Большая Советская энциклопедия

    гармоника, музыкальный инструмент с проскакивающими металлическими язычками, приводимыми в колебание струей воздуха, нагнетаемого мехами. Первую ручную Г. изобрёл немецкий мастер К. Ф. Л. Бушман в 1822. В России производство Г. возникло в 30—40-х гг. 19 в. (Тула). Отечественные мастера создали много разновидностей Г. двух основных типов. К 1-му относятся Г., на которых при растяжении и сжатии меха каждая кнопка даёт различные звуки. Это Г. тульская, саратовская, «черепашка», бологоевская, белобородовская, касимовская, петербургская (предшественница Баяна), марийская марла-кармонь (обычное распределение звуков в диатоническом строе: до1, ми1, соль1, до2, ми2, соль2, до3 при растяжении меха, ре1, фа1, ля1, си1, ре2, фа2, ля2 при сжатии Г.). На Г. 2-го типа растяжение и сжатие меха не меняет высоты звука. В их числе вятская, ливенка, русянка, елецкая рояльная (предшественница Аккордеона), сибирская, хромка; национальные: татарская, кубос, пшинэ, комуз, выборная азербайджанская. В России одновременно с перечисленными бытовали также немецкие и венские Г., однорядные и двухрядные. Г. является одним из наиболее распространённых народных музыкальных инструментов.

    Лит.: Новосельский А., Книга о гармонике, М. — Л., 1936: Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Мирек А., Справочник по гармоникам, [М.], 1968.

    А. М. Мирек.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. гармо́нь;
    2. гармо́ни;
    3. гармо́ни;
    4. гармо́ней;
    5. гармо́ни;
    6. гармо́ням;
    7. гармо́нь;
    8. гармо́ни;
    9. гармо́нью;
    10. гармо́нями;
    11. гармо́ни;
    12. гармо́нях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ГАРМО́НЬ, -и, жен. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).

    | прил. гармонный, -ая, -ое. Гармонная фабрика.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж. разг.

    То же, что гармоника (в 1 знач.).

    Быстрым движением он снял с плеча гармонь вишневого цвета и бережно растянул ее мехи. Галин, Песня о Макаре Мазае.

    Арсентьев провел Лиду вперед, туда, где две девушки пели и отплясывали под гармонь. С. Антонов, Первая должность.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ГАРМО́НЬ, гармони, жен. (прост.). То же, что гармоника в 1 знач.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Клавишно-пневматический музыкальный инструмент, представляющий собою подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой; гармошка.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    = гармоника;
    разг.ж. разг. см. гармоника.

  13. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    см.гармоника 1)

  15. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    см.гармоника

  17. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. разг.

    (=гармоника)

  19. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  20. Энциклопедический словарь

    ГАРМО́НЬ -и; ж. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент, представляющий собой подвижные меха с растягивающимися складчатыми стенками и с планками по обеим их сторонам, снабженными клавиатурой. Играть на гармони. Двухрядная г. Тульская, вятская г. * За рекой гармонь играет (Исаковский).

  21. Источник: Энциклопедический словарь



  22. Музыкальная энциклопедия

    гармоника, гармония, - клавишно-пневматический инструмент. Корпус состоит из двух частей, между к-рыми помещается воздушный резервуар - мех. Источник звука - проскакивающие язычки. Прототипом инструмента была Г., сконструированная в 1822 нем. мастером К. Ф. Л. Бушманом в Берлине. Венский мастер К. Демиан снабдил Г. набором готовых аккордов для аккомпанемента, каждый из к-рых извлекается при нажатии левой рукой одной клавиши (1829). Г. быстро получила широкое распространение, в т. ч. в России; было создано большое число её разновидностей, сохраняющих, однако, те же осн. черты конструкции. В правой части корпуса Г. размещаются один или неск. комплектов язычков, предназначенных для исполнения мелодии. При сжатии меха воздух движется в одном направлении, при растяжении - в другом. Язычки располагаются парами; один из них звучит при сжатии, другой - при растяжении меха. Если оба они настроены по-разному, то нажатие к.-л. кнопки позволяет извлекать разл. звуки при растягивании и сжатии меха. На Г. т. н. нем. строя при сжатии извлекались звуки с, е, g (в неск. октавах), при растяжении - d, f, a, h; на Г. рус. строя - наоборот; Г. имели 5, 7 и более кнопок. Такая система удешевляла производство и была удобна для музыкантов-любителей. Она была применена во мн. зарубежных и рус. Г. (тульская, саратовская, бологоевская, касимовская, белобородовская, череповка и "черепашка", венская и др.). Инициатором создания рус. гармоники с хроматич. звукорядом был Н. И. Белобородов. Двухрядная клавишная Г. его конструкции была изготовлена мастером Л. А. Чулковым в 1871 или неск. годами позднее. Более прогрессивной является система, при к-рой оба язычка, составляющие пару, настраиваются в унисон. Высота звука на таких Г. не зависит от направления движения меха. Эта система также нашла широкое применение, напр. в сибирской Г., ливенской, елецкой рояльной, вятской "тальянке", "хромке", аккордеоне, баяне. Чтобы обогатить исполнит. возможности инструментов, их стали снабжать неск. комплектами язычков, включавшимися при помощи особых регистров (удвоения в унисон или в октаву). На левой части корпуса помещаются кнопки клавиатур, служащие для аккомпанемента (в нек-рых образцах Г., напр. в оркестровых и в "черепашках", левая часть корпуса была "глухой", без кнопок и клавиш). На Г. с 2 кнопками в левой части корпуса одна даёт при сжатии и растяжении I и V ступени (басы), другая - трезвучия. На Г. с 4 кнопками извлекается и субдоминанта. На первых примитивных Г. даже простейшие муз. произв. звучали искаженно. С увеличением числа кнопок возможности аккомпанемента обогащались. В усовершенствованном виде система "готового" аккомпанемента сохранилась вплоть до наших дней. В России крупнейшим центром производства Г. была Тула. Г. получила широкое распространение у народов Поволжья и Кавказа, где созданы нац. Г. Нек-рые русские, марийские, татарские, кабардинские и др. Г. располагали звукорядами, характерными для нац. фольклора. Большой популярностью пользовались т. н. "венская двухрядная" и "хромка". Наиболее совершенными Г., располагающими хроматич. звукорядом и возможностью аккомпанемента во всех тональностях, являются аккордеон и баян. Г. способствовала формированию и развитию жанра частушки. Нек-рые исполнители достигали в игре на Г. подлинной виртуозности и выступали в концертах (П. Е. Невский, Я. Ф. Орланский-Титаренко и др.). Хотя мн. музыканты отрицательно оценивали роль Г. в развитии нар. муз. культуры, с конца 19 в. Г. начинает считаться характерным рус. инструментом. Чайковский вводит Г. в состав симф. оркестра (2-я сюита), ряд композиторов использует в своих сочинениях гармонные обороты (И. Ф. Стравинский, А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович).

    Литература: Гармоника. Краткие сведения о ей возникновении, развитии и производстве на Западе и в России, М., 1928; Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1939; Mодр A., Музыкальные инструменты, М., 1959; Благодатов Г., Русская гармоника, М., 1960; Мирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968; Rоtt A., Geschichte der Harmonika. Volksmusikinstrumente, Essen, 1954.Г. И. Благодатов.

  23. Источник: Музыкальная энциклопедия



  24. Энциклопедия кино

    «ГАРМОНЬ», СССР, Межрабпомфильм, 1934, ч/б, 66 мин. Музыкальная комедия.

    По одноименной поэме Александра Жарова.

