Большая Советская энциклопедия

    католическая реакция, церковно-политическое движение в Европе середина 16—17 вв., возглавленное папством и направленное против Реформации (См. Реформация) с целью восстановления позиций, утраченных католицизмом в ряде стран в 1-й половине 16 в. По существу К. была одним из проявлений феодальной реакции (охватившей не только экономическую и политическую, но и идеологическую сферу), религиозной формой «контрнаступления» феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его начавшегося разложения.

    Главными орудиями К. были Инквизиция, монашеские ордена, Римская курия. Инквизиция, реорганизованная в 1542 в одну из конгрегаций римской курии и подчинённая непосредственно папе, развернула в католических странах борьбу с передовыми идеями, свободомыслием, наукой, всеми проявлениями реформационной мысли (особенно упорно преследовались народные направления Реформации). На костре были сожжены Дж. Бруно, Дж. Ванини, подвергнуты преследованиям Т. Кампанелла, Г. Галилей и многие другие передовые мыслители. Самое активное участие в К. принял созданный в 1534—40 орден иезуитов (См. Иезуиты). С помощью иезуитов и др. сил католической реакции папству удалось на Тридентском соборе (См. Тридентский собор) (1545—63) добиться, в частности, признания безусловного авторитета папы в делах веры, введения строгой церковной цензуры, издания «Индекса запрещенных книг (См. Индекс запрещённых книг)» и др. Решения собора стали своего рода программой К. Было принято т. н. Тридентское исповедание веры, которое должны были подписать все духовные лица; всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. В ходе К. в Риме был создан ряд учебных заведений для спецмальной подготовки католического духовенства, направлявшегося прежде всего в страны, которые были ареной наиболее острой борьбы между силами Реформации и К. (Германия, Нидерланды и др.). В ходе К. иезуиты захватили в свои руки многие университеты, в свою очередь становившиеся орудием католической реакции. В числе церковных деятелей, наиболее рьяно проводивших К., — римские папы Павел III, Павел IV (до избрания папой — кардинал Карафа), Пий IV и др., кардинал Карло Борромео, иезуит П. Канизий и многие др.

    К. не ограничивалась деятельностью учреждений католической церкви. Она активно проводилась также государственной властью ряда стран: Габсбургами в Испании и в «Священной Римской империи», Максимилианом Баварским, Сигизмундом III Ваза в Польше и др. Сторонники Реформации подвергались преследованиям государства; издавались специальные государственные указы, требовавшие от протестантов возвращения в «лоно католической церкви» под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны или даже казней. Одним из проявлений К. была борьба за возвращение католикам земель, утраченных ими в ходе проведения Реформации (издание Реституционного эдикта 1629 (См. Реституционный эдикт 1629) императором «Священной Римской империи» Фердинандом II). Под знаменем К. Испания вела борьбу против Нидерландской буржуазной революции 16 в., Габсбурги подавляли освободительное движение покорённых ими народов, боролись за осуществление идеи создания «мировой христианской империи» (во время Тридцатилетней войны 1618—1648 и др.).

    Сплотив силы феодальной реакции, К. в известной мере укрепила положение папства и католической церкви (восстановив католицизм и подавив реформационные движения в ряде стран), временно задержала натиск сил нового, буржуазного общества.

    Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католической реакции (Иезуиты), М., 1953; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Brandi К., Deutsche Reformation und Gegenreformation, Bd 2 — Gegenreformation und Religionskriege, Lpz., [1930].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - церковно-политическое движение в Европе сер. 16-17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора (1545-63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники контрреформации - монашеские ордена.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ, церковно-политическое движение в Европе середина 16 - 17 вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Активные проводники контрреформации - монашеские ордена. Смотри также Инквизиция.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в 16-17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин "Контрреформация" введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517-1546), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму. Это, в свою очередь, способствовало развитию в протестантизме кальвинистского движения, выражавшего жгучую ненависть к Риму, которой был охвачен и Лютер, проявлявший ее, однако, только в своих проповедях. Конфликт не затухал вплоть до Вестфальского мира (1648). Тридентский собор (1545-1563) официально отверг протестантские догматы. Теологическую мысль Контрреформации подытожил Роберто Беллармино в Рассуждениях о спорных вопросах христианской веры... (1586-1589), представлявших собой ответ католичества на вызов раннего протестантизма. Папа Павел III и его преемники возглавили католические силы; наиболее энергичными из католических вождей были Пий V (1566-1572) и Сикст V (1585-1590). В сотрудничестве с ними выступили католические государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556-1598), баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619-1637). Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III, в 1542, в Риме создана ее верховная инстанция - Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новосозданные монашеские ордена - капуцинов и иезуитов. Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы, где до начала промышленной революции численное превосходство католиков над протестантами было даже больше, чем в 20 в. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше - близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в скандинавских странах, Англии и Шотландии: и если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в скандинавских странах Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в 16 в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия. В ходе Тридцатилетней войны (1618-1648) католицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда французские войска по приказу кардинала Ришелье и шведские войска под водительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир (1648) закрепил религиозный раскол Западной Европы.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Философская энциклопедия

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ (от лат. contra — против и reformatio — преобразование, реформация) — совокупность мер, предпринятых католической церковью в 16—17 вв. в ответ на протестантскую Реформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное воздействие на политическое и культурное развитие континентальной Европы. Центральным событием контрреформации стал Тридентский собор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563. Собор осуществил реформы, к проведению которых в Римско-католической церкви призывали многие еще до выступлений М. Лютера. Контрреформация включает два аспекта: обновление католической церкви, укрепление ее позиций, поколебленных успехами протестантизма, и осуществленные на этой основе меры против протестантизма — контрреформацию в узком смысле слова. Благодаря принятым на Соборе решениям католическая церковь стала более сплоченной, приобрела более современный облик, так что вплоть до 1869 ее Вселенские соборы не созывались. Все же в отличие от протестантизма католицизм больше охранял традицию, чем обновлял ее.

    Декретом о традиции Тридентский собор подтвердил, что Священное Писание и Традиция (творения отцов церкви и церковные решения по вопросам вероучения) одинаково являются источниками веры и что только церковь имеет право трактовать Писание. Декретом о таинствах церковных Собор узаконил принятые церковью семь таинств и осудил лютеран, кальвинистов и цвинглианцев за их трактовку таинства евхаристии. Папа был провозглашен высшим и безусловным авторитетом в делах веры. Введена строгая церковная цензура, учрежден “Индекс запрещенных книг” (1559). Вместе с тем началась работа по реорганизации курии, отменена торговля индульгенциями, осуждены отступления от церковной дисциплины среди духовенства и монахов. Были учреждены несколько новых монашеских орденов; орден иезуитов (Общество Иисуса) получил более широкие права в деле католического воспитания и развернул активную проповедническую деятельность. Создавались многочисленные школы и коллегии (Германикум, Григориана и др.). Перестроившись, католицизм начал борьбу за восстановление утраченных позиций в Баварии, Венгрии, Австрии, Польше. Попытки ре-католизации с помощью политических средств с опорой на католических монархов привели к религиозным войнам 16—17 вв. Однако они уже не смогли изменить соотношения сил: заключенный в 1648 Вестфальский мир вернул исходную ситуацию, как она была определена Аугсбургским соглашением (1555). Он означал окончание периода контрреформации. Больше того, в результате религиозных войн усилился процесс секуляризации: просвещенный абсолютизм в политической сфере и просвещение.

    Контрреформация способствовала развитию теологии, росту образованности духовенства, усилению миссионерской деятельности. Но протестантизм не был повержен, более того, конфессиональное размежевание в европейском обществе лишь укрепилось. Католические реформы носили половинчатый и противоречивый характер; в них доминировал дух противодействия обновлению жизни европейского общества, они вступали в конфликт с антиавторитарной светской мыслью 17—18 вв. В культурной жизни этого времени перевес оказался на стороне протестантизма. И если верно, что без Лютера не было бы Канта, то без протестантской теологии не было бы ни Шлейермахера, ни Гегеля. В то же время реставрационно-консервативные течения (Ж. де Местр, Л. де Боналъа) 1-й пол. 19 в. в поисках религиозных истоков обращались именно к католицизму. Контрреформация стала предпосылкой католического возрождения 19 в.

    Лит.: Jedin H. Katholische Reform oder Gegenreformation? Luzern, 1946; Das Weltkonzil von Trident. Sein Werden und Wirken, 2. Bde. Munch., 1951; ίοι
    •;/. Die Reformation in Deutschland, 2. Bde. Münch., 1962; Tillich P. Die Entwicklung des römischen Katholizismus vom Tridentinum bis zur Gegenwart. — Vorlesungen über die Geschichte des christlichen Denkens, Tl. l. Stuttg., 1971.

    В. И. Гараджа

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Энциклопедический словарь

    Контрреформа́ция

    церковно-политическое движение в Европе середины XVI—XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. В основу программы Контрреформации легли решения Тридентского собора (1545—63). Осуществлялась в основном с помощью инквизиции. Активные проводники Контрреформации — монашеские ордена.

    * * *

    КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

    КОНТРРЕФОРМА́ЦИЯ, церковно-политическое движение в Европе середины 16—17 веков во главе с папством, направленное против Реформации(см. РЕФОРМАЦИЯ). В основу программы контрреформации легли решения Тридентского собора(см. ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР) 1545—1563 годов. Осуществлялась в основном с помощью инквизиции(см. ИНКВИЗИЦИЯ). Активные проводники контрреформации — монашеские ордена(см. МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА).

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    реакц. религ.-политич. движение в Зап. Европе 16-17 вв. против Реформации (как против бюргерского, так и против нар. направлений), возглавленное папством. Являлось своего рода контрнаступлением в религ. форме феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения. Оплотом и материальной опорой К. были гос-ва, в к-рых позиции католицизма оставались наиболее прочными (Испания, а также княжества Юго-Зап. и Юж. Германии и Австрия, где после Крестьянской войны 1524-25 наступила феод. реакция). В борьбе за укрепление своих позиций папство прибегло к организац. и идейной перестройке католич. церкви. В 1534 был основан, а в 1540 утвержден орден иезуитов, ставший гл. орудием К. В 1542 реорганизована папская инквизиция. В 1559 опубликован папский "Индекс запрещенных книг". Тридентский собор (1545-63, с перерывами) закрепил победу реакц. группировки во главе с иезуитами над течением, искавшим примирения с протестантизмом; его решения стали программой К. (главенство папы над собором, употребление лат. яз. вместо национальных в богослужении, т. н. тридентское исповедание веры, к-рое должны были подписать все духовные лица). Папство перестроило курию, создав конгрегации, в т. ч. Конгрегацию пропаганды веры (1622), ответственную за миссионерскую деятельность, реформировало монашеские ордена и создало ряд новых. Оно ожесточенно преследовало передовую науч. мысль (процессы Доле, Бруно, Ванини, Галилея), проводило массовое уничтожение инакомыслящих (Варфоломеевская ночь). К. укрепила положение папства и католич. церкви, что способствовало врем. укреплению позиций феодализма. Реформация была ликвидирована в Испании, Италии, католицизм был восстановлен в Польше, Юж. Германии, Австрии; после длит. религиозных войн протестанты потерпели поражение во Франции. Однако К. не смогла полностью искоренить протестантизм.

    Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католич. реакции (Иезуиты), М., 1955; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961.

    И. А. Энгельгардт. Москва.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Энциклопедия социологии

    (от лат. contra - против и reformatio - преобразование) - - англ. counter-reformation; нем. Gegenreformation. Религиозно-полит, движение, направленное против Реформации за сохранение и упрочение феодальных отношений и господствующего положения католической церкви.

  15. Источник: Энциклопедия социологии



  16. Орфографический словарь-справочник

  17. Источник:



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: