«Погрузочная машина (горная)»

Погрузочная машина (горная) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Погрузочная машина (горная)»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Погрузочная машина горная, предназначена для погрузки полезных ископаемых и породы в транспортные средства в подземных условиях. Получили распространение в забоях при проведении горных выработок и при добычных работах. П. м. различают по способу захвата насыпного груза, типу рабочего органа, способу передачи груза в транспортные средства.

    Технические характеристики некоторых погрузочных машин, изготовляемых в СССР

    Модель

    Рабочий орган

    Про-изво- дите- льно сть, м3/мин

    Габариты, мм

    Ход машины

    Мас- са, т

    дли- на

    ши- рина

    высота

    макс.

    транс- портная

    ППН-1c

    Ковш ёмкостью 0,25 м3

    0,8

    2270

    1320

    2250

    1600

    Рельсо- вый

    3,5

    ППН-2

    Ковш ёмкостью 0,32 м3

    1,0

    2250

    1320

    2350

    1600

    То же

    4,7

    ППМ-4

    То же

    1,1

    7430

    1400

    2250

    1725

    »

    9,0

    ППН-2г

    »

    1,0

    2600

    1450

    2550

    1600

    Гусенич- ный

    4,8

    ППН-4г

    Ковш ёмкостью 0,8 м3

    2,0

    3800

    2000

    3000

    2000

    То же

    1,3

    2ПНБ-2

    Нагреба- ющие лапы

    2,0

    7800

    1400

    2600

    1460

    »

    11,8

    ПНБ-3к

    То же

    3,0

    8500

    2000

    2800

    1900

    »

    29,6

    При нижнем захвате материал зачерпывается ковшом (рис.), который при опрокидывании назад разгружается в транспортные средства (машины с прямой погрузкой), высыпается на передаточный конвейер (машины со ступенчатой погрузкой), разгружается опрокидыванием вперёд или в сторону. Боковой захват осуществляется погрузочным органом, представляющим собой наклонную приёмную платформу с парными нагребающими рычагами-лапами или с двумя барами и цепями с консольными скребками; верхний захват ‒ гребком, смонтированным на рукояти, который опускается на горную массу и нагребает её на передаточный конвейер.

    П. м. имеют колёсно-рельсовый, гусеничный и пневмошинный ход; пневматический, электрический и электрогидравлический или автономный дизельный привод, снабженный газоочистительной аппаратурой. Конструкции некоторых П. м. предусматривают возможность установки на них съёмного оборудования (манипуляторов с перфораторами для бурения шпуров, малогабаритных лебёдок для такелажных работ и др.).

    При добычных работах П. м. используются в комплексе с самоходным забойным оборудованием на пневмоколёсном ходу. В забойный комплекс, кроме П. м., входят буровые каретки, вагоны и самосвалы, бульдозеры, зарядчики шпуров и вспомогательные машины (для установки анкерной крепи, оборки кровли, подвоза оборудования, материалов и людей).

    Характеристики некоторых моделей П. м., изготавливаемых в СССР, приведены в табл.

    Зарубежные фирмы «Эймко» (США), «Атлас-Копко» (Швеция), «Зальцгиттер» (ФРГ) и др. изготавливают П. м. с ковшами ёмкостью от 0,1 до 1,15 м3, массой от 1,8 до 25 т с суммарной мощностью двигателей 10‒120 квт, производительностью от 0,3 до 6 м3/мин. Фирмой «Джой» (США) выпускаются машины с парными нагребающими лапами на гусеничном ходу, которые применяют в угольных шахтах и рудниках.

    В СССР разрабатываются новые рабочие органы П. м. (вибрационные, парные нагребающие лапы с верхним расположением), аппаратура для дистанционного и автоматического управления.

    Лит.: Кальницкий Я. Б., Абрамсон Х. И., Родионов Г. В., Подземная механизированная погрузка, М., 1961; Механизация транспортных и погрузочных работ при добыче и складировании горнохимического сырья, М., 1972; Погрузочные, погрузочно-доставочные, транспортные машины и буровое оборудование за рубежом, ч. 1‒2, М., 1973.

    М. П. Мочалин.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.