    Первый отечественный музыкальный фильм был поставлен по поэме Александра Жарова. Часть поэзии в те времена стала как бы родом журналистики — рифмовала показательные события действительности, воплощала их в народных частушечных формах. Фельетон был основой поэмы, а затем и фильма. Гармонист Тимоша стал секретарем комсомольской ячейки, зазнался, пишет только инструкции и именует себя Тимофей Васильевич. Бывший гармонист стал чинушей. И воцарилась в деревне скука. поднял голову кулак. Тут и очнулся Тимоша от бюрократического умопомрачения, взял в руки гармонь и победил кулаков.

    Режиссер И. Савченко заинтересовался именно триединством предложенной истории, связью лирической, сатирической и социально-драматической линий, дающих основу для создания музыкальной драматургии. Используя жанровые модели — басни, водевиля и драмы, постановщик изобретательно манипулирует их специфическими признаками, играет на зазорах, противоречиях между ними. Ориентируясь на богатые открытия в кино 20-х годов, вновь открывая значения монтажа, ракурса, темпо-ритмических смен, Савченко ищет принципы построения музыкально-драматического зрелища. Музыка проникает во все пласты повествования, соотносится с каждым жанровым блоком. Создавая целостную композицию, Савченко точно выбирает приемы. Зазнался Тимоша. В острых ракурсах подана его фигура, быстры смены статичных кадров, диагональные пластические построения проясняют смысл: экран представляет серию шаржей.

    Расположились перед свежевыбеленной хатой скучающие девушки. Звучат неудачно спетые без аккомпанемента фразы песни. Затем молчание. На экране образ «умершей» без песен деревни. Поединок. Сталкиваются две силы, две песни: ликующая комсомольская и отчаянная, исполненная ярости и боли песня Тоскливого (эту роль замечательно сыграл сам Игорь Савченко). Веселье притягивает, уменьшается группа Тоскливого, увеличивается хор комсомольцев.

    Свидание. Медленно. чуть пародируя степенную крестьянскую повадку, идут влюбленные. Пейзаж, словно увиденный глазами примитивиста, открывает луг, покрытый крупными ромашками, холмы, декоративные контуры берез. Скидывает Тимоша пиджак с плеч и тот, подчиняясь сказочной логике, не падает, но парит, медленно опускаясь на землю.

    Поет Тоскливый злые частушки, проклинает новые порядки, выкрикивает: «Эх, советская власть!» Резкий наезд камеры на показанный комсомольцем кукиш.

    Фильм Савченко встретил жестокую критику. Под напором идеологических обвинений, было уже не до анализа поэтики и стилистики фильма, и по сей день могущих дать уроки глубинного понимания природы музыкально-драматического строительства, кинематографической выразительности и огромных потенций, заложенных во взаимодействии музыки и экранной пластики.

    Первая роль в кино Зои Федоровой (Марусенька).

    В ролях: Зоя Федорова (см. ФЕДОРОВА Зоя Алексеевна), Петр Савин (см. САВИН Петр Николаевич), Игорь Савченко (см. САВЧЕНКО Игорь Андреевич), Николай Горлов (см. ГОРЛОВ Николай Матвеевич), Николай Ярочкин, Н. Зырянов, П. Горелов, Ляля Сатеева, Е. Юхова, Э. Пирогова.

    Режиссер: Игорь Савченко (см. САВЧЕНКО Игорь Андреевич). Авторы сценария: Александр Жаров, Игорь Савченко (см. САВЧЕНКО Игорь Андреевич). Операторы: Евгений Шнейдер (см. ШНЕЙДЕР Евгений), Юлий Фогельман (см. ФОГЕЛЬМАН Юлий Моисеевич). Художник-постановщик: Валентина Хмелева (см. ХМЕЛЕВА Валентина Ивановна). Композитор: Сергей Потоцкий (см. ПОТОЦКИЙ Сергей Иванович). Текст песен: Александр Жаров. Звукорежиссер: Э. Деруп.

  25. Источник: Энциклопедия кино