философа О. Либмана "Кант и эпигоны" - О. Liebmann, "Kant und die Epigonen", Stuttg., 1865). В дальнейшем получило распространение также во Франции, Италии, России. Н. представляет собой восстановление и развитие идеалистич. и метафизич. черт философии И. Канта, ее интерпретацию в духе субъективного идеализма при игнорировании ее материалистич. и диалектич. элементов.

    Из многочисл. школ Н. на ист. науку наибольшее влияние оказала т. н. фрейбургская (или баденская) школа, возникшая в 90-х гг. 19 в. (гл. представители - В. Виндельбанд, Г. Риккерт). В центре ее внимания были проблемы логики и методологии ист. познания. Подвергнув критике позитивистскую идею единства науч. знания, а также традиц. деление наук по их предмету на "науки о природе" и "науки о духе", неокантианцы предложили классификацию наук по их методу и формальным познавательным целям. Согласно их взглядам, одни науки (естественно-математические) занимаются познанием общего, формулированием универсальных законов, другие (ист. науки, в широком смысле - науки о культуре) имеют дело с отдельными, единичными, особенными, неповторимыми событиями; для первых типичен обобщающий, генерализирующий, номотетический (от греч. nomos - закон и tetos - установленный) метод, для вторых - индивидуализирующий, идиографический (от греч. idios - собственный, частный, особенный и grapo - пишу) метод. Риккерт не отрицает необходимости в истории определенных общих понятий, но подчеркивает, что они играют исключительно служебную роль и не являются отражением ист. действительности. Науки о культуре, руководствующиеся индивидуализирующим методом, с точки зрения Н. гораздо ближе (чем естествознание) к действительности, в к-рой якобы не существует ничего общего, но всегда имеется индивидуальное, непосредственное, неповторимое.

    Индивидуализирующий метод Н. имел определенное рациональное содержание, поскольку он был заострен против позитивистского социологизма, недо- оценивавшего познание особенного и единичного. Но неокантианцы метафизически противопоставили общее особенному, а под флагом защиты специфики истории свели по существу задачу ист. знаний к описанию специфического, единичного. Неокантианская методология истории, отрицая самую возможность историч. законов, была прямо направлена против марксистского понимания истории как естественно-ист. процесса. Н. выдвигало на первый план ценностный аспект ист. познания: единственный критерий отбора ист. фактов, по Риккерту, это соотнесение их с какими-то общезначимыми культурными ценностями. История, таким образом, предполагает наличие какой-то неисторич. философии ценностей, а сами ценности мыслятся как нечто внеисторическое, трансцендентное.

    Неокантианская методология истории оказала большое влияние на бурж. историографию конца 19 - нач. 20 вв., отразив кризис бурж. ист. науки эпохи империализма. Эта методология была воспринята как теоретич. обоснование характерной для традиционной бурж. историографии (особенно школы Л. Ранке) описательности, фактографии, отказа от обобщений и от выявления ист. закономерностей ист. наукой. Последователями Н. были Г. Белов, Ф. Мейнеке, Ф. Рахфаль, Э. Бернхейм - в Германии, Вен. М. Хвостов, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. М. Петрушевский (в поздний период деятельности) - в России. В применении неокантианских установок к социологии и конкретно-ист. исследованиям большую роль сыграл М. Вебер, к-рый несколько смягчил риккертовское противопоставление генерализирующего и индивидуализирующего методов (путем разработки учения об "идеально-типических понятиях" в обществ. науках) и дополнил Н. заимствованным у В. Дильтея методом "понимания".

    В конце 19 - нач. 20 вв. Н., особенно философия т. н. Марбургской школы Н. (Г. Коген, П. Наторп, Ф. А. Ланге, Р. Штаммлер и др.), к-рая в области социальных наук развивала учение "этического социализма" (социализм рассматривался как чисто нравственная программа), широко использовалось ревизионистами (Э. Бернштейном, К. Шмидтом, М. Адлером, К. Форлендером и др.) для борьбы против материалистич. понимания истории и революц. учения марксизма. Неокантианскую методологию подвергли обстоятельной критике Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, раскрывший объективную связь между неокантианской методологией и клас. интересами буржуазии.

    В дальнейшем влияние Н. пошло на убыль. Наметилась тенденция к сближению Н. с открыто иррационалистической "философией жизни" (Г. Зиммель, Э. Кассирер). Логико-методологич. исследование обществ. наук, начатое Н., было продолжено неопозитивизмом, хотя с иных философских позиций. В наст. время Н. не образует самостоят. философского течения, но выдвинутые им идеи все еще имеют хождение среди бурж. историков, особенно ФРГ (Г. Риттер и др.).

    Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18 (т. 14); его же, Еще одно уничтожение социализма, там же, т. 25 (т. 20); Плеханов Г. В., О книге Г. Риккерта, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; Ситковский Е. П., Неокантианство, в кн.: Из истории философии XIX в., М., 1933; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М., 1933; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тбилиси, 1960; Данилов А. И., Проблемы агр. истории раннего средневековья в нем. историографии конца XIX - нач. XX в., (М.), 1958; его же, Теоретико-методологич. проблемы историч. науки в бурж. историографии ФРГ, в сб.: Ср. века, в. 15, М., 1959; Кон И. С., Философский идеализм и кризие бурж. исторической мысли, М., 1959; Григорьян В. Т., Неокантианство. Критич. очерк, М., 1962; Klaus G., Schulze H., Windelband und Methodologie der Geschichtswissenschaft, "ZG", 1965, No 7. См. также лит. при ст. М. Вебер, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, там же см. их соч.

    И. С. Кон. Ленинград.

  27. Источник: Советская историческая энциклопедия



  28. Энциклопедия социологии

    - англ. Neo - Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден-скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить априорность познания, противопоставить бытие и долженствование, принципы этического социализма.

  29. Источник: Энциклопедия социологии



  30. Социологический словарь

    (NEO-KANTIANISM) Общее название ряда интеллектуальных течений в Германии в период с 1870-х по 1920-е гг., возвращавшихся к философии И. Канта. Неокантианцы внесли важный вклад в социологическую дискуссию об эпистемологии. Так, кантовский принцип, состоящий в том, что разум играет активную роль в постижении природного мира, стал ведущей чертой социологии Г. Зиммеля. Познание социального мира — это всегда конструктивное познание, предполагающее селекцию и интерпретацию фактов, а не простой их сбор. Если Кант утверждал, что опытное познание природных феноменов детерминируется априорными категориями, то Зиммель пытался показать, каким образом социальная реальность может изучаться с точки зрения постоянных социальных форм, в которых выкристаллизовывается различное содержание социальной жизни. Несмотря на то, что неокантианство было оттеснено на задний план, например, дискуссиями между представителями критической теории и позитивистами, основные положения неокантианской мысли по-прежнему оказывают влияние на философию социальных наук. См. также: Вебер; Герменевтика; Критическая теория; Позитивизм; Methodenstreit.

  31. Источник: Социологический словарь



  32. Толковый словарь по социологии

    - англ. Neo- Kantianism; нем. Neokantianismus. Философские направления, исходь 199 Яеокеймсианстпво щие из учения И. Канта. В Н. различают: марбургскую школу и баден-скую школу. Н. характеризуется попыткой преодолеть кантовский дуализм, утвердить априорность познания, противопоставить бытие и долженствование, принципы этического социализма.

  33. Источник: Толковый словарь по социологии



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник: