христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки — гомилетики (см.; там же и история П.). Главный вопрос в этом учении — о существе и природе П. — доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. П. представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием, или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, которые были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. — "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) определяет П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и, в частности, законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан., XVI, 13; XIV, 26; Матф., X, 19; Марк., XIII, 11; Лук., XII, 12; 1 Кор., II, 4, 12, 13; посл. ап. Иоан., II, 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, — что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усваивает право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 58-е и прав. 64-е VI-го вселен. собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касается античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала к крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников — пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, появляющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторые сектанты — мистики и русские хлысты — думают, что всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.), П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподается в таинствах каждому христианину для жизни — благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П. как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме, или прототипы. В книге Деяний и в 1 послании к Коринфянам указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обусловливается степенью присутствия в пастыре проповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. — глоссолалия (γλώσσαις λαλεϊν) апостольских времен, названная так по временной ее особенности — благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства проповедник становился вне себя (аще в теле, аще вне тела, не вем, говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сопровождаться речами "истолкователей". Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще определяется в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии — энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия — вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен — психическая их основа — не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к не ведающим Христа, тоже поручается не иначе как священникам или иеромонахам или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную, или так называемые внебогослужебные собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное, личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебные собеседования поручаются в храмах и залах лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы, например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий. Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви — о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедовать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит Московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии — митрополит Московский Платон); его преемник — студенту Дроздову (впоследствии — митрополит Московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произнесении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св. Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не усвоялось названия П. (λογος ωμιλια), замененное названием Εκφράσις (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражанию языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессора Киевской академии из мирян произносят П. в храмах на так называемых пассиях, вечерних богослужениях двух недель Великого поста. Подробнее см. "Гомилетика" Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб., 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885).
Н. Б—в.
дидактическое произведение ораторского типа, содержащее этичные требования (обычно с религиозной окраской) и понуждающее слушателя к эмоциональному восприятию этих требований. П. первоначально была вызвана к жизни великими духовными движениями 9—5 вв. до н. э., прошедшими через культуры Европы и Азии (в Индии — буддизм и джайнизм, в Иране — зарождение зороастризма, в Израиле — выступление пророков, в Греции — орфики, ионийская философия и пифагореизм, в Китае — Конфуций и Лао-цзы), когда автоматизм родового сознания впервые ослабился настолько, что создалась возможность для теоретического осмысления жизненной позиции человека. Все эти движения создали свой тип П. [ср. речи пророков (См. Пророки) в Ветхом завете и Заратуштры (См. Заратуштра) в Авесте, буддийскую литературу (см. Буддизм), проповеднические интонации у Гераклита и Эмпедокла]. Христианство заимствует технику П. у позднеантичного морализма (Сенека, Эпиктет) и одновременно у восточной религиозной пропаганды (преимущественно иудаистской). В 4 в. созревает жанр церковной П., окрашенный эллинистической традицией (характерно, что церковный обиход перенимает термин позднеантичной философии «гомилия», рус. — «гомилетика»). Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский — церковные ораторы античного склада. На грани 4 и 5 вв. греческое церковное красноречие доводит до высшей точки Иоанн Златоуст (между 344 и 354—407), возродивший на новой основе демосфеновскую патетику.
На Западе основы церковной П. закладывают под сильным влиянием Цицерона Амвросий Медиоланский (333 или 340—397) и Августин Блаженный (354—430; в 4-й книге его сочинения «О христианском учении» впервые сформулированы теоретические принципы христианской П.). В течение средневековья П. остаётся одним из центральных жанров и играет роль эталона по отношению к др. формам: вся средневековая религиозная литература есть в той или иной мере П. Начиная с Бернара Клервоского (1090—1153) в западную П. проникают мотивы интимного самоуглубления; эта тенденция нарастает к 13 в., в эпоху Франциска Ассизского (умер 1226) и Антония Падуанского (умер 1231).
Сильные стимулы для развития П. дала Реформация: М. Лютер провозгласил П. центром церковной жизни, поставив её выше литургии (См. Литургия). В 17 в. во Франции общий культурный подъём и нужды полемики с гугенотами и вольнодумцами порождают расцвет литературно-утончённой П., пользующейся стилистическими возможностями Барокко (Ж. Б. Боссюэ, Л. Бурдалу и др.). Древнерусская литература дала таких мастеров П., как митрополит Иларион,Кирилл Туровский и Серапион Владимирский, позже — митрополит Даниил.В русском церковном красноречии 18—19 вв. осуществлялся синтез допетровских традиций с техникой барочной П. (Феофан Прокопович, Стефан Яворский, Платон Левшин).
Лит.: Барсов Н. И., История первобытной христианской проповеди, СПБ, 1885; его же, Очерки по истории христианской проповеди, в. 3 — Представители ораторско-практического типа проповеди в IV в. на Востоке, Хар., 1895; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 2 изд., 1971; Norden Е., Agnostos theos. Untersuchungen zur Formengeschichte religiöser Rede, Lpz., 1929.
С. С. Аверинцев.
ПРО́ПОВЕДЬ, -и, жен.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Произнести п.
2. перен., чего. Распространение каких-н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.
-и, ж.
1.
Действие по знач. глаг. проповедовать.
[Кирилл] занимался проповедью евангелия язычникам на северных границах империи. Чернышевский, О времени происхождения славянских письмен. Соч. О. Бодянского.
Наряду с проповедью языка Шевченка и Котляревского, он горячо пропагандировал также знакомство галицкой молодежи с русской передовой литературой. Короленко, История моего современника.
2.
Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви.
Воскресная проповедь.
|| перен. разг.
Нравоучительная речь; поучение, наставление.
Савельича мудрено было унять, когда бывало примется за проповедь. — Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Пушкин, Капитанская дочка.
— Не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи. Чехов, Тина.
ПРО́ПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, жен.
1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь.
|| перен. Наставление, нравоучение (разг.). «Кому вы вздумали читать такую проповедь?» Некрасов.
2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений. «- Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. Это - тоже проповедь, но это проповедь действием…» Ленин
(1919 г.).ж.
1.
Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.
отт. перен. разг. Наставление, нравоучение.
2.
Распространение какого-либо вероучения, идей, взглядов, связанных с той или иной религией.
отт. перен. разг. Пропагандирование каких-либо взглядов, чьих-либо идей.
3.
Сочинение, заключающее в себе наставление, поучение как жанр древнерусской литературы.
ПРОПОВЕДЬ - 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9-5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).
2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.
3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.
ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 - 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповедь Кирилла Туровского). 2) Религиозное поучение, произносимое священнослужителем в конце литургии.
жен.
1) sermon, homily читать проповедь ≈ preach
2) перен. propagation, spreadingж.
1. homily, sermon (тж. перен.);
2. (распространение какого-л. учения, теории) preaching, propagation, spreading, advocacy.
ж
1)Predigt f
2)перен. Verbreitung f, Propaganda f
•
•
Нагорная проповедь рел. — Bergpredigt f
проповедь ж 1. Predigt f c 2. перен. Verbreitung f, Propaganda f а Нагорная проповедь рел. Bergpredigt f
проповедьPredigt
ж.
1)рел. sermon m
2)перен. propagande f
ж. церк.
sermón m, prédica f (тж. перен.)
ж.
1)рел. predica
2)разг.(нравоучение) sermone m, omelia
ПРОПОВЕДЬ — церковный ораторский жанр, имеющий свою весьма разработанную теорию (так наз. гомилетика), привлекаемый к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литературного стиля данной эпохи и в той или иной степени его определяющим. Так, П. так наз. «отцов церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Августина Блаженного, Амвросия, Григория Двоеслова и др. — дают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. Анализ стиля проповедей Лютера образует неотъемлемую часть изучения развития новонемецкой прозы. Проповеди Боссюэта, Бурдалу и др. духовных ораторов XVII в. являют важнейшие образцы прозаического стиля французского классицизма, а проповеди Абрагама де Санта-Клара — стиля немецкого барокко. Таково же значение некоторых видов П. в средневековой русской литературе, с преобладающей ролью в ней церковной культуры и с типичным для нее синкретизмом литературных жанров (термин «П.» однако в эту пору отсутствует и ему соответствуют термины более общие — «Слово» и «Поучение»). В качестве образцов старинной русской домонгольской П., дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона (XI век) и Кирилла Туровского (XII век), очень искусно использовавших соответствующие византийские источники и на основе их давших для своего времени незаурядные по литературному мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют сравнения, антитезы, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, иносказание, риторические обращения, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, наконец элементы пейзажа. Без знакомства с этого рода образцами риторически украшенной П. было бы трудно понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения. В дальнейшем в качестве примеров художественно оформленной П., интересной в стилистическом отношении, могут быть указаны «Слова» Серапиона Владимирского (XIII в.), «Слово похвальное» инока Фомы (XV век), «Слова» Максима Грека. Теория и практика проповеднического искусства расцвели в XVIII в. на Украине, главным образом в произведениях Галеровского, в связи с борьбой Украины с Польшей, нашедшей себе в сфере церковной выражение в борьбе православия с католичеством.Библиография:
Пыпин А. Н., История русской литературы, тт. I—II, изд. 4, СПБ, 1911; Келтуяла В. А., Курс истории русской литературы, ч. 1, СПБ, 1906—1911; Петухов Е. В., Русская литература, изд. 3, П., 1916. Литературу по древней русской П. см. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 1, СПБ, 1899.
речь на моральную или религиозную тему, адресованная церкви или религиозному собранию. Подобные наставления практиковались в еврейской синагоге, откуда проповедь была заимствована христианской церковью, и уже Юстин Мученик (ок. 150) описывает ее как неотъемлемую часть литургии. В раннехристианской церкви проповедь входила в обязанности епископа, и на пресвитера она была возложена лишь после того, как диоцезы разрослись и епископ был уже не в состоянии обращаться ко всей своей пастве. В Римско-католической и Православных церквах проповедь является составной частью литургии (мессы) и предназначена толковать и разъяснять Библию и символ веры. Проповедь занимает важное место в протестантском богослужении, поскольку реформаторы придавали большое значение Библии. Традиционно, проповедь является изложением какого-нибудь отрывка из Писания или какого-либо аспекта христианского вероучения.
См. также ГОМИЛЕТИКА.
ЛИТЕРАТУРА
Антоний, митрополит Сурожский. Проповеди и беседы. М., 1991 Шмеман А. Воскресные беседы. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
1) речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии; 2) активное распространение каких-либо идей и взглядов; 3) произв. ораторского типа, содержащее требование этического, в основном религиозного, характера.
ПРО́ПОВЕДЬ -и; ж.
1. Речь религиозно-назидательного характера, которая обычно произносится в церкви. П. священника, пастора. Произнести п. Воскресная п.
2. Неодобр. Нравоучительная речь; поучение, наставление. Твои проповеди всем уже надоели. С утра до вечера читает нам проповеди.
* * *
про́поведь1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (IX—V вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе — проповеди митрополита Илариона, Кирилла Туровского).2) Наставление, произносимое в церкви священнослужителем в конце литургии с целью разъяснить прихожанам учение Христа; проповедь — предмет изучения богословской дисциплины — гомилетики.3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.
* * *
ПРОПОВЕДЬПРО́ПОВЕДЬ,
1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни становлением мировых религий (9—5 вв. до н. э.). Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе — проповеди митрополита Илариона(см. ИЛАРИОН (митрополит)), Кирилла Туровского(см. КИРИЛЛ Туровский)).
2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.
3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.
пр’оповедь (проповедование) — возвещение слова Божия (Иоан.15:3; Деян.13:5; Евр.13:7 ), поучение (Екк.), пророчество (Ион.3:4 ), свидетельство о правде (2Пет.2:5 ) и чудесах Божиих (Пс.18:2 ) и просто восхваление чего-то (Мих.2:11 ). Но главным образом это слово обозначает возвещение радостной (благой) вести о спасении через веру в Иисуса Христа, возвещение Евангелия (совершенное Самим Господом и Его Апостолами), поэтому это слово встречается в основном в Новом Завете. Господь Иисус Христос проповедал (возвестил) слово Божие не только всем людям (1Тим.3:16 ), но и духам (1Пет.3:19 ), и дело проповеди поручил также Своим ближайшим ученикам — Апостолам (Мат.28:19; Мар.16:15; Деян.1:8; Деян.9:15; Рим.1:5 ). Апостолы выполнили Его наказ и благая весть была возвещена ими во всем мире (Рим.1:8; Рим.14:25; Кол.1:6,23).
Люди часто говорят и поступают так, как будто весть о Боге и спасении нужно непременно в устной или письменной форме довести до каждого отдельного человека. Но это неверно. Бог доступен и близок всем (Исх.9:16; Нав.4:24; Пс.18:2,4; Пс.48:2; Пс.97:3; Пс.104:7; Пс.112:3; Пс.116:1; Ис.49:6; Ис.62:11; Лук.2:30 -31; Отк.5:6 ). Он открывается даже и не ищущим Его (Ис.65:1; Деян.13:47 ). Поиск Бога, истины, добра остается всегда на ответственности каждого отдельного человека (Деян.17:27; Рим.1:20; Рим.10:18,20; Рим.15:11 ). Научение и разъяснение — это вторичное дело, полезное для принявших благую весть, Христа (Иоан.6:44,65; Иоан.10:29; Иоан.17:6 ). И ошибаются многие чрезмерно активные миссионеры, думая, что от их усилий зависит «обращение всего мира». Ап. Павел однажды проповедовал около двух лет в одном и том же помещении в Ефесе (Деян.19:9 ), но все жители Асии (Малой Азии) услышали (были ответственны услышать) его проповедь (Деян.19:10, срн. Иер.36:10 ) (а выражение «во свидетельство» в Мат.24:14 значит: «для сведения» тем, кто не принял в свое время, срн. Отк.14:6 -7).
- англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3. Активное распространение к.-л. идей и взглядов.
- англ. sermon(l)/ preaching(2); нем. Predigt. 1. Дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного характера. 2. Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии. 3. Активное распространение к.-л. идей и взглядов.
2) Речь религиозного характера, произносимая в церкви священнослужителем в конце литургии.
3) Активное распространение каких-либо идей и взглядов.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.