Большая Советская энциклопедия

    I

    Фудзива́ра

    Садаиэ, Тэйка (1162—1241), японский поэт, учёный-филолог. Принадлежал к древнему роду Фудзивара. Писал в форме Танка, сочетая строгую приверженность традициям с новыми поэтическими идеалами. Тонкий лирик, Ф. отразил умонастроения и мироощущение аристократии, уступившей доминирующее положение в обществе военному сословию. Известен также как составитель классических антологий японской поэзии, в том числе «Новое Собрание старых и новых песен» (1205), «Лучшие поэты нашего времени» (1209), «По одному стихотворению от ста поэтов» (1237) и др. Автор работ по эстетикой теории поэзии («Ежемесячные заметки», 1219; «Предисловие» к антологии «Лучшие поэты нашего времени» и др.). Эстетические концепции Ф. оказали влияние на развитие классической японской литературы и театра, а его стихи явились одной из вершин японской поэзии.

    Соч.: Утаавасэсю, Токио, 1956; в кн.: Нихон котэн бунгаку тайкэй, т. 28, Токио, 1970; в рус. пер., в сборнике: Японская поэзия, М., 1956; в сборнике: Японские пятистишия, М., 1971.

    Лит.: Литература Востока в средние века, ч. 1, М., 1970; Мурата Сюити, Фудзивара Садаиэ, Токио, 1956.

    II

    Фудзива́ра

    древний японский род, составлявший высший слой феодальной аристократии. Род Ф. вышел из рода Накатоми — наследственных жрецов японской религии Синтоизм. Политическое возвышение рода связано с т. н. переворотом Тайка в 7 в. С 8 в. (вплоть до 20 в.) установился обычай брать жён императорам только из рода Ф. С 9 в. началось правление представителей этого дома, с 859 — уже официально со званиями регентов (сэссё) и канцлеров (кампаку). Нахождение Ф. у власти было связано с укреплением в Японии системы поместий (Сёэн) с налоговым и политическим иммунитетом и сосредоточением большого числа таких поместий у рода Ф. Правление дома Ф. продолжалось формально до 1184. Фактически он потерял реальную власть уже в середине 11 в. при распаде единого управления Японией, явившемся следствием начала феодальной раздробленности.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ФУДЗИВАРА - высший слой аристократии, находившийся у власти в Японии в 7-11 вв.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    фудзива́ра

    высший слой аристократии, находившийся у власти в Японии в VII—XI вв.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Советская историческая энциклопедия

    древний япон. род, составлявший с средних веков высший слой феод. аристократии. Род Ф. вышел из рода Накатоми - наследственных жрецов япон. религии синтоизм. Политич. возвышение рода связано с т. н. переворотом Тайка; глава рода Каматари (614-669) был одним из главных деятелей этого переворота. С 669 роду была присвоена фамилия Ф. С именем Ф. Фухито (659-720) связана окончат. редакция свода законов Тайхорё (701). С 8 в. (вплоть до 20 в.) установился обычай брать жен императоров только из рода Ф. С 9 в. начинается полоса правления этого дома, с 859 - уже официально со званиями регентов (сэссё - при малолетних императорах) и канцлеров (кампаку - при совершеннолетних императорах), наследственно передаваемыми членами пяти главных ветвей разросшегося к тому времени рода; прочие высшие посты в пр-ве были закреплены, также в наследственном порядке, за другими семью ветвями рода. Нахождение Ф. у власти было связано с укреплением в Японии системы поместий (сёэн) с налоговым, а в дальнейшем и политическим иммунитетом и сосредоточением очень большого числа таких поместий в руках членов рода Ф. Правление дома Ф. продолжалось формально до 1184. Фактически они потеряли реальную власть уже в сер. 11 в. при распаде единого управления Японией, явившемся следствием начала феод. раздробленности.

