«Проповедь»

Проповедь в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Проповедь»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Современная энциклопедия
  10. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Литературная энциклопедия
  19. Энциклопедия Кольера
  20. Философская энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  23. Энциклопедия социологии
  24. Толковый словарь по социологии
  25. Тезаурус русской деловой лексики
  26. Большой Энциклопедический словарь

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. — "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и, в частности, законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан., XVI, 13; XIV, 26; Матф., X, 19; Марк., XIII, 11; Лук., XII, 12; 1 Кор., II, 4, 12, 13; посл. ап. Иоан., II, 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усваивает право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 58-е и прав. 64-е VI-го вселен. собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала к крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников — пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, появляющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторые сектанты — мистики и русские хлысты — думают, что всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.), П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни — благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний и в 1 послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре проповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия (γλώσσαις λαλεϊν) апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства проповедник становился вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии — энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен — психическая их основа — не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к не ведающим Христа, тоже поручается не иначе как священникам или иеромонахам или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так называемые внебогослужебные собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное, личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы, например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви — о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произнесении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св. Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не усвоялось названия П. (λογος ωμιλια), замененное названием Εκφράσις (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражанию языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессора Киевской академии из мирян произносят П. в храмах на так называемых пассиях, вечерних богослужениях двух недель Великого поста. Подробнее см. "Гомилетика" Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб., 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).

    Н. Б—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См. Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.

    На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).

    Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: М. Лютер провозгласил П. центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См. Литургия). В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион,Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил.В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).

    Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929.

    С. С. Аверинцев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. про́поведь;
    2. про́поведи;
    3. про́поведи;
    4. про́поведей;
    5. про́поведи;
    6. про́поведям;
    7. про́поведь;
    8. про́поведи;
    9. про́поведью;
    10. про́поведями;
    11. про́поведи;
    12. про́поведях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Ожегова

    ПРО́ПОВЕДЬ, -и, жен.

    1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.

    2. перен., чего. Распространение каких-н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Действие по знач. глаг. проповедовать.

    [Кирилл] занимался проповедью евангелия язычникам на северных границах империи. Чернышевский, О времени происхождения славянских письмен. Соч. О. Бодянского.

    Наряду с проповедью языка Шевченка и Котляревского, он горячо пропагандировал также знакомство галицкой молодежи с русской передовой литературой. Короленко, История моего современника.

    2.

    Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви.

    Воскресная проповедь.

    || перен. разг.

    Нравоучительная речь; поучение, наставление.

    Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. — Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Пушкин, Капитанская дочка.

    — Не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи. Чехов, Тина.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПРО́ПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, жен.

    1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.

    || перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов.

    2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений. «- Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием…» Ленин

    (1919 г.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

    отт. перен. разг. Наставление, нравоучение.

    2.

    Распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.

    отт. перен. разг. Пропагандирование каких-либо взглядов, чьих-либо идей.

    3.

    Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ПРОПОВЕДЬ - 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).

    2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.

    3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Современная энциклопедия

    ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 - 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповедь Кирилла Туровского). 2) Религиозное поучение, произносимое священнослужителем в конце литургии.

  17. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  18. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  19. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) sermon, homily читать проповедь ≈ preach
    2) перен. propagation, spreadingж.
    1. homily, sermon (тж. перен.);

    2. (распространение какого-л. учения, теории) preaching, propagation, spreading, advocacy.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)Predigt f

    2)перен. Verbreitung f, Propaganda f



    Нагорная проповедь рел. — Bergpredigt f

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    проповедь ж 1. Predigt f c 2. перен. Verbreitung f, Propaganda f а Нагорная проповедь рел. Bergpredigt f

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    проповедьPredigt

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)рел. sermon m

    2)перен. propagande f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. церк.

    sermón m, prédica f (тж. перен.)

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)рел. predica

    2)разг.(нравоучение) sermone m, omelia

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Литературная энциклопедия

    Проповедь

    ПРОПОВЕДЬ — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литературного стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской литературе, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом литературных жанров (термин «П.» однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — «Слово» и «Поучение»). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона (XI век) и Кирилла Туровского (XII век), очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их давших для своего времени незаурядные по литературному мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны «Слова» Серапиона Владимирского (XIII в.), «Слово похвальное» инока Фомы (XV век), «Слова» Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством.Библиография:

    Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.

  35. Источник: Литературная энциклопедия



  36. Энциклопедия Кольера

    речь на моральную или религиозную тему, адресованная церкви или религиозному собранию. Подобные наставления практиковались в еврейской синагоге, откуда проповедь была заимствована христианской церковью, и уже Юстин Мученик (ок. 150) описывает ее как неотъемлемую часть литургии. В раннехристианской церкви проповедь входила в обязанности епископа, и на пресвитера она была возложена лишь после того, как диоцезы разрослись и епископ был уже не в состоянии обращаться ко всей своей пастве. В Римско-католической и Православных церквах проповедь является составной частью литургии (мессы) и предназначена толковать и разъяснять Библию и символ веры. Проповедь занимает важное место в протестантском богослужении, поскольку реформаторы придавали большое значение Библии. Традиционно, проповедь является изложением какого-нибудь отрывка из Писания или какого-либо аспекта христианского вероучения.

    См. также ГОМИЛЕТИКА.

    ЛИТЕРАТУРА

    Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991 Шмеман А. Воскресные беседы. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  37. Источник: Энциклопедия Кольера



  38. Философская энциклопедия

    ПРОПОВЕДЬ

    1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.

  39. Источник: Философская энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    ПРО́ПОВЕДЬ -и; ж.

    1. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. П. священника, пастора. Произнести п. Воскресная п.

    2. Неодобр. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Твои проповеди всем уже надоели. С утра до вечера читает нам проповеди.

    * * *

    про́поведь

    1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (IX—V вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе — проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).2) Наставление, произносимое в церкви священнослужителем в конце литургии с целью разъяснить прихожанам учение Христа; проповедь — предмет изучения богословской дисциплины — гомилетики.3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.

    * * *

    ПРОПОВЕДЬ

    ПРО́ПОВЕДЬ,

    1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9—5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе — проповеди митрополита Илариона(см. ИЛАРИОН (митрополит)), Кирилла Туровского(см. КИРИЛЛ Туровский)).

    2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.

    3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    пр’оповедь (проповедование) — возвещение слова Божия (Иоан.15:3; Деян.13:5; Евр.13:7 ), поучение (Екк.), пророчество (Ион.3:4 ), свидетельство о правде (2Пет.2:5 ) и чудесах Божиих (Пс.18:2 ) и просто восхваление чего-то (Мих.2:11 ). Но главным образом это слово обозначает возвещение радостной (благой) вести о спасении через веру в Иисуса Христа, возвещение Евангелия (совершенное Самим Господом и Его Апостолами), поэтому это слово встречается в основном в Новом Завете. Господь Иисус Христос проповедал (возвестил) слово Божие не только всем людям (1Тим.3:16 ), но и духам (1Пет.3:19 ), и дело проповеди поручил также Своим ближайшим ученикам — Апостолам (Мат.28:19; Мар.16:15; Деян.1:8; Деян.9:15; Рим.1:5 ). Апостолы выполнили Его наказ и благая весть была возвещена ими во всем мире (Рим.1:8; Рим.14:25; Кол.1:6,23).

    Люди часто говорят и поступают так, как будто весть о Боге и спасении нужно непременно в устной или письменной форме довести до каждого отдельного человека. Но это неверно. Бог доступен и близок всем (Исх.9:16; Нав.4:24; Пс.18:2,4; Пс.48:2; Пс.97:3; Пс.104:7; Пс.112:3; Пс.116:1; Ис.49:6; Ис.62:11; Лук.2:30 -31; Отк.5:6 ). Он открывается даже и не ищущим Его (Ис.65:1; Деян.13:47 ). Поиск Бога, истины, добра остается всегда на ответственности каждого отдельного человека (Деян.17:27; Рим.1:20; Рим.10:18,20; Рим.15:11 ). Научение и разъяснение — это вторичное дело, полезное для принявших благую весть, Христа (Иоан.6:44,65; Иоан.10:29; Иоан.17:6 ). И ошибаются многие чрезмерно активные миссионеры, думая, что от их усилий зависит «обращение всего мира». Ап. Павел однажды проповедовал около двух лет в одном и том же помещении в Ефесе (Деян.19:9 ), но все жители Асии (Малой Азии) услышали (были ответственны услышать) его проповедь (Деян.19:10, срн. Иер.36:10 ) (а выражение «во свидетельство» в Мат.24:14 значит: «для сведения» тем, кто не принял в свое время, срн. Отк.14:6 -7).

  43. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  44. Энциклопедия социологии

    - англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3. Активное распространение к.-л. идей и взглядов.

  45. Источник: Энциклопедия социологии



  46. Толковый словарь по социологии

    - англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3. Активное распространение к.-л. идей и взглядов.

  47. Источник: Толковый словарь по социологии



  48. Тезаурус русской деловой лексики

  49. Источник:



  50. Большой Энциклопедический словарь

    ПРОПОВЕДЬ
    ПРОПОВЕДЬ - 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).

    2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.

    3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  51. Источник: