Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Иог-Бернг., Basedow) — собственно Иог.-Беренд Басседау, также Беренгард из Нордальбингена, как он сам часто называл себя; род. 11 сент. 1723 в Гамбурге, где отец его был парикмахером. Окончив училище "Johanneum" и затем (1741—44 гг.) Гимназию в Гамбурге, Б. в 1744 г. отправился в Лейпциг и здесь в продолжение трех лет изучал философию и богословие, не столько посещая университетские лекции, сколько читая и размышляя дома, и таким образом вырабатывая "свои собственные, не заученные с чужих слов мнения". В 1753 г. Б. назначен был доцентом так наз. Рыцарской академии в Соре, но в 1761, за свои, шедшие в разрез с догматическим лютеранством религиозные воззрения перемещен преподавателем Гимназии в Альтону. Здесь он напечатал "Philaletie" (2 т., Альтона, 1763 г.) и "Theoretisches System der gesunden Vernunft" (1765 г.), вызвавшие бурю среди ортодоксального лютеранства, так что Б. был объявлен всенародно лжеучителем и лишенным причащения. Это гонение в связи с огромным влиянием, произведенным на него "Эмилем" Руссо (1762 г.), побудило Б. выступить реформатором дела воспитания во всей Германии, а если окажется возможным, и в других странах. Воодушевленный идеями Руссо и хорошо знакомый с воззрениями Коменского, Б. написал "Methodenbuch für Väter und Mütter der Familien und Völker" (Лейпц., 1773 г.) и в 1768 г. выступил с "Vorstellung an Menschenfreunde und vermögende Männer, über Schulen, Studien und ihren Einfluss in die öffentliche Wohlfahrt", где вместе с тем давал законченный план элементарного педагогического сочинения, которое, по словам автора, должно было стать "азбукой реального и номинального человеческого познавания". Развитые в этом труде идеи и план педагогического сочинения нашли сочувственный отклик и материальную поддержку, и было собрано до 15000 тал., предоставленных в распоряжение Б. В 1774 г. появилось проектированное им педагогическое сочинение ("Elementarwerk", в 4 т., с 100 гравюрами, большей частью Ходовецкого) с переводом на французский (Губера) и латинский (Мангельсдорфа) языки. Леопольд-Фридрих-Франц, герц. дессауский, поручил Б. практически осуществить его педагогическую систему в особом училище, которое, в 1774 г., было основано последним в Дессау, под названием "Philantropin". Это был пансион для учеников от 8 до 18 летнего возраста, обучаемых языкам немецкому, французскому, латинск. и греч. и кроме того "всем наукам, потребным в благоустроенном обществе, а также всем училищным и гимназическим предметам, до приготовительных к университетским включительно" — как значилось в программе пансиона. Велик был энтузиазм, вызванный этим педагогическим заведением, которое по мысли основателя должно было дать воспитание "не католическое, лютеранское или реформатское, а христианское", и где "учебники свободны от нетерпимости богословско-догматического христианства". В числе одобрительных отзывов о пансионе Б. и педагогических началах, положенных в основание его, были отзывы таких авторитетов, как Рохов, Гамбах, Изелин, Кант, Эйлер и др., и подобные воспитательные заведения стали возникать во многих местах в Германии и Швейцарии. Энтузиазм, однако, значительно остыл впоследствии, когда выяснилась крайняя односторонность Б., не дававшая ему видеть хорошее в старом и там, где оно было. С 1778 года он жил то в Дессау, то в Лейпциге, то в Галле и Магдебурге, постоянно борясь за идею рационального воспитания. 25 июля 1790 г. Б. умер в Магдебурге. Незадолго перед кончиной он произнес следующие, хорошо характеризующие его слова: "Я желаю быть анатомированным для пользы моих сограждан".

    Б. обладал натурой кипучей, энергичной и смелой, более склонной к разрушению старого, чем к созиданию нового. В своей воспитательной системе он нередко впадал в крайности; слепо веря в свою методу, единственно целесообразную, по его мнению, он мало обращал внимания на индивидуальные особенности учащихся и обучающих; наконец, он не сознавал в точной мере всей громадной роли христианства и образовательного значения древних языков в деле воспитания. Тем не менее Б. принадлежит неоспоримая заслуга выяснения полной несостоятельности старого традиционного метода воспитания, который оставлял в пренебрежении физическое развитие учеников, не признавал предметами, достойными изучения, ни родного языка, ни естественных наук. Также, благодаря Б., получило право гражданства изучение новых языков наряду с древними, и таким образом мало-помалу стал выясняться предрассудок, в силу которого истинное образование полагалось исключительно в основательном знании греческого и латинского языков. Наконец, особенная заслуга Б. перед немецкой школой состоит в том, что он первый дал толчок наглядному обучению (знакомство с предметом перед ознакомлением со словом), значительно смягчил бич старых школ — заучивание наизусть, и вообще постоянно указывал на необходимость заставить ученика полюбить школу. Ср. Ратмана (Rathmann), "Beiträge zur Lebensgeschichte B-s aus seinen Schriften und anderen echten Quellen" (Магдеб., 1791 г.), Майера (Mayer), "Charakter und Schrifton B-s" (2 т., Гамбург, 1791—92 гг.).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Basedow)

    Иоганн Бернхард (11.9.1724, Гамбург, — 25.7.1790, Магдебург), немецкий педагог, основатель филантропинизма (См. Филантропизм). Выражая интересы молодой немецкой буржуазии, критиковал современную ему школу за схоластику и отрыв от жизни, настаивал на преподавании естественных дисциплин и новых языков. Был сторонником веротерпимости. Стремился не допустить вмешательства церкви в дела своего филантропина (воспитательное учреждение типа интерната), открытого им в Дессау (1774). Филантропии Б., хотя в него и принимались дети из различных слоев общества, сохранял черты сословных учебных заведений. Учащиеся делились на пансионеров (дети знатных родителей, их готовили к поступлению в университет) и фамулянтов (дети бедных родителей, будущие гувернёры).

    Соч.: Ausgewahite Schriften, Langensalza, 1880; Elementarwerk..., bearb. von Т. Fritzsch, Bd 1—3, Lpz., 1909.

    Лит.: Пискунов А. И., Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII—начала XIX вв., М., 1960.

    А. И. Пискунов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. базе́дов;
    2. базе́дова;
    3. базе́дово;
    4. базе́довы;
    5. базе́дова;
    6. базе́довой;
    7. базе́дова;
    8. базе́довых;
    9. базе́дову;
    10. базе́довой;
    11. базе́дову;
    12. базе́довым;
    13. базе́дов;
    14. базе́дову;
    15. базе́дово;
    16. базе́довы;
    17. базе́дова;
    18. базе́дову;
    19. базе́дово;
    20. базе́довых;
    21. базе́довым;
    22. базе́довой;
    23. базе́довою;
    24. базе́довым;
    25. базе́довыми;
    26. базе́довом;
    27. базе́довой;
    28. базе́довом;
    29. базе́довых.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    : ~а болезнь (exophthalmic) goitre.

  7. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  8. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    базедова болезнь — maladie f de Basedow , goitre m exophtalmique

  9. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  10. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    прил.

    базе́дова боле́знь — enfermedad de Basedow

  11. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  12. Философская энциклопедия

    БАЗЕДОВ

    (Basedow)

    Иоганн Бернгард (род. 11 сент. 1723, Гамбург – ум. 25 июля 1790, Магдебург) – нем. педагог. Под влиянием Руссо внес в нем. просвещение теорию естественного и разумного воспитания, создав тем самым движение филантропизма. Осн. произв.: «Methodenbuch fьr Vдter und Mьtter der Familien und Vцlker», 1770.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Энциклопедический словарь

    БАЗЕ́ДОВ -а, -о.

    Базе́дова болезнь. Болезнь, вызываемая нарушением функции щитовидной железы и сопровождающаяся нередко пучеглазием; тиреотоксико́з. По фамилии врача К. Базедова (1799 - 1854), впервые описавшего эту болезнь.

  15. Источник: Энциклопедический словарь