    Н. И. Конрад. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Вся Япония

    1), род - старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой Фудзивара. Основана эта выдающаяся семья была в VII в. представителем сильного клана Накатоми-но Каматари. В 669 г. император Тэндзи в награду за службу дал своему ближайшему сподвижнику и организатору реформ Тайка новую фамилию - Фудзивара. Родоначальник клана - Фудзивара-но Каматари - умер в том же году. Его сын - Фудзивара-но Фухито - выдал одну свою дочь замуж за императора Момму, а другую - за императора Сёму, и в дальнейшем такая практика стала излюбленным приемом семьи Фудзивара, применяемым для усиления своей роли при дворе и влияния на политику императора. Многочисленные родственники императора принадлежали к этому клану и оказывали на своего богоподобного родственника сильнейшее давление. Один из четверых сыновей Фухито основал сильнейшую ветвь своего рода - Хоккэ. Фудзивара-но Ёсифуса впервые стал официальным регентом при императоре Сэйва (850–881). Таким образом, впервые в японской истории император был бескровным путем отстранен от власти. Фудзивара стали основателями очень популярной в следующие века практики регентства. Единственным неудобством для клана Фудзивара было то, что регенты освобождались от службы, когда император достигал совершеннолетия. Поэтому Фудзивара-но Мотоцунэ ввел новый официальный пост - кампаку (верховный канцлер, регент при взрослом императоре). Наибольшего могущества клан Фудзивара достиг при Митинага (966–1028), который стал отцом четырех императриц и дедом трех императоров и практически правил империей на протяжении тридцати лет. В это время авторитет императора был еще высок, но хотя он и освящал как высший синтоистский священник сложившиеся институты и законы, регулирование практических государственных и частных дел было прерогативой чиновников из рода Фудзивара, занимавших все ключевые посты в государственном аппарате. В этот же период особенного расцвета достигает культура, составляются поэтические сборники, строятся новые храмы и дворцы, например павильон Феникса. После смерти Фудзивара-но Митинага влияние клана стало ослабевать, особенно в провинциях. Появились молодые, дерзкие феодалы-полководцы, смело отбиравшие силой оружия у клана Фудзивара экономическую основу их власти - землю. Через 40 лет после смерти Митинаги на престол взошел император, чья мать была не из рода Фудзивара. В 1156 г. разразилась война Хогэн, власть в стране захватил молодой, но сильный военный дом Тайра. В 1160 г. объединенные силы Фудзивара и Минамото были разбиты, политическому могуществу древнего рода пришел конец. Остальные члены рода Фудзивара хотя и заняли в истории Японии значимые места, но уже в другой области - семья дала стране много талантливых поэтов и ученых.

    2) (кё) - столица Японии с 694-го по 710 г. На ее месте теперь стоит город Касихара (префектура Нара). Моделью для строительства Фудзивара(кё) послужил Лоян - столица императоров Северной Вэйской династии в Китае. Город представлял собой совершенно правильный прямоугольник со сторонами 3,2 километра с юга на север и 2,1 километра с востока на запад. Девятью улицами, проложенными с юга на север, и тринадцатью другими, пересекавшими их под прямым углом, Фудзивара(кё) была разбита на квадратной формы кварталы. Каждый из них в свою очередь делился на четыре квартала поменьше пересекавшимися в его центре узкими переулками. Все расстояния в городе были строго выверены. Так, улицы прокладывались на расстоянии 265,5 метра друг от друга, каждая была шириной от 10,6 до 24,8 метра. Центральный проспект - Судзаку содзи (буквально - Большая дорога Красной птицы), пересекавший город по оси север - юг, был шириной около 32 метров, включая сточные канавы по обеим сторонам. Свое название проспект получил от мифической Красной птицы, которая в древнем Китае символизировала юг. Ширина переулков составляла около 9 метров. Квартал занимал в среднем 1,4 га. Дворцовый комплекс занимал середину северной части города, будучи по форме почти квадратом со сторонами 925,4 и 906,8 метра. Его окружала высокая, до 5,5 метра, стена, крытая сверху черепицей, какой обычно покрывали крыши домов. В стене было двенадцать ворот, по три с каждой стороны. Ворота представляли собой солидное сооружение с двускатной крышей, опиравшейся на восемнадцать столбов, установленных по шесть в ряд и отстоящих друг от друга на пять метров. За стенами располагались Большой зал приемов (Дайгокудэн), комплекс правительственных учреждений (Тёдоин) и императорская резиденция (Дайри). Их размещение повторяло размещение зданий на территории храмовых комплексов. При этом фасадами они также были обращены на юг, а самые важные строения - резиденция императора - располагались на севере. Император появлялся в Дайгокудэн, а его министры собирались в Тёдоин, где не только проводились заседания правительства, но и отправлялись различные церемонии. Дайгокудэн был крупнейшей постройкой дворцового комплекса: по фасаду она тянулась на 45 метров, а в глубину - на 20 метров. Тёдоин состоял из двенадцати зданий, причем весь комплекс опять-таки имел форму правильного прямоугольника, вытянутого с юга на север. В Фудзивара(кё) перенесли и Асука-дэра. Первоначально это был семейный храм клана Сога, но в 680 г. по императорскому указу ему был присвоен статус официального храма. После перенесения в Фудзивара(кё) Асука-дэра стал именоваться Гангодзи. Вместе с императором в Фудзивара(кё) переехала знать со своей многочисленной челядью, город заполнился чиновниками, солдатами, торговцами, в нем постоянно находилось большое число крестьян, занятых на земляных и строительных работах. Население города достигало 20–30 тыс. человек. В 710 г. после отъезда императорского двора с его челядью и приближенными, массой чиновников и другого служилого люда Фудзивара опустела.

  9. Источник: Вся Япония



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ФУДЗИВАРА
    ФУДЗИВАРА - высший слой аристократии, находившийся у власти в Японии в 7-11 вв.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: