Большая Советская энциклопедия

    Николай Григорьевич [16(28).11.1842, Петербург, — 26.2.1918, там же], русский философ-идеалист, переводчик на русский язык «Науки логики» Гегеля (ч. 1—2, 1916). Окончил Горный институт, преподавал метафизику, логику и психологию в Петербургской духовной академии (1882—87). Один из основателей философского общества в Петербурге (1897).

    Философская эволюция Д. прошла три этапа: от материалистических взглядов к позитивизму и затем от И. Канта к системе объективно-идеалистической философии, созданной под сильным влиянием Гегеля. В главном сочинении «Философия феноменального формализма» (в. 1—2, 1892—95) Д., в отличие от Гегеля, подчёркивает резкое различие между абсолютным духом (имеющим у Д. яркую теистическую окраску), которому доступно сущностное содержание бытия, и ограниченным умом человека, усваивающим лишь формальную сторону абсолютного духа, т. е. только явления. Т. о., Д. сочетает идеи гегельянства с принципом кантианского дуализма «вещей в себе» (См. Вещь в себе) и феноменального мира.

    Соч.: Философия будущего. Соображения о её начале, предмете, методе и системе, СПБ. 1882; О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности, СПБ, 1886.

    Лит.: Ланге Н. Н., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского. Ст. 1, «Журнал Министерства народного просвещения», 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель; История философии в СССР, т. 3, М., 1969 (см. именной указатель).

    Б. Г. Сафронов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Философская энциклопедия

    ДЕБО́ЛЬСКИЙ

    Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842 – 26 февр. 1918] – рус. философ-идеалист, переводчик на рус. яз. "Науки логики" Гегеля (1916). Окончил горный ин-т и естеств. фак-т Петербургского ун-та. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петерб. духовной академии. Один из учредителей (1897) Филос. об-ва в Петербурге. В молодости взгляды Д. содержали нек-рые материалистич. тенденции, позже он перешел к позитивизму, но не остановился и на нем. В работах "Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886) Д. излагал "свою" систему объективно-идеалистич. толка. При ее создании Д. испытал сильное влияние Канта, затем – Гегеля. Осн. соч. Д. – "Философия феноменального формализма" (вып. 1–2, 1892–95; из трех предполагаемых частей – метафизика, философия природы и этика – написана и опубликована только 1-я). В нем Д. утверждал, что Гегель, отождествив абс. (по терминологии Д. – Верховный) разум с человеческим, унизил бога. В борьбе с материализмом и марксизмом Д. пытался видоизменить учение Гегеля. По Д., только абс. ум является первопричиной вещей; поскольку мышление есть формирующее начало, формализм индивидуального ума выступает как одно из проявлений формализма абс. ума. Отсюда и название системы Д. – "феноменальный формализм", в к-ром Д. видел окончат. философию, подготовленную всем предшествующим развитием филос. мысли. Д. принадлежит ряд соч. по педагогике.

    Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского, ст. 1, "Ж. М-ва народного просвещения", СПБ, 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель.

    Б. Сафронов. Москва.

  3. Источник: Философская энциклопедия